- •Нарушения мотивационного компонента восприятия: инактивность восприятия, нарушение смыслообразующей функции мотива в восприятии.
- •Нарушение динамики мнестической деятельности.
- •Нарушение опосредованной памяти.
- •Нарушение мотивационного компонента памяти.
- •Нарушение операциональной стороны мышления: снижение уровня процессов обобщения и абстрагирования, конктетно-ситуационное мышление
- •Нарушение избирательного мышления. Нарушение личностного компонента мышления.
- •Нарушение динамики мыслительной деятельности.
- •Нарушения структуры иерархии мотивов.
- •Формирование патологических потребностей и мотивов.
- •Нарушение смыслообразования.
- •Нарушение целенаправленности и критичности поведения.
Нарушение избирательного мышления. Нарушение личностного компонента мышления.
За мыслительным процессом стоят потребности, мотивы. Мышление должно быть целенаправленным, если происходят изменения в мотивационно-потребностной сфере, то это обязательно будет сказываться на процессе мышления. Недостаточно функционирует базовая потребность в общении, как результат недостаточная опосредованность социальным опытом. Выделяют: 1.искажение уровня процессов обобщения и абстрагирования;
2.разноплановость; 3. резонерство.
При разноплановости суждения протекают одновременно в разных плоскостях. Например, в задании классификация происходит объединение объектов, то на основании свойств предметов, то на основании личных установок. В этих случаях переплетаются логические суждения, обрывки представлений, элементы восприятий, желаний, происходит смысловая смещенность. В качестве существенного выступает то, что соответствует парадоксальным установкам больного. Мышление решается целенаправленностью, больной опирается не на надличное значение, а на надличный смысл. Яркое изменение личного компонента мышления наблюдается и при резонерстве. Здесь мыслительный процесс сопровождается повышенной эффективностью, неадекватностью к тому, о чем идет речь. Резонерство сопровождается тенденцией к оценочным суждениям.
Нарушение динамики мыслительной деятельности.
Есть два варианта нарушения динамики мыслительной деятельности:
1. Лабильное мышление.
2. Инертное мышление.
По ходу мышления необходимо выделять адекватные системы связи, отбрасывая побочные, оценивать каждую мыслительную операцию. Неустойчивость способов выполнения задания, говорит о лабильности мышления. В основе лабильности может быть истощаемость нервно психических процессов, колебания умственной работоспособности, и тогда наблюдается чередование обобщенных и конкретно-ситуационных решений. Логические связи сочетаются со случайными. Стойкий характер лабильность носит при маниакально-депрессивном психозе. В этом случае ассоциации носят хаотичный характер, мышление сопровождается яркими эмоциями, больные перескакивают с одной мысли на другую. Инертность мыслительных процессов - это замедленность, тугоподвижность мыслительных процессов. В этом случае больные с трудом переключаются от одного действия к другому. Инертность мышления сочетается с конкретностью. Инертность наблюдается при органических заболеваниях мозга: эпилепсия, последствия черепно-мозговой травмы, умственная отсталость.
Как всякая Д мышление протекает во времени и обладает некой изменчивой динамикой. Истинным проявлением мышления как процесса, является цепь умозаключений, переходящая в рассуждение. Так же как и в памяти колебания , выступающие как непоследовательность суждений, наблюдается и в мыслительной Д больных. К ним относятся лобильность и инертность. Лабильность характеризуется неустойчивостью способа выполнения задания, т.е. чередование адекватных и неадекватных решений. «Классификация» - больной раскладывает по обобщенному признаку, но через какое-то время утрачивает правильный способ решения. Достигая высокого уровня обобщения вдруг сбивается на путь случайных сочетаний. Ошибки корректируются либо самим больным либо с помощью экспериментатора. Эти колебания бывают трех видов: чередование обобщений и конкретных ситуационных сочетаний; логические связи подменяются случайными сочетаниями; образование одноименных групп. Эти случаи нарушения динамики не приводят к грубым нарушениям строения мышления - это скорее нарушение умственной работоспособности. А если нарушение динамики носит стойкий характер - изменяется само строение мышления (маниакально-депрессивный психоз). Маниакальные состояния характеризуются повышением эффективности и психомоторным возбуждением (громкий смех, шутки, жестикуляция, мимика). Анализ и синтез могут быть не нарушенными, но ассоциации носят хаотичный характер, не оттормаживаются, уводят от начальной темы -неадекватным становится само течение умс-ной Д.
