Брутализм 1950-1970 гг.
Брутализм (фр. «béton brut» - «необработанный бетон») — направление (стиль) в архитектуре периода 1950-1970-х гг., одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма. Отправной точкой брутализма считаются проекты и теоретические работы архитекторов-англичан Элисон и Питера Смитсонов. Стиль имел распространение практически во всех странах Европы и мира, в том числе в США, Канаде, Японии, Бразилии, странах Скандинавии и СССР.
Характерные черты брутализма:
1) массивная пластичность сооружений
2) стремление к обнажению конструктивной системы здания, на фасады зданий выводится каркас, иногда внутренние коммуникации
3) выявление простых и грубых архитектурных масс, прямолинейные формы и откровенные (грубые) конструктивные решения
4) впечатляющая мощь конструкций и объёмов, смелые крупномасштабные композиционные решения
5) отказ от декоративных приемов, скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов, «честность материалов», остро-выразительные фактуры
6) широкое применение железобетона
7) один из формальных приемов брутализма - подчёркнутая фактурность бетонных поверхностей, не отделанных после распалубки ни штукатуркой, ни облицовкой, ни покраской.
8) функциональность, урбанистичность
9) «эстетика разбитых форм»
Многие из архитекторов-сторонников этого направления придерживались взглядов, близких социал-реформаторству, выделяя среди достоинств бруталистской архитектуры не только дешевизну строительства (особенно актуальную в первые послевоенные годы), но и безоговорочную антибуржуазность этого стиля.
Дом-комплекс («Жилая единица») в Марселе
1947-1952 гг. Арх. Ле Корбюзье. Пластические качества «Жилой единицы» делают его редким зрелищем с архитектурной точки зрения. В руках Ле Корбюзье аморфный грубый бетон приобретал признаки естественного камня. Ле Корбюзье считал, что бетон возможно рассматривать как искусственный камень, который вполне может быть показан в своем естественном состоянии. Архитектор впервые в мире мастерски применил монолитный бетон как некий новый материал, используя на поверхности стен следы деревянной опалубки для создания грубой фактуры. Несколько лет спустя в Англии появилось архитектурное направление, так называемый новый брутализм, который исходит из этой тенденции.
Грубая бетонная поверхность применялась везде, где с ее помощью можно было усилить пластическое выражение. Любое изменение освещения отражается с особенной интенсивностью на грубых поверхностях вентиляционных шахт и башни лифта, расположенных на крыше, что помогает превращению этих утилитарных конструкций во впечатляющие скульптурные элементы. Интенсивные чистые краски были использованы в этом здании. Но Ле Корбюзье как художник воздержался от окраски фасада, покрасив только боковые стенки балконов в красный, зеленый и желтый цвета.
Школа в Ханстентоне
1949-1954 гг. Арх. Э. и П.Смитсоны. План вписан в удлиненный прямоугольник. По периметру расположены школьные помещения. Внутри прямоугольника, на главной поперечной оси находится большой холл многоцелевого назначения, справа и слева — замкнутые дворики. Классы расположены на втором этаже. Все вспомогательные и обслуживающие помещения — на первом. Гимнастический зал вынесен в отдельный корпус. Из объема главного здания вынесены также мастерские и кухни. Школа отличается еще более суровой правдивостью, обнаженностью своей конструктивно-технической основы. Металлический каркас четко выявлен на фасадах, ячейки заполнены стеклом или кирпичом. Металлические рамы, балки, марши лестниц, кирпичные и стеклянные панели, обнаженные трубопроводы и вент. устройства — определяют характер здания.
Большую роль играют в интерьере открытая кирпичная кладка, открытые трубопроводы. Суровый утилитаризм приобрел здесь значение эстетической категории.
Институт Марчионди в Милане
1959 г. Арх. Витториано Вигано. Институт предназначен для обучения проблемных подростков. Здание излучает мощную жизненную энергию, символически представленную использованием железобетона и преобладанием красного цвета.
