Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Георг Гаккеншмидт - Путь к силе и здоровью.DOCX
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.07 Mб
Скачать

Георг Гаккеншмидт во время борьбы

- 100 -

Георг Гаккеншмидт. «Путь к силе и здоровью» Maximum Force

Сильный дождь, шедшiй въ теченiе всего времени борьбы, немного затруднялъ мои движенiя и препятствовалъ мне въ большей степени, чемъ моему противнику, такъ какъ почти все время я, а не он, велъ наступленiе. Мунро первый былъ принужденъ перейти въ партер; вскоре затемъ, обороняясь, онъ долженъ былъ сделать мостъ я повернулъ его приемомъ ноги, но ему удалось высвободиться; равнымъ образомъ, ему удалось вывернуться отъ двухъ половинныхъ Нельсоновъ. Да, ему удалось даже, минутъ черезъ пятнадцать, настолько высвободиться изъ моихъ тисковъ, что онъ самъ перешелъ въ наступленiе. Онъ, вообще, показалъ себя несомненно чрезвычайно сильнымъ человекомъ и легъ, только черезъ 40 мин. 22 сек., пойманный половиннымъ Нельсономъ.

После десятиминутного перерыва началась наша вторая схватка. Шотландецъ снова обнаружилъ великолепную защитительную тактику и разъ или два переходилъ даже въ наступленiе. Въ конце концов, мне снова удалось захватить хорошiй половинный Нельсон и я положилъ Мунро на спину в 11 мин. 11 сек.

Мои выступленiя въ «Варьете» - театрахъ вместе съ небольшимъ отдыхомъ, наняли меня въ теченiе следующихъ шести месяцевъ. После этого я далъ свое согласие на новый матчъ съ туркомъ Мадрали, а именно для того, чтобы показать Антонио Пьерри, Ахмеду Мадрали и англiйской публике, что моя первая победа не была деломъ случая, какъ уверял Пьерри. Второй матчъ долженъ былъ вестись по правиламъ «Catch-as-catch-can». Въ этой борьбе онъ былъ, какъ говорили, почти непобедимъ. Я и самъ мало надеялся на успехъ съ моей стороны и вследствiе этого тщательно тренировался въ доме старого Джека Громлей в «Shepherds Bush». Въ целяхъ тренированiя я боролся съ целым рядомъ довольно-таки порядочныхъ борцовъ, какъ Джекъ Смитъ, Геннер Мойр, Джекъ Громлей, Джонъ Строне, Гесъ Ренартъ въ съ констеблями городской полицiи Барретъ и Гемфресъ. Съ ними вместе я отправился въ Уертине, на морскомъ берегу, и тамъ закончилъ свое тренированiе.

Я думаю, здесь не будетъ лишнимъ упомянутъ об одной части моихъ ежедневныхъ упражненiй, во-первыхъ, потому, что само упражненiе это представляетъ интересъ, какъ довольно трудное, а во-вторыхъ и потому, что, мне кажется, оно съ успехомъ должно быть принято въ программу предварительной подготовка каждого борца. Я становился на колени, при чемъ мне клали на спину мешокъ съ цементомъ, весомъ въ 600 фунтовъ; сделавъ это, на мешокъ влезалъ еще самъ старый Джекъ Громлей, такъ что, въ общемъ, на мне покоилось до 900 фунтовъ. Смею васъ уверить, это не шуточная вещь.

- 101 -

Георг Гаккеншмидт. «Путь к силе и здоровью» Maximum Force

Въ виду этого, не трудно понять, что я чувствовалъ себя сильнымъ и здоровымъ, когда я вторично встретился съ Мадрали въ лондонской Олимпии.

Вследствiе того, что эта борьба произошла при сильнейшем возбужденiи и имела своимъ следствиемъ ожесточеннейшие споры въ прессе, мои читатели поинтересуются познакомиться съ отчетомъ, помещенным въ «Manchester Guardian» по этому поводу.

