Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 42. Архитектура СССР 1917-1932 гг..docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
115.47 Кб
Скачать

Здание Центросоюза

1928-1936 гг. Арх. Ле Корбюзье. На проектирование здания в 1928 году был объявлен международный открытый конкурс, в котором приняли участие братья Александр и Виктор Веснины, Б. М. Великовский, С. Е. Чернышёв, И. И. Леонидов, А. Д. Крячков и другие. Конкурс проходил в три этапа и в первом из них одержал победу Б. М. Великовский. Однако по результатам всех трёх этапов победу одержал Ле Корбюзье. Здание Центросоюза — один из первых в Европе больших офисных комплексов со сплошным остеклением. Первое, что бросается в глаза при подходе к нему, — это гигантские поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа (под зданием можно свободно пройти), горизонтальные крыши, красновато-коричневая облицовка стен из розового артикского туфа. В зданиях комплекса предусмотрены рабочие места для 3500 служащих, а также большой конференц-зал (выделенный отдельным блоком), клубные помещения, читальный зал, ресторан и многое другое. В первом этаже расположен просторный входной вестибюль, с открытыми лестницами и пандусами (наклонными пешеходными рампами) для связи между этажами.

Дом Госпрома в Харькове

1925-1928 гг. Арх.С.Серафимович. М.Фельгер, С.Кравец. Состоит из корпусов (высотой до 17 этажей), в которых размещены различные учреждения, соединенных над­земными переходами в виде крытых мостиков-галерей. Внешние формы здания сдержанны и соответствуют духу стилистической направленности новой архитектуры. Комплекс Госпрома с его крупным масштабом и живописной пластикой масс наглядно свидетельствовал, что новая архитектура выразительна и без накладных деталей на фасадах, а высотные здания могут быть достаточно величественными без надстроек в виде башенок со шпилями.

Проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах

1927 г. Арх. И.Леонидов. Проект был показан на Первой выставке современной архитектуры в Москве в 1927 г. и произвел на публику огромное впечатление. Проект имеет сложную объемно-пространственную композицию. Шарообразный объём большой аудитории на 4000 человек и вертикально поставленный параллелепипед книгохранилища вознесены над плоскостью стилобата. Одноэтажные корпуса уходят в трех направлениях от центрального объёма в парковую зону. Здание и статично и динамично одновременно. В проекте использовались все новые достижения того времени. Шар стоит на одной опоре, но опора не спрятана в фундамент, а запроектирована шарнирной, что снимает дополнительные напряжения. опора принимает вертикальные нагрузки от шара, а все остальные напряжения передаются на ванты. Стены книгохранилища максимально тонкие, что достигается путём введения в конструкцию металлических ферм, соединенных растяжками с вершиной и основанием.

В последующие годы происходил синтез рационализма и констуктивизма.

Несмотря на значительные успехи советских архитекторов в создании новой архитектуры, заинтересованность властей в их работе постепенно начинает угасать. С начала 1930-х гг. авангардные течения в советской архитектуре утихают, творческая атмосфера в СССР перестала быть столь свободной и способствующей полной самореализации художника. Теперь требовался не поиск новых форм, а планомерное возвеличивание Вождя и свершений советского народа. При помощи рационалистских и конструктивистских средств выразительности сделать это было просто невозможно — на помощь пришла вечная классика. Как тогда шутили: «В полемике рационалистов и конструктивистов победили неоклассики», имея в виду тот факт, что отныне господствующим стилем в СССР стал неоклассицизм (с элементами барокко и ар деко).

Рационалистов, как и их оппонентов конструктивистов, обвинили в «следовании буржуазным взглядам на архитектуру», «в утопичности их проектов», «в формализме». Собственно, конструктивистов ругали всё-таки меньше — они увлекались не столько формой, сколько функциональностью проектируемых помещений. Рационалистам также предъявили обвинение в увлечении психоанализом, который не признавался в СССР.

Традиционная архитектура

В этом направлении работали архитек­торы, получившие профессиональную подготовку в дореволюционной Петер­бургской Академии художеств. Эти архитекторы были сильны своим профессионализмом, имели боль­шой практический опыт работы.

Ведущие архитекторы: И.Жолтовский (архитектура ренессанса). А.Таманян (классицизм, формы средневекового зодчества Армении), И.Фомин («современная классика», упрощающая классические архитектурные формы), А.Щусев.