Инертность является антиподом лобильности. В эксперименте отмечается замедление, тугоподвижность интеллектуальных процессов. Больные струдом переключаются с одного способа работы на другой, (причины - эпилепсия, отдал.последст.ЧМТ, некоторые формы умственной отсталости). При экспер-психол исслед у этих больных обнаруживается замедленность, тугоподвижность интел процессов. Им трудно переключиться на новый способ они продолжают опираться на предыдущий, утративший свою актуальность способ решения. Инертность связей прежнего опыта приводит к снижению операций обобщения и отвлечения. Процесс «классификация» -предусматривает оттормаживание одних элементов, сопоставление с другими, т.е. известной гибкости, переключения - это и вызывает у больных наибольшие трудности. Помощь экспериментатора не оказывает коррегирующего воздействия. «Исключение четветрого» так же выявляет трудность переключения , инертность связей прежнего опыта. Это порождает стремление к уточнению, что проявляется в эпилептическом резонерстве, (излишняя детализация, обстоятельность -т.е. вязкость мышления). «Ассоциации» - больные отвечают не на предъявленное слово, а на предыдущее, что свидетельствует о большем значении следового раздражителя, нежели актуального. Т.об. нарушение динамики мышления проявляющиеся либо в неустойчивости способа действия, либо в трудности перехода от одного способа к другому при смене условий Д, существенно затрудняют адекватное отражение объективной действительности.
Чтобы мыслительная Д была полноценной необходима сохранность не только ее
операциональной и личностной сторон, но и ее динамика.
Нарушение умственной работоспособности.
Об этом говорят в том случае, когда испытуемый осмысляет задание, требующее синтеза и обобщений, его ассоциации адекватны, отношение к ситуации эксперимента не изменено, однако он не может долго удерживать инструкцию, правильный способ действия, допускает ошибки. Этой проблеме было посвящено исследование Э.А.Коробовой. Нарушения У-Р часто принимают характер нарушений отдельных процессов: памяти, мышления, колебаний внимания, нарушений сенсомоторных реакций. Это ярко проявляется в патопсих эксп. Так кривые пробы на «запоминание 10 слов» и «пробы Крепелина» имеют ломаный характер. Отыскивание чисел по таблице Шульте показало замедленность общего темпа выполнения. Подобная прерывистость психпроцессов, неустойчивость динамики психики, связана с колебаниями коркового тонуса и приводит к нарушениям не только элементарных , но и более сложных форм интеллектуальной Д - к непоследовательности суждений. Характерной особенностью этого служит неустойчивость выполнения задания. Больные не удерживают правильный способ выполнения задания в течение длительного времени, правильные способы выполнения чередовались с ошибочными. Эта периодичность говорит о колебании У-Р, и отличает ее от стойкого снижения интеллектуальных процессов. Колебания У-Р приводят к тому, что одни и те же больные в разные промежутки времени кажутся то людьми полноценными, адекватномыслящими, то людьми, действия которых лишены целенаправленности. Б.В.Зейгарник считает подобные колебания У-Р следствием быстро наступающего истощения психических процессов, что следует отличать от утомления здорового человека (он будет работать медленнее, с ошибками, но на адекватном уровне, а истощаемость приводит к временному изменению самого качества умственных достижений, уровня умственной Д). В основе истощаемости психических процессов лежит ослабление функционального состояния корковой динамики, снижение тонуса коры, выраженное в охранительном торможении, которое носит функциональный характер.
В ряде случаев причиной нарушения У-Р может выступать явление быстрого пресыщения ('состояние, при котором у человека иссякает потребность к продолжению начатого действия, а условия заставляют его им заниматься). Нарушения У-Р наиболее ярко проявляются в клинике астенического синдрома (состояния нервно-психической слабости). Признаками его являются повышенная утомляемость, истощаемость нервно-психических процессов. Нарушается нормальное течение познавательных процессов, нарушается произвольное внимание, его концентрация. Нарастает рассеяность, отвлекаемость, затрудняется сосредоточение. Отмечаются поведенческие расстройства.
