- •Архитектура второй половины хх в. Национальная архитектура, регионализм
- •Бразилия
- •Олимпийский спортивный комплекс в Токио
- •Проект расширения Токио
- •Главный павильон на экспо-70 в Осаке
- •Музей Эдо-Токио
- •Отель «Софител» в Токио
- •«Небесный город Умеда» в Китаку, Осака
- •Международный дом текстильного концерна «Ямато» в Токио
Архитектура второй половины хх в. Национальная архитектура, регионализм
1940-1970 гг.
Регионализм — направление, когда архитекторы вдохновляются идеями национальной исключительности и самобытности развития, обращения к местным особенностям и традициям в сочетании с современностью.
Появление регионализма связано с эстетическим отторжением обезличенного геометризма авангарда, а его дальнейшее развитие происходит в ответ на агрессивное распространение «интернационального стиля».
С регионализмом в архитектуре во многих странах связывают надежды на возрождение самобытности зодчества, на обогащение языка современной архитектуры.
Проявился в таких странах, как Бразилия, Япония, Мексика, а также Финляндия (см. творчество Алвара Аалто).
Характерные черты и принципы регионализма:
1) обращение зодчего к местным национальным традициям, истории, эпосу
2) вдохновение образами местной природы, обращение к ландшафту
3) силуэтное восприятие объекта
4) наличие этнокультурного компонента
5) проектирование в исторической среде
6) использование национального декора
7) трансформация национальной архитектуры в современный объект
Бразилия
Яркий образец дает архитектура Бразилии, где регионализм сочетается с функционализмом. Специфика этой страны, особенности национального характера, эстетических вкусов оказали влияние на современную архитектуру. Здесь стал складываться специфический образный язык архитектуры. Это эмоциональный, соответствующий темпераменту бразильского народа, красочный и связанный с народными традициями язык.
В своем творчестве бразильские архитекторы обращаются к пластичным решениям, криволинейным формам и скульптурности объемов. Они творчески подходят к выполнению функциональных требований, учитывают климат, рельеф, обычаи, местные материалы и при этом достигают высокого эстетического уровня.
В Бразилии влажный и жаркий климат. Здания нуждаются в сквозном проветривании. Народное деревянное жилище здесь было всегда приподнято над землей. Поэтому зодчие легко объединили эти традиции с близкими им принципами творчества Ле Корбюзье (принципами функционализма). Характерной проблемой в жарком климате Бразилии является защита от прямых солнечных лучей. Бразильские архитекторы уделяют внимание разработке солнцезащитных устройств. Конструкция солнцезащитных устройств в их творчестве очень разнообразна и часто определяет облик сооружений. Солнцезащитные решетки становятся средством орнаментики, придавая сооружениям неповторимость. Графический рисунок солнцезащитных устройств дополняется цветовым и фактурным решением.
Приемы зодчих очень разнообразны: здесь и необработанные бетонные поверхности фасадов, и гладкое стекло, и шероховатая штукатурка, и блестящий металл, и естественный камень, и дерево, и глазурованная плитка — излюбленный отделочный материал бразильской традиционной и современной архитектуры. Для их произведений характерна связь с монументальной живописью и садово-парковым искусством. Они всегда стремятся к синтезу искусств, включая в архитектурную композицию многочисленные живописные панно, выполненные бразильскими художниками.
Спортивно-увеселительный комплекс в Пампулье
1942-1944 гг. Арх. О.Нимейер. Это своеобразный ансамбль из отдельных зданий: яхт-клуб, спортивные площадки, небольшая церковь, ресторан, казино и ряд небольших сооружений для отдыха на берегу водохранилища близ города Белу-Оризонти. Все сооружения органично вписаны в природный ландшафт. Ресторан с танцевальным залом, расположенный на островке у берега, заключен в цилиндрическую форму, имеет теневой навес над открытым кафе. Он обладает криволинейными очертаниями, которые следуют плавным изгибам береговой линии. Фасады сооружений дополнены контрастами массивного бетона и прозрачного стекла, солнцезащитными устройствами. Облик зданий обогащают произведения живописи, скульптуры, пышные тропические растения. Так, церковь св. Франциска Ассизского, входящая в этот же комплекс, имеет легкие параболические своды, колокольню в виде стройной перевернутой пирамиды. Главный фасад церкви образован солнцезащитными планками, а противоположный — решен в виде мозаичного панно из плиток «азулежус». Все это придает храму необычный облик. Скульптурный и цветовой характер фасадов находит продолжение в интерьере.
