Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Русов 1846 Г.Конисский.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.77 Mб
Скачать

ИСТОРИЯ РУСОВ или МАЛОЙ РОССИИ.

Сочинение Георгия Конискаго, Архиепископа Белорускаго.

МОСКВА. В университетской типографии. 1846.

По Определению Общества. 1846 года, генваря 26-го дня. Секретарь Общества О. Бодянский. Императорскаго Общества Истории и Древностей Российских.

[Следующее оглавление находится только в одном Великоруском списке Истории Русов, отличающемся большею поновкою слога подлинника; в прочих же, Белоруских и Малоруских, списках его вовсе нет.]

  • 1 Вступление

  • 2 Часть I

    • 2.1 ПРЕДИСЛОВИЕ.

    • 2.2 Глава 1

    • 2.3 Глава 2

    • 2.4 Глава 3

    • 2.5 Глава 4

    • 2.6 Глава 5

  • 3 Часть II

    • 3.1 Глава 1

    • 3.2 Глава 2

    • 3.3 Глава 3

    • 3.4 Глава 4

    • 3.5 Глава 5

  • 4 Часть III

    • 4.1 Глава 1

    • 4.2 Глава 2

    • 4.3 Глава 3

    • 4.4 Глава 4

    • 4.5 Глава 5

  • 5 РАЗНОСЛОВИЯ, ВСТРеЧАЮЩИЯСЯ В НеКОТОРЫХ СПИСКАХ ИСТОРИИ РУСОВ, ДОСТОЙНЫЯ ПО ЧЕМУ ЛИБО ОСОБЕННАГО ВНИМАНИЯ.

  • 6 ОБЪЯСНЕНИЕ НеКОТОРЫХ СЛОВ МАЛОРОСИЙСКИХ В ИСТОРИИ РУСОВ, НЕПОНЯТНЫХ ДЛЯ ВЕЛИКОРОСИЯНИНА.

7 II. МАТЕРИЯЛЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ. ИСТОРИЯ РУСОВ. Сочинение Преосвященнаго ГЕОРГИЯ КОНИСКАГО. ПОДРОБНЫЙ ОБЗОР ИСТОРИИ РУСОВ.

Вступление

Давно уже Малоросияне желали видеть напечатанной „Историю Русов или Малой России, соч. Преосвященнаго Георгия Кониского.“ Много говорили, время от времени, что тот, другой, сбираются издать ее, даже печатают; но, по сю пору, ее нет, как нет! Имея несколько списков етой истории, я выбрал лучший из них, подвел к нему из прочих разнословия, и потом предложил Императорскому Обществу Истории и древностей Российских издать его в свет, что и исполняется ныне. Время от времени я намерен тожс самое сделать и с прочими письменными источниками Малой Росии, летописями, записками, описаниями, и т. п., на пр., с Шафонским, Симоновским, и др. А потому, я просил бы всех, кто только имеет и желает видеть в непродолжительном времени ете и подобные им памятники напечатанными, присылать мне оные, как секретарю Общества, для снятия с них списков и немедленнаго помещения в „ЧТЕНИЯХ.“ Искреняя благодарность и признательность современников, занимающихся историею, равно как и самаго потомства, будет лучшей наградой тем, кои воньмут етому призыву. Пора уже, давно пора, не скрывать подобнаго рода богатств под спудом и тем, сколько можно, облегчить изучение и познание истории Южных Русов для всех и каждаго, особенно же самых Руских. Благо, что ест верный и скорый случай исполнить ету священную обязанность истиннаго сына своего народа и отечества.

О. Бодянский.

Февраля 9-го, 1846. Москва.

Часть I

ПРЕДИСЛОВИЕ.

История Малой России до времен нашествия на нее Татар, с Ханом их Батыем, соединена с Историею всея России, или она-то и есть единственная История Российская; ибо известно, начало сея Истории, вместе с началом правления Российскаго, берется от Князей и Княжеств Киевских, с прибавлением к ним одного только Новгородскаго Князя Рюрика, и продолжается до нашествия Татарскаго безпрерывно, а из сего времяни бытие Малой России в Общей Российской Истории едва упоминается; по освобождении же ся от Татар Князем Литевским Гедимином, и совсем она в Российской Истории умолчена. Посему предлагаемая здесь История Малороссийская писана на два периода, т. е. до нашествия Татарскаго экстрактом, а от сего нашествия пространно и обстоятельно.

Историков и Летописцев сего времяни было в Малой России довольно. Но как сия страна, как бы созданная или осужденная для руин, от частых нашествий иноплеменников, а еще частейших набегов и браней от народов соседних, и наконец от непрестанных междоусобий и побоищ, претерпела всех родов разорения, губительства и всесожжения, и, так сказать, обагрена и напоена кровию человеческою и покрыта пеплом, то в такой несчастной земле, можно ли было что либо сберечь целое? А по сей причине взята сия История из летописей и записок Белоруских, яко из страны единоплеменной, соседствующей и от руин Малоросийских удаленной.

