- •3.1 Марксистская концепция культуры
- •3.2 Культурологическая концепция о. Шпенглера
- •3.3 Теория исторической эволюции локальных цивилизаций а. Тойнби
- •3.4 Концепция «осевого времени» к. Ясперса
- •3.5 Теория социальной и культурной динамики п. Сорокина (концепция суперсистем)
- •3.6 Теория культуры л. Уайта
- •3.7 Панславизм и теория культурно-исторических типов н. Я. Данилевского
3.6 Теория культуры л. Уайта
Американского ученого Лесли Уайта (1900–1975) называют «крестным отцом» культурологии, потому что ему принадлежит большая заслуга в том, что она получила признание в качестве самостоятельной науки и своё нынешнее название. Его теоретические работы 1940-х–1970-х гг. опередили время, и только к концу XX в. культурологи стали осознавать, что в трудах Уайта высказаны идеи, лежащие в основе современной информационно-семиотической теории культуры.
Уайт указывает, что человеку свойственна уникальная «способность к символизации» – способность придавать вещам, явлениям, процессам значение, смысл. Благодаря этому они могут выступать не только как объекты, физически взаимодействующие с организмом человека, но и как символы, носители вложенного в них человеком смысла. Предметы, рассматриваемые в этом аспекте, предстают в качестве знаков и текстов, несущих социальную информацию. Уайт называет их «символизированными предметами», или «символатами». Он различает три основных вида символатов:
1) материальные объекты;
2) внешние действия;
3) идеи и отношения.
«Мир символатов мы называем культурой, а исследующую их науку – культурологией», – говорит Уайт.
Символизация, согласно Уайту, и есть то, что создает культуру. Последняя представляет собой «экстрасоматический контекст» человеческой жизни, т. е. она не биологическая функция человеческого организма и существует вне человеческого тела. Культура возникает, существует и развивается потому, что разум человека превращает внешние по отношению к его телу предметы в символы, с помощью которых фиксирует, осмысливает и истолковывает всё, с чем имеет дело. Если у животных носителем информации служит их тело, то люди выносят информацию вовне, объективируют её в «символизированных предметах», вербальных и вещественных знаках.
Уайт рассматривает культуру как целостную систему, включающую в себя три относительно автономные подсистемы «символизированных предметов»:
1) Технологическая культура – орудия труда, техника и материалы, необходимые людям для адаптации к природной среде и выживания в ней.
2) Социальная культура – разнообразные формы и способы организации отношений между людьми, их поведения в обществе.
3) Идеологическая культура – область духовной жизни людей, включающая идеи, знания, верования. К ней относятся мифология, религия, искусство, философия, наука, народная мудрость.
Динамику развития культуры Уайт объясняет тем, что человеческое общество, как и любая система, может сохраняться только при условии противодействия росту энтропии. Культура – это выработанный у человека в ходе его эволюции специфический способ борьбы с энтропией. Извлечение энергии и употребление её на пользу человека – первоочередная задача, решению которой служит культура. По мнению Уайта, технологическая культура, непосредственно нацеленная на решение указанной задачи, образует фундамент всей культуры.
Уайт определяет уровень развития культуры количеством произведённой на душу населения энергии и эффективностью технологических средств, при помощи которых она используется. Это он выражает следующей формулой:
Е×Т→С,
где Е – количество энергии; Т – степень эффективности технологических средств; С – уровень культурного развития.
Сформулированный Уайтом основной закон культурной эволюции таков: «Культура развивается по мере того, как увеличивается количество энергии, потребляемое в год на душу населения, либо по мере роста эффективности орудий труда, при помощи которых используется энергия».
Первым источником энергии, который использовался в самых ранних культурах, был сам организм человека. Мощность его невелика: примерно 1/10 лошадиной силы. Освоение огня, использование в качестве источников энергии ветра и воды, а также домашнего скота увеличивали энергетические ресурсы общества. Рост их пошел быстрыми темпами, когда были найдены новые природные источники энергии – уголь, затем нефть и газ. Совершенствование технологии производства сделало возможным все более эффективное использование энергетических ресурсов. Это развитие технологии добычи и использования энергии служило, по Уайту, основой развития социальной и духовной культуры. В целом темпы развития культуры в ходе истории убыстряются, поскольку всё более растущими темпами идет рост потребляемой энергии.
Мысль Уайта о функциональной зависимости между потреблением энергии и уровнем культурного развития подтверждается опытом истории и заслуживает признания. Уайт оправданно указывает на то, что технологическая культура – наиболее утилитарный, наиболее тесно соприкасающийся с материально-практической деятельностью слой культуры. Но у культуры, как только она выходит из младенческого возраста, появляются свои собственные, внутренние проблемы и задачи, имеющие неутилитарный характер. Они не менее – а, возможно, и более – важны, чем технологические, и технология ставится им на службу. Потребление энергии – важное условие развития культуры и может служить показателем её уровня, однако энергетический показатель – это лишь необходимый, но не достаточный критерий её развития.
Уайт вплотную подходит к современным информационным и синергетическим представлениям о социокультурной динамике, но в их свете было бы точнее рассматривать культуру не как «механизм для использования энергии», а как механизм для обработки информации (эта формулировка Уайта фактически уводит от его определения культуры, под которой понимается «символическая реальность»). Рост информации (т. е. негэнтропии) – это своего рода «оборотная сторона» роста энергетической мощи общества. Работа с энергией и веществом есть область практически-производственной жизни общества, лежащая вне культурного пространства. Но работа с информацией, протекающая в пространстве культуры, – фактор, который, с одной стороны, зависит от энергетических ресурсов общества, а с другой – сам оказывает воздействие на добычу и использование этих ресурсов.
