Метафорическое мышление и суждения по аналогии.
Отдельное внимание стоит уделить вопросу о метафорическом суждении и мышлении по аналогии, как одной из наиболее влиятельных форм когнивных ошибок.
Суждение по аналогии – это объяснение и приписывание значений новым ситуациям через обращение к историческим прецедентам. Как принято считать, при суждении по аналогии в сознании политиков зачастую стираются различия между конкретной ситуацией в настоящем и политически предпочитаемым прецедентом в прошлом.
В пример подобной ситуации можно привести крупные конфликты в странах третьего мира, которые оценивались и продолжают оцениваться через призму войны США во Вьетнаме, и при наличии определенного вешнего сходства совершенно не фиксировалось внимание на существенных различиях ситуации: Афганистан – Вьетнам для СССР; Ливан – Вьетнам для Израиля; Эритрея – Вьетнам для Эфиопии; Босния – Вьетнам для ЕС и т.п. А различные ситуации напряженности, возникающие между Россией, США и Западной Европы сразу же интерпретируются по аналогии с событиями и идеями эпохи «холодной войны».
Метафорическое мышление в политике приводит к тому, что введенные в обиход метафоры начинают сами определять восприятие ситуации, формируя рамки и вводя в нее собственную смысловую нагрузку. Особое внимание ему уделено в работах Р.Джервиса, Дж.Бреслауэра, P.Дентона и Г.Вудворда. В них анализируется влияние метафор, широко распространенных среди американских элит в период холодной войны, на принятие политических решений. К данным метафорам относятся: «лестница эскалации», «скользкий путь», «миротворец» (стратегическая ракета «МХ»).
Метафора «лестница эскалации» предполагала, что вооруженные конфликты, связанные как с применением обычных вооружений, так и даже ядерного оружия, могут быть поставлены под контроль. Метафора «скользкий путь» определяла неизбежность скатывания конфликтующих сторон к военному противостоянию путем утраты того же самого контроля над развитием ситуации, а метафора «миротворец» была ядром концепции сдерживания возможной военной агрессии путем устрашения. В практике международных отношений метафора «лестница эскалации» поддерживала военную доктрину, связанную с наращиванием ответных мер в области военного строительства, включая и ядерный потенциал. В противоположном ключе «работала» метафора «скользкий путь», которая поддерживала концепцию гарантированного взаимного уничтожения в случае развязывания крупномасштабного конфликта и требовала от ядерных сверхдержав избегать кризисных ситуаций, которые в перспективе становятся трудноуправляемыми. Метафора «миротворец» олицетворяла концепцию ядерного устрашения.
Нельзя не уделить отдельное внимание метафоре "домино", которая подразумевала, что неудача с занятием твердой позиции в одной сфере неизбежно подрывает позиции и во всех других. Так, в начале XIX века Ф. Меттерних полагал, что революция "заразительна" и требует изоляции, карантинных мероприятий для предотвращения распространения; в 60-70-х годах ХХ века Л.И. Брежнев, опасаясь эффекта "домино", склонялся к аналогичной точке зрения по поводу либеральных социальных экспериментов, подобных реформам А. Дубчека в Чехословакии; примерно в то же самое время администрации президентов Р. Никсона и Л. Джонсона использовали метафору "домино" для оправдания американского вмешательства во Вьетнаме.
