Задание № 4
Для сбора эмпирических данных мною использовались методы беседа и онлайн-анкетирование. На первом этапе я беседовала с испытуемыми-женщинами на тему ущемления их прав мужчинами-игроками в онлайн-играх и выявляла моменты, общие для всех женщин-игроков, условно классифицировала их и предложила испытуемым дважды оценить частоту таких явлений: а) когда они открыто заявляли о своем поле, б) когда они скрывали свой пол (не упоминали о нем или лгали) и воспринимались другими игроками как мужчины. По итогам полученных данных можно говорить о значительной разнице в цифрах и наличии такого явления, как дискриминация женщин в онлайн-играх.
На следующем этапе исследования я с помощью онлайн-анкетирования опрашивала участников игрового процесса, как мужчин, так и женщин, о их соображениях на тему того, по какой причине (по их мнению) это явление имеет место быть. По итогам полученных данных я составлю авторскую анкету, которую предложу пройти испытуемым (мужчинам и женщинам) с целью понять причины дискриминации, а также попытаюсь найти методы борьбы с этим явлением.
Для анализа полученных данных были использованы следующие средства:
1) Протоколирование в электронной таблице Excel;
2) Описательные статистики;
3) Корреляционный анализ Пирсона.
К теоретическим методам, которые использовались в исследовании относятся:
1) Анализ и систематизация научной литературы и публикаций
Задание №5.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы, посвященные полоролевым и гендерным различиям людей (Э. Аронсон, Ш. Берн,Д. Майерс), людям, играющим в компьютерные игры (И. Хейзинг, Р. Кайуа, Э. Берн, Дж. фон Нейман), а также игре в целом (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже).
Методологические принципы, используемые мною в исследовании:
Системно-структурный. Данный принцип проявляется в моем исследовании в попытке дать ответ на вопрос, влияет ли гендер на восприятие людьми других участников игрового процесса.
Принцип единства физиологического и психического. Этот принцип проявляется в том, что я пытаюсь выяснить, влияет ли биологический пол игрока на то, как он воспринимает и оценивает других участников игрового процесса.
Принцип единства сознания и деятельности. В моем исследовании я выявляю связь между тем, как человек осознает свой пол («я – мужчина» или «я - женщина») и тем, как он осуществляет деятельность по отношению к другим участникам игрового процесса.
Задание №6.
Основные положение мнения Выготского об игре:
Игра возникает, когда появляются нереализуемые немедленно тенденции и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры заключается в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных аффектов. Эти обобщенные аффекты могут ребенком не осознаваться. Их основным содержанием является система отношений со взрослыми.
Центральным и характерным для игровой деятельности является создание «мнимой» ситуации, заключающейся в принятии ребенком на себя роли взрослого, и осуществление ее в создаваемой самим ребенком игровой обстановке. Для «мнимой» ситуации характерен перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной форме реальные действия в принятой ребенком роли взрослого. Это становится возможным на основе расхождения видимого и смыслового поля, появляющегося в дошкольном возрасте.
Всякая игра с «мнимой» ситуацией есть вместе с тем игра с правилами, и всякая игра с правилами есть игра с «мнимой» ситуацией. Правила в игре есть правила ребенка для самого себя, правила внутреннего самоограничения и самоопределения.
В игре ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия. Главное генетическое противоречие игры заключается в том, что в ней возникает движение в смысловом поле, но способ движения остается как во внешнем действии. В игре все внутренние процессы дины во внешнем действии.
Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют от ребенка действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие игры связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли.
Игра является хотя и не преобладающим, но ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Игра содержит в себе все тенденции развития; она источник развития и создает зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего характера.
Сущность теории Пиаже составляют три основные предпосылки. Его теория подразумевает, что интеллектуальное развитие происходит в последовательности, которая может быть ускорена или замедлена, но не может сама по себе измениться под влиянием опыта; эта последовательность не непрерывная линия, а имеет ряд стадий, каждая из которых должна быть пройдена, прежде чем можно будет вступить на следующую познавательную ступень, и, наконец, эту последовательность можно объяснить, описывая типы используемых логических операций. Есть доказательства, что некоторые понятия даются детям сравнительно легче, чем другие. Однако было показано, что этот факт обусловлен не только необходимостью применения определенных логических операций, но зависит также от того или иного специфического опыта, который дети данного возраста приобретают в нашем обществе. Число элементов в задаче в большей степени, чем включенные в нее логические операции, может служить основным препятствием для ее правильного решения. Например, Пиаже обнаружил, что 5-летние дети не способны точно воспроизвести последовательность цветных бусинок в цепочке или порядок одевания куклы. Но если количество бусинок уменьшить до семи, то младшие дети справляются с задачей.
В своей книге «Общественное животное» Аронсон рассуждает о ролевых стереотипах. Он доказывает, что стереотипизация, связанная с половыми ролями, ведет к серьезным последствиям. Он поднимает проблему предвзятого отношения к женщинам, отмечает наличие тенденции к самоосознанию женщин и упирает на пользу этой тенденции как для женщин, так и для мужчин.
Процесс полоролевой социализации привел многих людей к тому, что они относятся к социальным ролям женщин и мужчин, как к чему-то принципиально жесткому и ограничительному. Исследователи, занимающиеся этим вопросом, считают, что такое традиционное представление о половых ролях противоречит полнокровному процессу индивидуального развития.
Например, Сандра Бем защищает тезис о том, что люди снимают эту полоролевую стереотипизацию, становясь более ‹андрогинными›. Согласно Бем, ‹следует всячески способствовать тому, чтобы и мужчины, и женщины проявляли как инструментальность, так и экспрессивность, как напористость, так и покладистость, как маскулинность, так и фемининность, в зависимости от того, какой из этих различных типов поведения в данный момент более подходит к конкретной ситуации.
Проанализировав множество статей о сфере онлайн-игр, можно сказать, что гендерные стереотипы, образы и ценности, формировавшиеся и воспроизводившиеся достаточно стабильно на протяжении всего существования человечества, при трансляции в онлайн-среду не просто не исчезают, а, почти не претерпевая существенных изменений, «перекочевывают» из реального мира в новый мир – виртуальный. Устойчивости процессов перехода различий гендерных образов успешности в виртуальную среду могли бы позавидовать многие другие элементы культуры человеческого общества – нормы, ценности, религиозные убеждения, законы и даже табу. Точно так же в онлайн-игры из реального мира перешло предвзятое отношение мужчин по отношению к женщинам. Индустрия компьютерных игр и коммуникация в играх дают понять, что женщинам в играх, мягко говоря, не рады. Выяснить причину такого отношения и является целью моего исследования.