Мавзолей В. И. Ленина

1929-1930 гг. Арх. А. Щусев. Это сооружение является памятником создателю Советского государства и служит правительственной трибуной на главной общественной площади страны. 21-23 января 1924 г. руководством партии и государства было решено сохранить тело Ленина в склепе. Уже 23 января 1924 г. Щусев получил заказ на проектирование нового сооружения. Основная идея — куб как символ вечности. Замысел создания Мавзолея нёс в себе отпечатки не только церковной христианской традиции (почитание мощей и их сохранение), но и традиции ещё более древней — обычай бальзамирования правителей существовал во многих древних культурах. Само сооружение ленинского Мавзолея по внешнему облику напоминает ступенчатую пирамиду, античный алтарь эпохи эллинизма и вавилонский зиккурат одновременно.

Выполнен из железобетона, с кирпичными стенами и облицовкой гранитом, с отделкой мрамором, лабрадором и малиновым кварцитом (порфиром).

Внутри здания находятся вестибюль, лестницы и траурный зал, оформленный И.И.Нивинским. По периметру зала проходит широкая чёрная полоса из лабрадорита, на которую поставлены красные порфировые пилястры. Справа от пилястров установлены полосы чёрного полированного лабрадорита. Между ними — зигзагообразные ленты из ярко-красной смальты. Площадь зала — 100 м² (квадрат со стороной 10 м). Напротив дверей главного входа в вестибюле установлен герб СССР образца 1930 года, выполненный И. Д. Шадром.

Внутри Мавзолея были предусмотрены помещения различного назначения, как технического, так и ритуального, например — выполненный из чёрного лабрадора колумбарий, вход в который открывался сбоку от основной лестницы. Полный план Мавзолея и по сей день является секретным, так как сооружение находится в зоне ответственности ФСО РФ.

Для нахождения наиболее эффектных и гармоничных сочетаний объёмов и плоскостей Мавзолея с окружающим архитектурным ландшафтом использовалась специальная фанерная модель, изображающая один из углов будущего сооружения с подвижными стенами.

Одновременно с постройкой была про­изведена реконструкция и перепланировка Красной площади с изменением точек-доминант (перенос памятника Минину и Пожарскому, изменение нулевой отметки). Благодаря выразительному образу торжествен­ного мемориального сооружения и доминирующему положению на площади Мавзолей стал архитек­турно-композиционным центром ансамбля Красной площади, придав ей новое идейное содержание.

Московское областное отделение Всесоюзного архитектурно-научного общества (МОВАНО) — объединение московских архитекторов в составе Всесоюзного архитектурно-научного общества (ВАНО), созданное в 1930 г. Стало первой организацией, объединившей большинство творческих архитектурных группировок, вошедших в её состав на правах секторов — МАО, АСНОВА, АРУ и ОСА.

В конце 1920-х годов в среде московских архитекторов, входивших в различные, зачастую открыто между собой враждовавшие творческие объединения, всё чаще звучала мысль о необходимости преодоления разногласий и организационной консолидации. Первая попытка создания единой организации (Федерации революционных архитекторов), инициированная Президиумом ОСА в 1929 году, не удалась.

В апреле 1930 года при Профсоюзе строителей по инициативе Центрального бюро инженерно-технического совета (ЦБ ИТС) было создано Всесоюзное архитектурно-научное общество (ВАНО) и организовано его московское областное отделение (МОВАНО). Учредители нового общества исходили из тезиса, что «в эпоху строящегося социализма и наиболее обострённой классовой борьбы пролетариата с остатками капиталистических элементов в СССР и за рубежами страны, не может быть нейтральности, аполитичности, кастовой замкнутости, организационной раздробленности». В принятой декларации МОВАНО целью новой организации было заявлено преодоление «старых кастовых форм архитектурных объединений, не имеющих общей целевой установки, содействующей успешной борьбе рабочего класса».

