- •От автора
- •I. Изучение и использование передового педагогического опыта
- •Понятия «педагогический опыт», «передовой педагогический опыт»
- •Становление передового опыта
- •2 М. Н. Скаткин 33
- •Формы передачи передового опыта
- •Несколько советов об описании передового опыта
- •Изучение и распространение передового опыта в районе
- •Работа иуу, отделений Педагогического общества, пединститута по изучению и распространению передового опыта
- •Рекомендуемая литература
- •Научные и житейские (стихийно-эмпирические) знания
- •Подчиняется ли субъективная педагогическая деятельность объективным законам
- •Между какими группами явлений педагогика должна открывать закономерные связи
- •Ведущая идея
- •Гипотеза
- •Разработка общего пути (логики) исследования
- •Определение методов исследования
- •О работе над литературой по проблеме исследования
- •Изучение состояния дела в школах по исследуемому вопросу
- •4 М. Н. Скаткин 97
- •Об эмпирическом и теоретическом уровнях исследования
- •Требования к оформлению результатов исследования
- •Рекомендуемая литература
- •1. Методология научного исследования2
- •III. Задачи методологических исследований и их роль в развитии педагогической науки
- •Назначение и предмет методологических исследований
- •13 Журнале «Коммунист» появился ряд статей, в которых резкой критике подверглись новые программы и учебники по математике'.
- •Уровни методологических исследований и пути разработки методологии педагогики
- •Взаимоотношение педагогики с психологией
- •Рекомендуемая литература1
- •Заключение
Научные и житейские (стихийно-эмпирические) знания
Более или менее достоверные знания люди получают не только путем научного исследования, но и в результате повседневной жизнедеятельности, практического опыта. Сама наука исторически возникла на базе труда, обобщения практической деятельности людей. Такие житейские (стихийно-эмпирические), донаучные знания играют существенную роль и в нашей современной жизни и деятельности. Однако их надо строго отличать от знаний научных, чтобы в исследовании не произошло подмены последних житейскими знаниями.
Чем же отличается научное знание от житейского (донаучного, стихийно-эмпирического) ?
Стихийно-эмпирическое знание обычно отражает внешние, несущественные, бросающиеся в глаза признаки вещей, процессов. Эти внешние признаки берутся за основу распознания и классификации предметов, что приводит к поверхностным и ошибочным обобщениям. Например, на основе житейских (донаучных) знаний люди долгое время считали кита рыбой, потому что он живет в воде, имеет плавники и по форме похож на рыбу. Наука же не ограничивается внешней видимостью предметов, а раскрывает их внутреннюю сущность. Так, изучив кита, его внутреннее строение, биологические особенности, происхождение, наука обнаружила в нем черты, присущие млекопитающим животным (киты произошли от млекопитающих, рождают живых детенышей и выкармливают их молоком).
На основе житейских знаний многие люди даже и в настоящее время убеждены, что кочан капусты, луковица, морковка, картофелина — плоды, потому что мы их едим. Наука же, изучив их структуру, функции и образование,
' Энгельс Ф. Анти-Дюринг//Маркс К., Энгельс Ф. Соч.—Т 20.— С 290.
63
обнаружила, что кочан капусты — это большая почка, лу-ковица состоит из укороченного стебля и утолщенных листьев, морковка представляет собою утолщенный корень, а картофелина — видоизменный стебель.
Можно привести пример поверхностных житейских знаний и о педагогических явлениях. Так, механическое воспроизведение учебного эксперимента по готовой инструкции и самостоятельное добывание знаний с помощью исследовательского эксперимента относят к одному и тому же методу лабораторной работы на основании чисто внешнего признака: и в том и в другом случае ученики манипулируют с приборами, ставят опыт. Однако с научной точки зрения такой поверхностный подход к этим. педагогическим явлениям не состоятелен. Он напоминает отождествление кита с рыбой. Наука раскрыла более существенные, скрытые от глаз, внутренние признаки этих явлений, коренящиеся в характере познавательной деятельности учащихся. В первом случае эта деятельность носит воспроизводящий характер, во втором — исследовательский, творческий. На основании этих существенных признаков указанные два педагогических явления должны быть отнесены к двум разным методам — воспроизводящему и исследовательскому, хотя по внешней форме они похожи друг на друга.
Житейские знания обычно отражают не только внешние признаки, но и случайные, бросающиеся в глаза связи явлений, что часто приводит к серьезным ошибкам. Покажем это на примерах из истории науки.