«Гаккеншмидтъ и Мадрали въ сопровожденiи своихъ секундантовъ и друзей рано появились въ своихъ уборныхъ. Мадрали, какъ говорили, былъ удивительно въ форме, но относительно Гаккеншмидта среди журналистовъ носился слухъ, что онъ боленъ, что у него не въ порядке желудокъ. Говорилось еще, что его стараются: привести въ годное состоянiе посредствомъ алкоголя, такъ какъ де онъ боленъ и его лихорадитъ. Кое-что изъ этого и на самомъ деле было верно: русскiй артистъ былъ просто въ сильно возбужденномъ состоянiи. Ставки, которые раньше клались на Гаккеншмидта, теперь обратились въ сторону турка; картина получилась подобная той, какая происходитъ въ день большихъ скачекъ, когда проносится известiе, что фаворитъ простудился. Въ величайшемъ напряженiи, прежде всего вследствiе этихъ слуховъ, толпа ожидала съ нетерпенiемъ появленiя обоихъ борцовъ. Было уже почти 91/2 часов, когда оркестръ заигралъ съ большимъ воодушевленiемъ песню «See the conquering hero comes.» («Смотри, вотъ идетъ победоносный герой»). Среди лиц, стоявшихъ на сцене вокруг места, огороженного для борьбы, вдруг произошло движенiе: появился Мадрали. Вся публика, какъ одинъ человекъ, вскрикнула. Турокъ шелъ по сцене подобно привиденiю въ нашихъ снахъ. Онъ выгляделъ исполиномъ, бесстрастнымъ и былъ бледный, какъ полотно; черный халатъ покрывалъ его съ ногъ до головы. Онъ направился къ своему месту въ углу, какъ автоматъ, и въ изнеможенiи опустился на стоявшiй тамъ стулъ. Лишь только смолкли приветственные крики въ честь Мадрали, какъ на сцене появился Гаккеншмидтъ въ сером пальто.

Несмотря на свои чудесно сложенные плечи, онъ выгляделъ въ сравненiи съ чудовищной громадой своего противника маленьким. Его лицо - открытое и молодое, какъ всегда носило на себе выраженiе страданiя: оно было бледное, серое и въ складкахъ; губы его дрожали, а глаза съ беспокойствомъ окидывали море зрителей, въ то время, какъ приветствiя публики поднимались къ огромнымъ сводамъ залы.

- 102 -

Георг Гаккеншмидт. «Путь к силе и здоровью» Maximum Force

При возгласе «время» и при мертвой тишине, среди которой короткiй сухой кашель звучалъ какъ выстрелъ из ружья, турокъ и русскiй, какъ тигры, бросились на коверъ. Въ этотъ моментъ къ Гаккеншмидту вернулись и жизнь, и уверенность, и его кажущееся нездоровье оказалось ни чемъ иным, какъ только лихорадочнымъ возбужденiемъ. Теперь единственнымъ старанiемъ Гаккеншмидта было ограничить время борьбы по возможности немногими секундами, такъ какъ Мадрали былъ весьма опытенъ въ борьбе «Catch-as-catch-can» и при условiи только, чтобы ему было дано время, онъ умелъ всячески утомить и доводить до крайнего напряженiя последней силы своего противника. После несколькихъ быстрыхъ, какъ молнiя, захватовъ, которые всегда предшествуютъ при каждой борьбе, русскiй ринулся на Мадрали и схватилъ его за затылокъ, нагнувъ къ низу его голову. Но Мадрали обхватилъ руками туловище Гаккеншмидта и началъ крутить и рвать его, пока почти не согнулъ своего противника въ дугу. Гаккеншмидтъ сделалъ сперва яростное нападенiе, схватилъ Мадрали за горло, приемомъ близко подходящимъ къ удушенiю. Мадрали при этом выпустилъ его и сталъ, показывая въ то же время пантомимой арбитру, въ чемъ было дело. Въ следующiй моментъ противники снова ринулись другъ на друга и вотъ тутъ то Мадрали совершилъ свою первую ошибку. Онъ пустилъ въ ходъ свой любимый прием-внезапный прыжокъ съ целью сделать захватъ ноги. Но Гаккеншмидтъ былъ настороже; онъ отскочилъ на шагъ - но не более - назадъ; рука Мадрали беспомощно рассекла воздухъ, и размахъ руки этого тщетного выпада заставилъ его потерять равновесiе. Его правая рука поднялась вверхъ, чтобы вернуть утерянный балансъ; въ этотъ моментъ русскiй съ быстротой молнiи наскочилъ, схватилъ Мадрали за эту руку и началъ крутить его вокругъ. Какъ мешокъ полетелъ на землю турокъ, Гаккеншмидтъ бросился на него и началъ съ силою, противъ которой не устоялъ бы ни одинъ человекъ, катить его на спину. Произошла яростная борьба, два-три беспомощныхъ толчка, и плечи Мадрали гладко и ровно покрыли коверъ. Время: 1 минута 34 секунды. Мадрали поднялся, отряхнулся и шатаясь направился въ свой уголъ, тогда какъ Гаккеншмидтъ, бледный, какъ полотно, но все улыбающiйся, приветствуемый громомъ рукоплесканiй, отправился на 15-ти минутный перерывъ въ свою уборную.

Мадрали остался сидеть на сцене и вытиралъ своё тело полотенцемъ.

