- •От автора
- •I. Изучение и использование передового педагогического опыта
- •Понятия «педагогический опыт», «передовой педагогический опыт»
- •Становление передового опыта
- •2 М. Н. Скаткин 33
- •Формы передачи передового опыта
- •Несколько советов об описании передового опыта
- •Изучение и распространение передового опыта в районе
- •Работа иуу, отделений Педагогического общества, пединститута по изучению и распространению передового опыта
- •Рекомендуемая литература
- •Научные и житейские (стихийно-эмпирические) знания
- •Подчиняется ли субъективная педагогическая деятельность объективным законам
- •Между какими группами явлений педагогика должна открывать закономерные связи
- •Ведущая идея
- •Гипотеза
- •Разработка общего пути (логики) исследования
- •Определение методов исследования
- •О работе над литературой по проблеме исследования
- •Изучение состояния дела в школах по исследуемому вопросу
- •4 М. Н. Скаткин 97
- •Об эмпирическом и теоретическом уровнях исследования
- •Требования к оформлению результатов исследования
- •Рекомендуемая литература
- •1. Методология научного исследования2
- •III. Задачи методологических исследований и их роль в развитии педагогической науки
- •Назначение и предмет методологических исследований
- •13 Журнале «Коммунист» появился ряд статей, в которых резкой критике подверглись новые программы и учебники по математике'.
- •Уровни методологических исследований и пути разработки методологии педагогики
- •Взаимоотношение педагогики с психологией
- •Рекомендуемая литература1
- •Заключение
Между какими группами явлений педагогика должна открывать закономерные связи
Где же искать объективные причинные связи (закономерности) субъективных действий учителя и учеников? Первой была мысль: искать их в психической жизни детей. В самом деле: допустим, я хочу дать - дётям знания. Но чтобы сознательно усвоить их, дети должны произвести какую-то психическую деятельность: у них должны работать внимание, воображение, мышление, память, воля. Педагог должен управлять этими психическими процессами, а они подчинены объективным законам, которые изучает психология. Отсюда сам собой напрашивался вывод о том, что у педагогики нет своего специфического предмета исследования. Педагогика в этом случае берет готовые законы из психологии и, опираясь на них, строит свои практичееккие рекомендации. Педагогика превращается в прикладную психологию.
Скоро обнаружилась и еще одна непредвиденная трудность: оказалось, что сами-то психические функции, процессы, качества личности не развиваются самостоятельно, без обучения. Об этом особенно убедительно свидетельствовали факты: дети, случайно оказавшиеся и выросшие среди животных, оставались звероподобными существами, не умевшими даже ходить, не владевшими речью, лишенными человеческого разума. Значит, решающее влияние на развитие самих психических процессов оказывает общение с людьми, а особенно организованное обучение. Получался замкнутый круг: обучение хотят определить, обосновать законами психики, а сама психика определяется в значительной степени обучением.
69
Отсюда следует, что хотя для педагогики очень важно знать и всемерно использовать объективные законы психических процессов, но одни они еще не раскрывают всех объективных закономерностей воспитания и обучения. Из изложенного следует и другое: не так-то просто, оказывается, установить, где искать объективные закономер-ности педагогических явлений, определяющие субъектив-ную деятельность учителя и учеников.
Область действительности, которую изучает педагогическая наука;— обучение и воспитание. Это особый, специфический вид общественной целенаправленной деятельности людей, предназначенный для того, чтобы организованно передавать накопленный обществом опыт новым поколениям, чтобы в результате усвоения этого опыта у детей развивались способности, необходимые для успешного выполнения различных деятельностей в сфере материалы | ного и духовного производства, чтобы ученики не только овладевали накопленным богатством культуры, но и были подготовлены к тому, чтобы в дальнейшем могли приумножить это богатство, прибавить к нему что-то новое.
Чтобы обучение и воспитание могли выполнить эти важные для общества функции, необходимо знать: 1) что подлежит передаче, 2) как осуществить сам процесс передачи и обеспечить всестороннее развитие личности. На эти два главных вопроса и должна дать обоснованный ответ педагогическая наука.