Поселок Хален близ Берна
1961 г. Архитектурная фирма Atelier 5. Зидлунг – тип швейцарского поселка, возникшего как ответ на урбанизацию. Зидлунги строили на кооперативной основе, в небольшом отдалении от крупных городов, в основном для рабочих, которые платили взнос за жилье, а потом участвовали в управлении территорией, обязательно включавшей в себя общественные пространства и сооружения.
Жилой массив «Хабитат-67» в Монреале
1966-1967 гг. Арх. Моше Сафди. «Хабитат 67» (Habitat – «среда обитания») – 12-этажный жилой комплекс, который был построен к началу выставки «Экспо-67», одной из самых крупных мировых выставок того времени, темой которой были дома и жилое строительство. На первый взгляд выглядит как сложный хаотичный массив из однотипных элементов. Но если присмотреться, он имеет упорядоченную структуру и состоит из 354 монолитных железобетонных модулей, скомпонованных в различных вариациях. Для автора это был эксперимент, целью которого было реализовать экономичное модульное комфортное жилье, объединяющее преимущества загородной и городской жизни. По мнению автора, подобное решение должно было сократить расходы на производство и реализовать идею доступности жилья. Расположение модулей со смещением позволило обустроить террасы на крыше нижерасположенных квартир, тем самым интегрировав атрибуты загородной жизни в городское пространство, а также обеспечить прекрасную освещенность и вентиляцию помещений. Здание имеет 3 лифтовые шахты и развитую сеть мостов-переходов. Как и большинство построек брутализма, здание отлито из бетона.
Здание Мэрии Бостона
1963-1969 г. Арх. Г.Коллман, М.МакКиннел. Композиция здания строится вокруг центрального пространства. В решении фасадов использован прием монотонного метра офисных помещений в верхних этажах, слегка нависающих друг над другом, который нарушается крупными проемами решетки в нижних этажах. Здесь располагаются выступающие глухие объемы залов заседаний. Архитектура приобретает черты скульптурности и монументальности. Здание получило крупные членения и почти скульптурную пластичность.
Новый корпус Сассеккского университета в Брайтоне
1963-1964 гг. Арх. сэр Бэзил Спенс. Здание строится из неоштукатуренного кирпича и грубого железобетона. Прием чередования железобетонных поясов с вырезанными в них плоскими арками оконных проемов и глухих участков кирпичных стен позволяет подчеркнуть массивность здания.
Жилой и общественный комплекс Барбикан в Лондоне
Жилой микрорайон в Лондоне. Раньше на его месте был форпост, откуда и идёт название «Барбикан», сторожевая башня. До Второй мировой войны в этом районе располагались небольшие мастерские и склады. После войны было решено построить здесь современный жилой район с образовательными учреждениями, культурным центром, внутренними садами и необходимой хозяйственной инфраструктурой на 6 500 жителей, в котором были бы воплощены последние достижения современной архитектуры и техники. В Барбикане впервые появились малогабаритные квартиры, небольшие кухни и лёгкая мебель. Финские дизайнеры и трое британских архитекторов, Чемберлен, Пауэлл и Бон, стали рисовать образ этого жилого массива в популярном стиле брутализма. По периметру квартала были построены стометровые жилые дома, на верхних этажах которых — озеленённые дворики. Архитектура этих домов впитала в себя идеи Ле Корбюзье, который одновременно строил аналогичный жилой квартал в Марселе.
Бруталистские здания и жилые комплексы, выстроенные целиком из бетона, суровые, лишённые регионального своеобразия, бескомпромиссные в своей программной чистоте, не всегда воспринимались однозначно. К тому же не все постройки были равного качества — какие-то из них были более удачными, какие-то — неудачными и непопулярными. В 1970—1980-х годах, когда во многих странах наступила реакция против модернистской архитектуры, бруталистская архитектура принимала на себя нередко всю тяжесть этой критики.