- 103 -

Георг Гаккеншмидт. «Путь к силе и здоровью» Maximum Force

При начале второй схватки русскiй борецъ былъ уже любимымъ фаворитомъ. Но на этотъ разъ бой отличался большей горячностью. Два раза бросался Мадрали внизъ, чтобы сделать свой любимый захватъ ноги, и дважды ему удавалось это сделать, на этотъ разъ онъ действовалъ быстрее, чемъ прежде. Но Гаккеншмидту оба раза удавалось высвободиться. А затемъ кости борцовъ затрещали въ яростной борьбе въ партере. Мадрали былъ наверху. Онъ стоялъ на коленяхъ сзади русского, обхвативъ своими жилистыми руками его спину. Гаккеншмидтъ ползалъ на четверенькахъ, въ то время какъ Мадрали, не останавливаясь, мялъ его - процессъ весьма болезненный, который уже не одного борца приводилъ въ состояние отчаянiя и временной потери сознанiя. Это продолжалась минуту, а затемъ у русского выступили на спине капли пота; его белая кожа блестела при свете электрическихъ лампъ: черты его лица болезненно искривились. А турокъ все еще обрабатывалъ своего противника. Полагая, что онъ его уже достаточно ослабилъ. Мадрали сделалъ внезапный захват щиколки. Этотъ прiемъ не удался и вотъ Мадрали надавилъ коленомъ бедро своего противника. Это не было вполне корректно и г-н Деннине тотчасъ же запретилъ ему это. Теперь Гаккеншмидтъ ждалъ своего удобного случая, который пришелъ съ поразительной быстротой. Въ то время, какъ Мадрали пробовалъ сделать половинный Нельсонъ съ правой руки русского, последнiй сделалъ захватъ ручного сустава левой руки своего противника и въ то же время сделалъ ножной ключъ, напрягъ могучiе мускулы своихъ плечъ почти до того, что они готовы были лопнуть и однимъ размахомъ прямо невероятной силы бросилъ своего противника черезъ плечи прямо на коверъ. Толпа чуть не сходила съ ума отъ возбужденiя. «Онъ держитъ его», раздавались крики. И онъ въ самомъ деле держалъ его. Полный силы, яростный, с крепко сомкнутыми зубами, Гаккеншмидтъ налегъ всемъ своимъ весомъ на турка. То было величайшее напряженiе, которое ему когда-либо приходилось делать. Еще одинъ моментъ Мадрали сопротивлялся, а затемъ со вздохомъ онъ въ изнеможенiи ослабилъ свои мускулы и г-н Деннине хлопалъ Гаккеншмидта по спине въ знакъ того, что онъ выигралъ всемирный чемпионатъ и что турокъ побежденъ. «Время: 4 минуты», выкрикнулъ г-н Мансель, который следилъ за временемъ, и публика подобно выпущенному черезъ плотину потоку, съ ревомъ понеслась на арену».

- 104 -

Георг Гаккеншмидт. «Путь к силе и здоровью» Maximum Force

Съ этого времени, въ известныхъ кругахъ стало обыкновенiемъ называть Мадрали борцомъ, которому дали слишкомъ высокую цену. Никогда не было совершено большей, худшей ошибки. Мадрали былъ чрезвычайно опаснымъ противникомъ, одинъ изъ сильнейшихъ, если не самый сильный, изъ техъ, съ кемъ мне приходилось встретиться. Немного беспечный, пожалуй, какъ борецъ, но если онъ ужъ схватывалъ кого-либо своими крепкими пальцами - а я то ужъ знаю, что это значитъ, то дело было въ большинстве случаевъ уже готово. Томъ Дженкинсъ, очень сильный человекъ и весьма хороший борецъ, но Мадрали его, буквально, раздавилъ.

Мудро, одинъ изъ самыхъ сильныхъ людей на свете и прежде всего очень опытный въ борьбе «Catch-as-catch-can», а между Мадрали темъ обошелся съ нимъ, какъ будто бы онъ былъ въ борьбе новичкомъ.

После этого я предпринялъ большое турне, въ течение которого я посетилъ почти все большие города Соединенныхъ Штатовъ.

Въ августе 1907 года у меня снова началось мое недомоганiе въ колене, но на этотъ разъ вода собралась въ самой надколенной чашке, которая приподнялась вследствие этого на 1/4 дюйма. Въ согласия съ советомъ врачей я сталъ носить всегда бандажъ и находилъ совершенно невозможнымъ производить какие-либо мало-мальски серьезные упражнения въ борьбе. Даже непродолжительный бегъ причинялъ мне такую боль, что я могъ исполнить мои ангажементы въ беганiи только съ величайшимъ трудомъ.

Къ этому времени положенiе въ мире борцовъ значительно изменилось вследствiе вступленiя въ ихъ ряды еще трехъ европейскихъ борцовъ, пользовавшихся хорошей славой. Первымъ былъ Констанъ Ле-Маринъ, затемъ галицiйский борецъ Цыганевичъ, называемый Збышко, и, наконец, Поддубный, получившiй звание всемирного чемпиона во французской борьбе.