Какого же рода объективные связи (между чем и чем) должна исследовать педагогика, чтобы дать ответ на эти вопросы? Не беря на себя задачу дать исчерпывающий перечень всех областей связи, перечислим лишь важнейшие. Первая важнейшая область объективных связей — это связи между развитием материальной и духовной жизни общества, с одной стороны, и целями и содержанием воспитания и обучения, с другой. Исследование этих связей необходимо, чтобы научно обосновать конкретную «программу человеческой личности», о которой в свое время писал А. С. Макаренко. Эта программа, как указывал, А. С. Макаренко, носит конкретно-исторический-характер. Она должна быть направлена на решение коренных целей коммунистического общества — развитие способностей и творческих сил человека, всестороннее развитие личности. Но вместе с тем она не может не считаться с реальными потребностями общества в подготовке рабочей силы на данном историческом этапе строительства коммунизма,
70
Перед педагогической наукой стоит сложная задача исследовать объективные закономерные связи между происходящим в стране процессом строительства коммунистического общества и целями и содержанием воспитания и обучения на каждом историческом этапе развития общества. Чтобы раскрыть эти объективные закономерные связи, педагогика должна широко применять в исследовании понятия и методы ряда наук, в первую очередь исторического материализма, научного коммунизма, политической экономии, социологии, психологии и др.
Вторая обширная область объективных связей, иссле-дованием которых призвана заниматься педагогика,— это ) связь между деятельностью педагога, деятельностью вос-питуемых и обучаемых и результатами этой деятель- ности.
Под деятельностью педагога понимается: отбор содержания образования, методы, организационные формы и средства воспитания и обучения.
Под деятельностью воспитуемых и обучаемых понимаются все ее виды, организуемые педагогом в целях всестороннего, гармонического развития,— учебная, производительный труд, общественно полезная работа, игра, гимнастика, спорт, туризм, занятия искусствами, общественно-политическая деятельность (участие в работе органов ученического самоуправления, в работе октяб-рятской, пионерской и комсомольской организаций, в общественно-политической жизни страны) и т. д.
Под результатами педагогического процесса понимаются знания, умения, навыки, мировоззрение, нормы нравственности, общее развитие.
Третья область связей, исследуемых педагогикой,— это связи между наследственностью, воздействиями среды (семьи, общественных организаций, кино, театра, радио, телевидения, печати, общения со сверстниками и т. д.) и организованными воздействиями школы.
Зная области, в которых педагогическая наука призвана открывать объективные закономерности связи, лежащие в основе субъективной деятельности педагогов и учащихся, исследователь должен определить, куда он приложит свои силы, какого рода связи (между какими явлениями) будет выявлять, т. е. определить предмет исследования.
Здесь исследователя подстерегает опасность смешения предмета и объекта исследования.
Часто вместо предмета указывается эмпирический
71
объект или область, к которой относится исследование. Так, в одной из работ читаем: «Предметом исследования явились учебные картины». В другой работе в качестве предмета исследования называются экскурсии и практи-ческие работы в сельскохозяйственном производстве в школьном курсе ботаники.
Между тем современная наука о науке строго разли-чает предмет и эмпирический объект исследования.
Любой эмпирический объект, например урок, связан со многими другими объектами и имеет сложную структуру. Отдельные компоненты этой структуры, в свою очередь, связаны друг с другом, и каждый выполняет специфи-ческую функцию в целостном организме. Исследователь не может сразу изучить данный эмпирический объект во всех его связях и опосредованиях с другими объектами и все сложные связи и взаимодействия составляющих его компонентов. Поэтому он часто вынужден ограничивать себя и выделяет для изучения лишь определенный круг связей.
Он изучает их с определенной целью, решает конкретные задачи исследования, применяя соответствующие познавательные средства, опираясь при этом на ранее накопленные наукой знания. Все это вместе и составляет предмет исследования. Ни один из этих компонентов сам по себе не создает предмета исследования. Взятый в целом, предмет исследования выступает как посредник между субъектом и объектом исследования: именно в рамках предмета исследователь имеет дело с объектом1.
Руководствуясь указанными различиями, исследователь должен четко определить и сформулировать объект и предмет своего конкретного исследования. Для примера приведем несколько формулировок объекта и предмета исследования из различных работ.
М. А. Ушакова провела исследование на тему «Дидактические требования к комплексу заданий для формирования системности знаний учащихся». Объектом исследования явился специально организованный процесс обучения, формирующий системность знаний учащихся. Предмет исследования — особенности комплекса заданий как одного из средств формирования системности в этом процессе.