Президенсткий дворец «Алворада» (Дворец Рассвета)
1960 г. Арх. О.Нимейер. Расположен на берегу водохранилища, недалеко от правительственных зданий. Строгий прямоугольный объем здания оживляют необычные по форме и пластике, облицованные белым мрамором изящные пилоны, носящие декоративный характер. С параллелепипедом дворца контрастирует и скульптурная динамичная раковинообразная часовня, перекликающаяся со стреловидными колоннами. Облик часовни массивен и легок одновременно. В этом комплексе О. Нимейер показывает пластические возможности железобетона.
Дворец Правосудия
1962 г. Арх. О.Нимейер. Объём решен ритмом крупных арок, который дополнен рядом монументализированных солнцезащитных козырьков и тонкими вертикалями планок-стенок.
Кафедральный собор в Бразилиа
1960-1970 гг. Арх. О.Нимейер, инж. Ж. Кардозу. Имеет круглую форму в плане и строго геометрическую конструктивно-рациональную структуру. Диаметр окружности 70 м. На нее опирается 21 плавно изогнутый пилон, создавая необычную композицию. Между пилонами — светорассеивающее стекло. Собор достигает 40 м в высоту. Его изящные пилоны, поддерживающие купол, и остекление между ними напоминают языки пламени гигантского костра, устремленные в небо. Он вмещает до 4 тыс. человек.
Япония
Особый интерес в плане поиска национальных особенностей представляет современная архитектура Японии. Большинство японских архитекторов обращается к традициям на ассоциативном уровне, создавая яркую современную архитектуру.
Характерными традиционными приемами японской архитектуры являются: связь здания с природой; слияние внешних и внутренних пространств (раздвижные и подъемные панели); модульная система; принцип сборного строительства; лаконизм в композиции интерьера; каркасные и структурные элементы (вертикальные стойки и обвязка на высоте одного кена от пола); правдивое использование строительных материалов (естественная фактура камня и дерева); рубка с просветами (для древних хозяйственных построек); криволинейные очертания крыш (культовые сооружения).
К.Танге разработал теорию, объединившую национальные традиции с принципами интернациональной архитектуры, и сформулировал шесть правил, отражающих результаты переоценки архитектурных ценностей, предложенных пионерами современного движения:
1) простота плана и форм, которая не тождественна примитивизму, а скорее выбор оптимального варианта пространственной композиции для выражения замысла;
2) воплощение в сооружениях типических черт, рожденных традицией;
3) необходимость выражения архитектурными средствами брутальной мощи современных сооружений (гигантизм железобетонных конструкций, грубая поверхность бетона, гипертрофированный масштаб деталей), используемая для выражения архитектурных традиций;
4) запрет орнамента — традиционный запрет для японской архитектуры и одновременно выражение солидарности с принципами современной архитектуры;
5) требование правдивости — отказ от маскировки работы материала и конструкции;
6) требование позиции «фурю» — отказ от бессмысленной красивости зданий, изощренности второстепенных деталей, заслоняющих совершенство замысла мастера.
Мемориальный комплекс в Хиросиме
1956 г. Арх. К.Танге в 1956 г. Комплекс состоит из здания музея, библиотеки и общественного центра, в основу которых положены принципы функционализма. Композиционным ядром комплекса служит необычной формы приземистая массивная арка, вызывающая отдаленные ассоциации с перекрытием древнейшего японского дома.
Ратуша в Курашике
1960 г. Арх. К.Танге. План — простой прямоугольник, в центре которого расположено фойе, а над ним размещен зал совета. Вокруг центральной части группируются конторские помещения и аудитории. На первом этаже мощные железобетонные пилоны поддерживают железобетонные балки перекрытия. На фасадах не выявлены поэтажные членения. Сплошные поверхности стен прорезаны горизонталями щелевидных отверстий. Фасад как бы воспроизводит тему кладки железобетонных балок и ассоциируется с массивными рубленными стенами древних японских хозяйственных построек. В этом и заключен национальный оттенок современного архитектурного решения. Над входом консольно нависает далеко выступающий вперед козырек с плавно загнутыми краями. Подчеркивая балочные элементы, создавая монументальный образ, К.Танге обращается к традициям.