Нарушения структуры иерархии мотивов.
Развитие Д, а значит и развитие личности можно проанализировать исходя из анализа изменения мотивов. Усложнение мотивов их опосредование и иерархическое построение начинается у ребенка уже в дошкольном возрасте. Мотивы теряют свой непосредственный характер, опосредуются сознательной целью - происходит подчинение одних мотивов другим. Однако всегда можно выделить ведущий мотив, без которого Д лишается личностного смысла. Устойчивость иерархии мотивов обуславливает и устойчивость всей личности, ее интересов, позиций, ценностей. Б.С. Братусь исследовал нарушение мотивационной сферы на примере хр.алкоголиков, у к\р отмечается снижение Л вплоть до полной ее деградации. Снижение идет в первую очередь по линии изменений в сфере потребностей и мотивов.
Анализ истории болезни позволил выделить механизм формирования патологической потребности в алкоголе. Происходит «сдвиг мотива на цель». Так как принятие алкоголя становится целью Д больного, то потребность в алкоголе осознается, приобретает личностный смысл, происходит изменение строения личности: изменяются ее интересы, переживания, стремления.
Меняется не только содержание потребностей и мотивов, но и их структура. Мотивы становятся все менее опосредованными. Если потребность осознается, человек может ею управлять, а у алкоголиков потребности имеют непосредственный характер, поэтому они неуправляемы - приобретают строение влечений. Смыслообразующим мотивом для них становится употребление алкоголя, разрушается прежняя иерархия мотивов. Алкоголь становится смыслом жизни, прежние установки, интересы отходят на задний план, разрушаются высшие потребности, больные теряют их прежние связи с миром. Изменение иерархии и опосредованности мотивов приводит к утере сложной организации деятельности человека, она теряет специфически человеческую характеристику: из опосредованной становится импульсивной. Такие же изменения потребностей и мотивов обнаруживаются и у больных - невротиков с синдромом нервной анорексии.
Формирование патологических потребностей и мотивов.
Анализ истории болезни (предложен Зейгарник) позволил проследить процесс и выявить механизм формирования новой патологической потребности - потребности в алкоголе. Алкоголь не относится к числу естественных потребностей, поэтому изначально алкоголь не обладает самостоятельной побудительной силой. Вначале он выполняет роль средства для решения других мотивов (отдохнуть, снять напряжение). Постепенно по мере формирования психологической, а затем и физиологической зависимости, у человека появляется и закрепляется желание вновь и вновь испытать приятные ощущения, связанные с принятием алкоголя. Теперь уже человека привлекают не сами по себе события, бывшие значимыми для него (встреча друзей, торжество), а возможность употребления алкоголя.
Алкоголь стал для него самостоятельным мотивом поведения. Произошел «сдвиг мотива на цель». Сформировался новый мотив, побуждающий к новой Д и новая потребность (алкоголь). Так как принятие алкоголя становится целью Д, то потребность в алкоголе осознается, приобретает личностный смысл. Новая потребность изменяет строение личности: интересы, переживания, стремления. У таких больных меняется не только содержание потребностей и мотивов, но и их структура.
Мотивы становятся все менее опосредованными. Потребности имеют разное строение: одни из них имеют непосредственный характер, другие опосредованы осознаваемой целью. Если потребность осознается, человек может ею управлять. Потребности алкоголиков имеют непосредственный характер, они неуправляемы - приобретают строение влечений.
Чем более опосредован характер потребностей и мотивов, тем ярче проявляется их соподчинение, иерархия. У больных ведущим смыслообразующим мотивом становится употребление алкоголя, потребность в которм носит непосредственный характер, то с развитием алкоголизма у них все больше разрушается прежняя иерархия мотивов. Алкоголь становится смыслом жизни и все прежние установки, интересы отходят на второй план.
Б.С.Братусь отмечает, что постепенное нарушение прежней, до заболевания сложившейся иерархии потребностей , мотивов, ценностей и формирование взамен ее новой иерархии является центральным пунктом личностной деградации при хроническом алкоголизме. Разрушаются высшие потребности и установки личности, сужается круг интересов, больные становятся инактивными, теряются их прежние социальные связи с миром.