1 См.: Юдин Э, Г. Как понимать объект и предмет научного познания//Политическое самообразование. —1967.—№ 3; Краев-ский В. В. Проблемы научного обоснования обучения.—М., 1977.— Гл. 2.
72
Т. А. Козлова выполнила работу на тему «Дидактические приемы обучения учащихся старших классов знанию взаимосвязи теории и фактов». Объектом исследования явился процесс обучения знанию взаимосвязи теории и фактов. Предмет исследования — дидактические приемы, направленные на обучение знанию взаимосвязи теории и фактов при изучении естественнонаучных предметов.
М. П. Пальянов выполнил исследование на тему «Дидактические условия формирования опыта творческой деятельности учащихся». Объектом исследования явился процесс обучения, ориентированный на формирование опыта творческой деятельности. Предмет исследования — сово-купность дидактических условий, реализация которых в | учебном процессе способствует целенаправленному фор- мированию опыта творческой деятельности учащихся, а | также специфические дидактические средства, обеспечи- вающие осуществление этих условий в учебном процессе.
Тема исследования Д. Д. Зуева —«Структура совре менного школьного учебника и место в ней внетекстовых компонентов». В качестве объекта исследования взят школьный учебник гуманитарных дисциплин — важней ший элемент средств обучения. Предмет исследования сос тавили внетекстовые компоненты как органическая часть структуры учебника.
В. В. Сериков провел исследование на тему «Стиму- лирование самовоспитания старшеклассников как условие формирования социально ценных качеств их личности». Объектом исследования послужил процесс воспитывающего обучения предметам естественно-математического цикла. Предмет исследования—способы стимулирования самовоспитания старшеклассников при изучении дисциплин этого цикла. Самовоспитание учащихся в этом процессе направлялось на формирование у них познавательной самостоятельности как социально ценного качества личности.
Тема работы Л. М. Перминовой —«Функции и место структурно-логических схем в учебном процессе». В качестве объекта был взят учебный процесс, включающий использование структурно-логических схем. Предметом же исследования явились условия первичного включения в учебный процесс структурно-логических схем для реализации одной из ведущих функций обучения — формирования системности знаний.
73
Выявление проблемы и выбор темы исследования
Слово «проблема» часто употребляется в разных значениях: а) как синоним практической задачи (например, проблема повышения успеваемости, проблема устранения перегрузки, проблема совершенствования качества урока и т. д.), б) проблема как нечто неизвестное в науке, требующее поиска новых знаний о действительности.
«Проблема выступает как констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знания, что является следствием открытия новых фактов или связей, обнаружения логических изъянов существующих теорий или появления таких новых запросов общественной практики и т. д., которые с необходимостью требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новому знанию»1.
Определить научную проблему, нуждающуюся в исследовании, не так просто. Для этого надо, во-первых, хорошо знать современное состояние науки, а во-вторых, соотнести его с потребностями практики и развития самой науки, чтобы на основе такого соотнесения обнаружить, чего в науке недостает. Поэтому каждый человек, вступающий на поприще науки, должен вырабатывать у себя «проблемное видение мира».
Часто начинающие исследователи смешивают указанные два значения слова «проблема» и вместо научной проблемы говорят о практической задаче. Но это не одно и то же. Для решения крупной практической задачи часто надо бывает исследовать не одну, а несколько научных проблем. Например, для решения практической задачи преодоления неуспеваемости нужно исследовать такие научные проблемы, как определение факторов, влияющих на отношение учащихся к учению; дифференцированный подход к учащимся в обучении; роль поисковых задач в активизации познавательной деятельности и др.
Формулируя и обосновывая научную проблему, полезно указать, что сулит ее исследование для решения тех или иных практических задач обучения или воспитания. Чтобы избежать подмены научной проблемы практической задачей, надо ясно отдать себе отчет: 1) какие научные знания нужны, чтобы решить данную практическую или
1 Мочалов И. И. Научная проблема и ее роль в познании// Вопросы философии,—1964.—№ П.—С. 28.
74
теоретическую задачу; 2) есть ли эти знания в науке; если есть, то ими можно воспользоваться и тогда нет никакой научной проблемы; если же готовых ответов в науке нет (закономерности педагогического процесса неизвестны), то возникает проблема, требующая исследования.
