Согласование разрядности данных
Разрядность данных в каждом цикле обращения определяется потребностями текущего задатчика и возможностями исполнителя. На системной плате имеется специальный буфер, он же перестановщик байтов, который при необходимости транслирует данные с младшего байта шины на старшую или обратно. Его задача - точно согласовать размер данных, которыми обмениваются устройства.
Логика управления этим буфером использует сигналы SBHE, SAO, IOCS16 и MEMCS16. Поддержка 16-разрядных передач сообщается адресуемым исполнителем сигналами IOCS16 и MEMCS16 при срабатывании его дешифратора адреса. Сигнал IOCS16 влияет только на разрядность обращений к портам, MEMCS16 — к памяти.
Все операции обмена (транзакции) начинаются задатчиком единообразно, поскольку он еще не «знает» возможностей исполнителя. Развитие событий зависит от намерений задатчика и полученных сигналов разрешения 16-битных передач. В чисто 16-разрядных машинах начальный адрес однозначно соответствует передаваемому байту или младшему байту передаваемого слова.
В машинах с 32-разрядными процессорами начальный адрес, выставляемый на шине в начале транзакции, зависит от разрядности данных, запланированной задатчиком, и может зависеть от положения адресуемых данных относительно границы двойного слова (32 битного). 16-разрядные передачи выполняются за 1 цикл только при условии передачи по четному адресу (А0=0) и при ответе исполнителя сигналом IOCS16* или MEMCS16#, в иных случаях они разбиваются на два цикла. 32-разрядные передачи будут разбиваться на 2 (16+16), 3 (8+16+8) или 4 (8+8+8+8) цикла, в зависимости от возможностей исполнителя и четности адреса. Порядок, в котором передаются байты (во времени), неоднозначен (возможен как инкремент, так и декремент адреса), но в адресном пространстве они раскладываются по своим местам однозначно.
Прямое управление шиной
В случае прямого управления шиной (bus mastering) инициатором обмена становится контроллер какого-либо устройства или интерфейса, но не процессор и не канал DMA. Прямое управление позволяет контроллеру, не отвлекая центральный процессор, выполнять обмен данными с высокой производительностью и, возможно, по более сложным правилам и без ограничений, присущих каналам DMA (невозможность пересечения границы страницы).
Контроллер, как правило, обеспечивает обмен данными между системным ОЗУ и своим периферийным устройством или интерфейсом. В принципе он может общаться с памятью или портами другого абонента шины, но для упрощения организации всех информационных связей центральным «перевалочным пунктом» все-таки является системное ОЗУ. Получить право на управление шиной ISA может только контроллер, подключенный к 16-битному слоту.
Для арбитража запросов на управление шиной от нескольких источников — центрального процессора, контроллера DMA и контроллеров-абонентов шины используется второй контроллер DMA (каналы 5-7). Устройство, желающее получить управление, выставляет запрос DRQx (x=5...7), по которому контроллер DMA запрашивает управление шиной у центрального процессора. Получив подтверждение от процессора, контроллер устанавливает сигнал AEN (для блокировки дешифрации адреса портов) и формирует сигнал DACKx. Получив этот сигнал, устройство устанавливает низкий уровень на линии MASTER, по которому контроллер шины DMA снимает сигнал AEN и освобождает линии командных сигналов. Таким образом, управление шиной переходит к данному устройству до тех пор, пока оно не снимет запрос DRQx.
В режиме прямого управления шиной ISA устройство становится полновластным и бесконтрольным хозяином как самой шины, так и системы в целом (через мост шины). Если шина захватывается более чем на 15 мкс, контроллер устройства должен заботиться о регенерации памяти (см. ниже). Устройства (и память), к которым обращается задатчик шины, могут потребовать введения тактов ожидания сигналом IOCHRDY, и это требование должно удовлетворяться.