В 1930 году первыми влились в состав МОВАНО и создали свои секторы творческие группировки рационалистов и конструктивистов — АСНОВА и ОСА; конструктивисты преобразовали своё творческое объединение в 1931 году в Сектор архитекторов социалистического строительства (САСС). Возглавляемое А. В. Щусевым Московское архитектурное общество поначалу заняло выжидательную позицию, но затем так же вошло в состав отделения, создав Сектор советской архитектуры. Процесс вхождения в состав МОВАНО Объединения архитекторов-урбанистов (АРУ), пытавшегося сохранить самостоятельность, затянулся. В июне 1930 года правление организации приняло решение, что «наиболее целесообразной формой участия АРУ в работе МОВАНО может быть организация секции АРУ по планировке при МОВАНО, причём АРУ остаётся самостоятельным объединением, действующим на основании совего устава, секция же явилась бы специальным филиалом АРУ». Окончательно АРУ вошло в состав московского отделения ВАНО в 1932 году.

Особую позицию по отношению к МОВАНО заняли лидеры ВОПРА: формально войдя в июне 1930 года в состав московского отделения, ВОПРА продолжило независимую деятельность как в столице, так и в других республиках и городах, быстро увеличивая количество своих членов. Вскоре члены ВОПРА начали проводить открытую политику по дискредитации МОВАНО и её членов в печати, причисляя их деятельность к буржуазному искусству и обвиняя в приверженности «отсталым приёмам строительства, к формам, чуждым новому быту». Противостояние между МОВАНО и ВОПРА обострилось в 1931 году, когда ВОПРА объявило, что год работы московского отделения ВАНО «привёл к банкротству этой организации и её руководителей», и выдвинуло идею создания нового организационного центра советских архитекторов — Федерации советских архитекторов (ФСА), пригласив войти в неё АСНОВА, ОСА—САСС и АРУ, которых представители «пролетарской архитектуры» в целом считали «попутчиками». После отказа творческих объединений войти в Федерацию, ВОПРА свою секцию в МОВАНО ликвидировало. Несколько «умеренных» членов Всесоюзного общества пролетарских архитекторов создали в составе МОВАНО новый сектор «пролетарской архитектуры», за что тут же были из ВОПРА исключены.

Структура МОВАНО включала функциональные секторы и секции, в которых состояли представители всех архитектурных объединений (секция по изучению планировки городов и населённых мест, сектор пролетарской архитектуры и общий сектор), и автономные идеологические секторы, объединявшие творческих единомышленников. В МОВАНО было решено сосредоточить проведение всех архитектурных конкурсов (ранее конкурсы проводило МАО), предприняв при этом «реорганизацию конкурсного дела на принципах более широкого вовлечения в работу рабочих масс и молодежи». За менее чем трёхлетний срок существования МОВАНО организовало более 20 крупных конкурсов.

Отделение планировало начать издавать собственный внегрупповой журнал «Революционная архитектура» («РА»), который предполагалось создать на базе журнала конструктивистов «Современная архитектура» («СА»), прекратившего выходить в том же году. В последнем номере «СА» была размещена реклама, которая сообщала, что новый журнал МОВАНО «объединяет главнейшие архитектурные течения сектора ВОПРА, АСНОВА, АРУ и ОСА». Однако создать собственный печатный орган отделению не удалось.

В начале 1932 года МОВАНО начало подготовку к съезду членов отделения, дату проведения которого назначили на август. Однако после выхода 23 апреля 1932 года Постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» деятельность МОВАНО начала сворачиваться. 11 июля 1932 года Правление отделения приняло решение деятельность МОВАНО прекратить путём вхождения в Союз советских архитекторов.

Союз советских архитекторов (с 1955 г. Союз архитекторов СССР) — общественный творческий союз. При организации Союза все другие действовавшие в СССР творческие объединения архитекторов были ликвидированы. С июля 1933 года начал выходить журнал ССА «Архитектура СССР».

В ноябре 1934 г. состоялось Всесоюзное совещание архитекторов, на котором избрали Оргкомитет Союза советских архитекторов. В президиум Оргкомитета вошли К. С. Алабян, А. Александров, В. А. Веснин, И. В. Жолтовский, Б. М. Иофан, Н. Я. Колли, М. В. Крюков, С. Е. Чернышёв, И. Шафран, В. А. Щуко и А. В. Щусев.

Конкурс проектов Дворца Советов, 1931-1933 гг.

Имел огромное значение в архитектурной жизни СССР. Проходил в несколько этапов.

Сыграл огромную роль в становлении стиля монументальной архитектуры, стал границей перехода к архитектуре, обращавшейся к формам классики. После завершения конкурса все архитектурные объекты строились в новом стиле советского классицизма. С лета 1932 г. к строительству в СССР не принимался ни один архитектурный проект авангардного направления.