Так, до XVII столетия люди думали, что существует какая-то определенная связь между движением звезд на небе и человеческой жизнью. Знаменитый французский хирург Абруаз Парэ (1517—1590) ожидал для своих операций определенного положения звезд.
Люди в средневековье, не зная ничего о микробах — распространителях чумы, опираясь на житейские знания, пытались вести борьбу с этой ужасной болезнью. Они старались изолировать населенные пункты, в которых возникли очаги заболевания, от других населенных пунктов. Передача депеш из местности, находящейся в карантине, в район, не пораженный чумой, происходила над костром, чтобы огонь и дым не допустили распространения болезни. Но наряду с этими правильными санитарными мероприятиями люди звонили в колокола и издавали громкие звуки с помощью духовых труб, чтобы сильным шумом отогнать чуму от населенного пункта.
64
Только перейдя от житейских наблюдений к точным научным наблюдениям и экспериментам, людям удалось открыть мир невидимых существ, законы жизни и развитая микробов и, опираясь на эти точные научные знания, найти эффективные средства предупреждения и лечения заразных болезней.
Таково же положение и в педагогике. Люди воспиты-вали и обучали детей задолго до появления науки педаго-гики. Они делали это более или менее успешно, опираясь на подмеченные связи педагогических явлений. Однако наряду с правильными обобщениями, отражающими объективно существующие связи, среди педагогов получили распространение и ложные представления. Например, долгое время считали, что порка детей улучшает их поведение, делает их послушными и прилежными; что такое же благотворное действие на детей оказывает заключение в карцер и лишение пищи; что многократное механическое повторение текста дает учащимся хорошие знания; что молитва перед учением помогает лучше учиться; что обучать чтению надо путем складывания отдельных букв и т. д.
Полученные на основе житейских наблюдений знания описывают, как протекает процесс, т. е. фиксируют его последовательные фазы (стадии), но не объясняют, почему он проходит именно так, а не иначе.
Научное знание не ограничивается описанием последовательных этапов процесса, но объясняет, почему он проходит именно так, раскрывает его необходимость, внутренние движущие силы.
На основе житейских наблюдений давно был описан переход воды из одного состояния в другое и установлена внешняя причина этих переходов (нагревание — охлаждение). Но только наука, создав молекулярную теорию, раскрыла внутреннюю картину переходов из одного агрегатного состояния в другое.
Повседневные наблюдения над растениями давно отразили последовательные фазы их развития. Но только наука проникла в глубь явлений и раскрыла законы роста и развития растений.
На основе многолетнего опыта ремесленников было добыто знание о процессе обучения трудовым навыкам: гляди, как делает ремесленник, воспроизводи (подражай), пробуй выполнять (упражняйся, учась на ошибках). Это был тяжелый, длительный, малоэффективный способ обучения.
3 М. Н. Скаткия
65
Наука раскрыла объективные закономерности процес-са формирования трудовых умений и навыков и, опираясь на них, усовершенствовала, изменила ход процесса, объяс-нила, почему его надо строить так, а не иначе.
Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что житейские знания хотя и играют большую роль в дея-тельности людей, но имеют существенные недостатки. Эти знания поверхностны. Они отражают внешнее, то, что бро-сается в глаза, но не проникают в глубину, не раскры-вают сущности явлений, диалектического процесса раз-вития, его закономерностей и движущих сил. Житейские) знания недостаточно достоверны, недостаточно доказа-тельны, часто ошибочны. Поэтому они во многих случаях не обеспечивают достижения намеченной педагогической цели.
Задача науки — преодолеть эти недостатки, сделать педагогические знания более глубокими, достоверными, доказательными, правильными, чтобы, опираясь на них, можно было более эффективно строить педагогический I процесс.
Научно-исследовательская деятельность имеет свою «технологию», отличную от «технологии» деятельности учителя — практика и методиста. Это объясняется тем, что у них разные цели деятельности, разные средства и конечные продукты.
Цель деятельности учителя: учить и воспитывать детей; результат этой деятельности: знания, умения, навыки, воспитанность детей, сформированное мировооззрение.
Цель деятельности методиста: опираясь на науку и обобщение передового опыта, помогать учителю правильно строить педагогический процесс, вооружать эффективными средствами обучения и воспитания; результат деятельности: методические рекомендации, предписания, разработки.
Цель ученого (исследователя): исследовать объективные закономерности учебно-воспитательного процесса; результат деятельности: раскрытая сущность, научная классификация, закономерные связи педагогических явлений.
' Подробнее см.: Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики, с. 10—13, 40—46.
66