Известный ученостию и знатностию Депутат Шляхетства Малоросийскаго, господин Полетыка, отправляясь по должности, Депутатства в великую оную Имперскую Коммиссию для сочинения проекта новаго уложенья, имел надобность необходимую отыскать отечественную Историю. Он относился о сем к перво-/II/начальному учителю своему, Архиепископу Белорускому, Георгию Конискому, который был природный Малоросиянин, и долголетно находился в Киевской Академии Префектом и Ректором. И сей-то Архиерей сообщил Господину Полетыке Летопись или Историю сию, уверяя архипастырски, что она ведена с давних лет в кафедральном Могилевском монастыре искусными людьми, сносившимись о нужных сведешях с учеными мужами Киевской Академии и разных знатнейших Малоросийских монастырей, а паче тех, в коих проживал монахом Юрий Хмельницкий, прежде бывший Гетман Малоросийский, оставивший в них многия записки и бумаги отца своего, Гетмана Зиновия Хмельницкаго, и самые журналы достопамятностей и деяний национальных, и что притом она вновь им пересмотрена и исправлена.

Господин Полетыка, сличив ее со многими другими летописями Малоросийскими и нашед от тех превосходнейшею, всегда ея держался в справках и сочинениях по Коммиссии. И так История сия, прошедшая столько отличных умов, кажется должна быть достоверною. Одни воинския действия покажутся, может быть, иным сомнительньши, яко множественны суть. Но разсуждая о положении земли сея между народами, почти непримиримыми, судя о временах и обстоятельствах, в которыя народ сей всегда почти был в огне и плавал в крови, надобно заключить, что сего народа все упражнение и ремесло состояло в войне и убийствах. Одна Польша все то доказываеть. Она тогда только была могущественна и страшна, когда имела у себя войска Малоросийския; а коль скоро их лишилась, тотчас же упадать начала, а последствия ея известны.

Историки Польские и Литовские, справедливо подозреваемые в баснословиях и самохвальстве, описывая деяния народа Рускаго, яко бы в подданстве у Поляков бывшаго, затмевали всемерно великие подвиги их, подъятые на пользу общаго отечества своего и Польскаго. Самыя даже постановления и преимущества их в сем отечестве скрывали, сближая, как можно, народ сей к рабскому состоянию и ничтожеству. А когда дошла повесть их до времен гонений и тиранств Польских, на народ Руский произведенных, поводом выдуманной от /III/ них Унии, а паче как дошло до освобождения народа сего от ига Польскаго собственным своим мужеством и безпримерною почти храбростию, то тут изрыгнули писатели оные все свои поношения и всех родов неправды и клеветы на сей народ и на их вождей и начальников, называя их непостоянным и бунтливым хлопством, по своевольству, будто, и буйству своему бунты и нестроения поднявшим. Но дела Гетманов Руских: Косинскаго, Наливайка, Остряницы и наконец великия дела Хмельницкаго, переписки их и декларации, доказьгоают тому весьма противное, и всяк здравомыслящий человек увидит в них истину несомнительную и подвиги благородные и справедливые; увидит притом и признает умный, что всякое творение имеет право защищать бытие свое, собственность и свободу, и что к тому оно снабдено самою природою или Творцем своим достаточными орудиями или способом.

О мужестве и предприимчивости народа Рускаго советуется баснословцам и критикам заглянуть в Истории Греческия, Римския и другия иностранныя; и они им покажут Кагана, Кия, Оскольда, Святослава, Владимира, Ярослава, и других великих Государей или Князей Руских, воевавщих славно с воинством Руским в Европе, Азии, Греции, и на самыя столицы их Константинополь и Рим нападавших. И такому народу, поживши несколько в соединении с Поляками и Литовцами во всегдашних почти войнах за их и за свое отечество, можно ли было потерять природную свою храбрость, которая потом и над самими Поляками и Литовцами довольно наконец себя показала ?

Но не смотря на все то, с сожалением должно сказать, привнесены некоторыя нелепости и клеветы в самыя летописи Малоросийския, по несчастию, творцами их, природными Рускими, следовавшими по неосторожности безстыдным и злобливым Польским и Литовским баснословцам. Так, на пр., в одной учебной историйке выводится на сцену из Древней Руси, и ли нынешней Малоросии, новая некаясь земля при Днепре, названная тут Украиною, а в ней заводятся Польскими Королями новыя поселения и учреждаются Украинские козаки; а до того сия земля будто была пуста и необитаема, и Козаков в Руси не бывало. Но видно господин писатель такой робкой историйки /IV/ не бывал нигде, кроме своей школы, и не видал в той стороне, называемой им Украиною, Руских городов, самых древних или, по крайней мере, гораздо старейших от его Королей Польских, то есть: Черкаса, Крылова, Мишурина и стараго Кодака при реке Днепре, Чигирина при Тясмике, Умани при Рoсе, Ладыжина и Чагарлыка при Буге, Могилева, Рашкова и Дубосара при Днестре, Каменнаго Затона и Белозерска у вершины Лимана. Из сих городов были иные провинциальными и областными Рускими городами чрез многие веки. Но у него все это пустыня, и Князи Руские, выводившие великия Флотилии свои в Черное море из реки Днепра, то есть из самых тех стран, и воевавшие на Грециго, Синоп, Трапезонт и на самый Цареград с войсками областей оных, преданы им ничтожеству и забвению; равно как и сама Малоросия возвращена кем-то из Польскаго владения без усилия и добровольно, и бывшия при том, от войск Руских против Поляков и их Королей и посполитого рушенья, тридцать четыре кровопролитныя брани, не заслуживают того, чтобы отдать сему народу и его вождям за подвиги их и геройство должную справедливость. Однако, кто что ни говори, а всегда конец дело блажит. Прииди и виждь!

ИСТОРИЯ РУСОВ или Малой России