Следомъ заъ этими шелъ Джо Роджерсъ, известный американский борецъ, съ которымъ я уже боролся въ Нью-Йорке, но который съ техъ поръ сделалъ значительные шаги впередъ.

Все четверо бросили мне вызовъ. Я предложилъ имъ всемъ сначала перебороться другъ съ другомъ, после чего я померяюсь силами съ победителемъ. Я зналъ, что все они являются достойными противниками и такъ какъ чувствовалъ необходимость в основательномъ покое и отдыхе после моего долгого и полного напряженiя турне, я отправился набираться новыхъ силъ на мою родину въ Россию.

- 105 -

Георг Гаккеншмидт. «Путь к силе и здоровью» Maximum Force

Къ несчастью, мне не удалось воспользоваться ни отдыхомъ, которого я искалъ, ни желаннымъ исцелениемъ, а поэтому я снова вернулся въ Англiю, безъ того, чтобы чувствовать себя сколько-нибудь лучше. Я прибыль въ Англiю какъ разъ вовремя, чтобы быть свидетелемъ матча между Цыганевичемъ и Поддубнымъ, къ которому свелось предложенное мною состязание.

Какъ известно, результатомъ этого матча была победа Цыганевича. Вследствiе дисквалификацiи Поддубного, я тотчасъ же выразилъ мою готовность бороться съ победителемъ.

Между темъ, Роджерсъ, который не былъ въ состоянiи принять участие въ этомъ тройномъ состязанiи, въ виду того, что онъ страдалъ заражениемъ крови въ пальце, выразилъ желанiе бороться со мною. Да, онъ даже требовалъ, чтобы я боролся съ нимъ прежде, чемъ со Збышкой, такъ какъ я еще въ Америке обещалъ ему реваншъ.

Наша встреча произошла въ Лондонскомъ «Oxforel Music-Hall» 6-го февраля 1908 года и несмотря на его большие преимущества въ росте и весе - онъ почти на 15 см выше меня и около 38 фун. тяжелее - мне не стоило большого труда дважды положить его на обе лопатки, разъ въ 7 мин. 35 сек. и другой разъ въ 6 мин. 45 сек.

Въ продолженiе всей борьбы я все время велъ наступленiе; единственная попытка съ его стороны къ переходу въ нападенiе была - захватъ моего имело своимъ следствиемъ его первое поражение; въ этомъ случае я оказался быстрее его, сделалъ ему захватъ повыше колена, высоко поднялъ его и съ силой швырнулъ его на земле, после чего я безъ особыхъ затруднений перевернулъ его на спину.

По возвращенiи въ Англiю я долженъ былъ готовиться къ своему матчу со Збышко; я началъ энергично тренироваться, но вскоре почувствовалъ такого рода боли въ моем правомъ колене, что мне причиняло боль даже простое хождение. Всякое сильное напряженiе приближало меня въ полному расстройству здоровья. Я нарушилъ ангажементы, въ томъ числе и этотъ матчъ, и отправился въ Ахенъ, чтобы подвергнуться основательному лечению. Исследованiе, произведенное одним изъ руководящихъ мною врачей, обнаружило необходимость для меня подвергнуться серьезной операции, отъ которой я только постепенно поправляюсь.

Съ того времени меня часто спрашиваютъ, намереваюсь ли я сделать попытку вернуть себе потерянное звание чемпиона.

- 106 -

Георг Гаккеншмидт. «Путь к силе и здоровью» Maximum Force

Такъ вотъ, чтобы ответить на этотъ вопросъ, я хотелъ бы ясно выразить, что единственнымъ человекомъ, съ которымъ я хотелъ бы еще разъ бороться передъ темъ, какъ окончательно покинуть арену борьбы - является Франкъ Готчъ. А тогда ужъ пусть судятъ, что это за званiе чемпиона, которое я потерялъ.

Когда оно было у меня? Когда я подучилъ званiе чемпиона въ Веве, Берлине и Париже въ 1901 году, моей побудительной причиной было желанiе показать, что я лучшiй борецъ, темъ все те знаменитые чемпионы, которые собрались тогда въ техъ местахъ. То обстоятельство, что я въ тоже время получилъ титулъ чемпиона, было для меня второстепеннымъ деломъ. Настолько второстепеннымъ, что я впоследствiи никогда не давалъ себе труда возобновить эти званiя чемпиона.

Въ теченiе всей моей карьеры борца я никогда не придавалъ большого значенiя тому, буду ли я чемпиономъ или нетъ. Единственный титулъ, подъ которымъ я хотелъ, чтобы меня знали, есть просто мое имя Георг Гаккеншмидт.

С. Морро-Дмитриев

- 107 -