В основе любой научной проблемы всегда лежит противоречие между знанием и незнанием, между новыми фактами и существующей теорией, которая оказывается не в состоянии эти факты объяснить, так как не раскрыта их сущность, неизвестны закономерные связи явлений.
Подходить к определению научной проблемы можно: 1) от запросов практики; 2) от запросов развития самой науки. Но в том и другом случае непременным критерием выбора проблемы является ее актуальность, т. е. необхо-димость для дальнейшего развития науки, или для решения того или иного важного вопроса педагогической практики, или для того и другого вместе. Выявленная научная проблема находит отражение в теме исследования.
При выборе тем не рекомендуется брать такие, по которым уже выполнено большое количество работ и новое исследование мало может прибавить к уже известному, а будет в значительной мере дублировать ранее сделанное.
Так, педагогическому наследию А. С. Макаренко посвящена 31 диссертация, педагогическим взглядам М. И. Калинина —26, К. Д. Ушинского —49, а революционных демократов — Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева и других — около 100.
При выборе конкретной области педагогической действительности, на которую «работает» исследование, надо учитывать прогрессивность соответствующих педагогических явлений. А для этого требуется научное предвидение и чувство нового. Выявив ростки нового, передового, зная, что ему принадлежит будущее, исследователь может смело браться за изучение научной проблемы, решение которой поможет этим росткам успешно расти и развиваться. К числу таких ростков в области обучения в настоящее время относится, например, ведущийся передовыми педагогами поиск эффективных путей развития познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся, развития потребности в знаниях, связи обучения с жизнью, совершенствования организационных форм обучения и др.
75
Большое будущее принадлежит политехническому обучению и трудовому воспитанию, что диктуется объективными законами развития производства и изменениями характера производительного труда.
Вместе с тем неудачи у исследователя возникают в том случае, если его поиск направлен на поддержку явления, не имеющего будущего. Такие работы оказываются конъюнктурными, нежизненными.
При выборе темы следует учитывать накопления, сделанные исследователем за предшествующие годы. Предпочтение надо отдать той теме, по которой человек много читал, думал, экспериментировал, собирал материал и публиковал его. Трудно выполнить исследование, если оно проводится на пустом месте, без соответствующего задела.
Необходимо, чтобы область и проблема исследования соответствовали профилю специального образования исследователя. Всегда настораживает, если, например, историк плохо знакомый с техникой, пишет работу по политехническому обучению, а инженер берется за исследование вопросов гуманитарного образования. Человек должен обладать большой эрудицией в той области, которую берется исследовать.
Одной из типичных ошибок при выборе проблемы начинающим исследователем является обширность и сложность проблемы без трезвого учета своих сил и возможностей. Это происходит обычно от неопытности, от незнания трудоемкости научного исследования.
Например, один учитель задумал исследовать проблемное обучение и его роль в повышении познавательной самостоятельности учащихся. Такая тема могла бы стать предметом докторской диссертации. Начинающему исследователю достаточно ограничиться изучением какого-либо одного компонента или аспекта проблемного обучения, например изучением источников возникновения проблемных ситуаций и способов подведения к ним учащихся, или разработкой типов поисковых познавательных задач по какому-либо учебному предмету на одной из ступеней обучения, или выяснением места и способов проблемного изложения знаний учителем, или изучением роли гипотез в учебном процессе и т. п. Столь же обширны и непосильны для начинающего исследователя проблемы: «Формирование активности учащихся в обучении», «Единство учебной И внеклассной работы», «Формирование мировоззрения учащихся средней школы».
76
Сложность исследования зависит и от того, что исследователь пытается одновременно изучить действие многих педагогических факторов, причин, условий на многие стороны личности. Надо себя строго ограничить: либо проверять действие меньшего количества педагогических воздействий, либо ограничить количество сторон личности, на которые эти воздействия направлены.
Наиболее желательна ситуация, когда проблема представляет собой составную часть большого, комплексного, системного исследования, проводимого коллективом кафедры, сектора или научно-исследовательского института. В этом случае труд начинающего исследователя органически вливается в общую работу кафедры или сектора и исследователь живет в творческой атмосфере коллективного научного поиска.
