- •Казачество в XVIII веке §1. Экономическое и правовое положение казачества
- •§ 2. Подчинение казачества государству
- •§ 3. Донское казачество.
- •§ 4. Восстание Емельяна Пугачева (1773 – 1775 гг.)
- •§ 5. Разгром Запорожской Сечи
- •§ 6. Казачество в Сибири
- •§ 7. Изменение системы управления казачьими землями.
- •§ 8. Военное искусство казаков
- •§ 9. Казачество в военных операциях XVIII века
- •§ 10. XVIII век в истории казачества
§ 3. Донское казачество.
В 1708 году донские земли были включены с состав Азовской губернии. В 1721 году Войско Донское было подчинено Военной коллегии, в результате чего донское казачество официально вошло в состав вооруженных сил Российской империи. В то же время начинается изменение структуры управления на Дону. В 1709 году войсковой круг временно утратил право избирать войсковых атаманов. Теперь казаки могли только предложить свою кандидатуру на должность атамана, утвердить его в должность мог только царь. В последующие 14 лет казаки так и не смогли предложить достойную, по мнению Петра I, кандидатуру. В результате в 1723 году Петр назначил войсковым атаманом без права переизбрания на кругу войскового старшину А.И. Лопатина. С этого времени войсковые атаманы назначались только верховной властью и практически не зависели от войскового круга. На протяжении XVIII века деятельность войскового атамана становилась все более зависимой от центральной власти.
На Дону во второй половине XVIII века происходило дальнейшее падение прежнего значения Войскового круга и сосредоточение управления в руках атамана и канцелярии войсковых дел старшин. Сужение компетенции Войскового круга выразилось прежде всего в том, что он собирался главным образом для выслушивания царских указов и получения жалованья. Кроме того, на Круге избирали должностных лиц. Однако еще при Петре I Круг потерял право избирать войсковых атаманов, в 1732 году – походных атаманов, а с 1754 года – войсковых старшин. Сравнительно долго избирались на Круге зимовые станицы, но в XVIII веке они уже не играли роли представителей Войска Донского при царском дворе. До конца XVIII века за Кругом сохранилось право избирать других должностных лиц (есаулов, дьяков и т.п.). Однако свобода выборов была ограничена императорским указом 1765 года, а по определению Войскового правительства от 28 марта 1776 года, на военные должности сотников и хорунжих можно было попасть только по назначению. Оставались выборными лишь гражданские чиновничьи должности. Реально на Дону правил Совет старшин в составе 15–20 человек и атамана. После установления Петром I Табели о рангах некоторые старшины стали производиться в офицерские чины и выходить из подсудности Войску Донскому. Атаман зависел от верховной власти и назначался по установлению свыше. Так, Даниле Ефремову чин войскового атамана был пожаловал пожизненно, а в 1759 году за участие в Семилетней войне ему пожаловали и чин тайного советника. Одновременно власть атамана была передана сыну Данилы Ефремова – Степану.
Таким образом, власть на Дону высочайшими распоряжениями превращалась в наследственную и бесконтрольную. Пользуясь этим, атаман и верхушка стали расхищать войсковую землю.
Придя к власти, Екатерина II постаралась навести порядок на Дону и ограничить власть атамана Ефремова. В 1764 году она потребовала от атамана сведения, «по каким указам захватили чиновники земли? Сколько доходу войскового и как и куда он употреблялся?». 19 марта 1766 года был издан указ Екатерины II о размежевании земли Войска Донского от всех соседних земель. Тем же указом было велено отнять земли, захваченные самим атаманом Ефремовым. У всех других старшин и казаков, незаконно владеющих землями, земли изъять и «употребить на пользу общую». Для межевания земли Войска Донского в 1766 году была послана Межевая комиссия. Так же была назначена комиссия для проверки экономического положения на Дону. Взаимоотношения между верхушкой казачества и центральной властью снова стали обостряться.
Падение роли Войскового круга на Дону сопровождалось неуклонным ростом власти войскового атамана и старшин. Усилилась борьба между отдельными группировками старшин за власть, которая принимала все более острые формы. 1760-е годы были временем почти безраздельного господства старшинской группы, возглавляемой войсковым атаманом С. Ефремовым. Многие представители этой группы заслужили особую милость правительства за участие в 1762 году в дворцовом перевороте Екатерины II. Они были щедро вознаграждены «за поход в Петергоф». Атаман и группа старшин стремились использовать благоволение правительства для обогащения, приобретения чинов и усиления власти, и долгое время правительство не вмешивалось в дела С. Ефремова. Однако после получения ряда доносов в 1764 году на Дон была направлена следственная комиссия, которая установила, что атаман и близкие ему старшины не только пользовались своей властью для обогащения, но и препятствовали строительству Ростовской крепости. Атаман обвинялся в стремлении вести самостоятельные сношения с кубанскими народами и татарами. Когда донесение комиссии было рассмотрено в Военной коллегии, то в приведенных в нем фактах увидели стремление войскового атамана вести самостоятельную политику. Большое недовольство императорской власти вызывало стремление донской казачьей верхушки оставить на Дону и закрепостить бежавших на юг из России и Малороссии крестьян и бывших реестровых и слободских казаков. Правительство непосредственно требовало возвращения беглых прежним владельцам или на прежнее место жительства. С. Ефремов в своей переписке с правительством предлагал еще больше усилить власть атамана на Дону, что вызывало новые подозрения.
Правительство попыталось устранить Ефремова, опираясь на группу казачьих старшин, враждебно настроенных к атаману. Тогда Ефремов обратился за поддержкой к Кругу, который давно уже потерял свое значение. Войсковой круг арестовал царского представителя генерала Черепова и «выдал его Ефремову головой», как «умышляющего» на жизнь атамана. Однако С. Ефремов отпустил генерала и написал в Санкт-Петербург, что Дон готов восстать, и только он удерживает казаков от выступления.
Такая двуличная политика атаману не помогла. В 1772 году он был арестован при поддержке группы донских старшин. Рядовое казачество в массе своей Ефремова не поддержало, так как было недовольно его самовластием и присвоением себе общих казачьих угодий. В столице С.Ефремова приговорили к смертной казни, но Екатерина II помнила об участии атамана в «Петергофском походе» и заменила казнь ссылкой в Перновск.
На рубеже XVIII – XIX веков на Дону устанавливаются начала крепостнического строя. Интенсивно происходит социально-экономическое расслоение казачества. К концу XVIII века в руках донских войсковых старшин концентрируются лучшие земли, что вызывало недовольство рядового казачества. В 1796 году Павел I запретил донским приписным крестьянам уходить от своих владельцев-старшин, что только усилило преимущество последних. В 1798 году Павел I закрепил за донскими чиновниками и военачальниками права российского дворянства, что позволило им не только получать землю за службу, но и приобретать землю в собственность и использовать для ее обработки крестьян.
Период XVIII – XIX веков традиционно называют эпохой русификации казачества, когда культура казаков постепенно превращается в составную часть российской культуры. Значительную роль в этом процессе сыграло формирование общероссийской учебной системы в казачьих регионах. Наиболее интенсивно и успешно этот процесс развивался на Дону.
Создание системы образования на территории Области Войска Донского начинается в контексте общероссийских реформ народного просвещения конца XVIII – начала XIX вв., но на протяжении всего исследуемого периода этот процесс имел специфические особенности, обусловленные спецификой этнографического, исторического и экономического развития казачества.
В 1782 году в России начинается учебная реформа, предусматривающая создание в городах народных училищ двух типов: главных и малых училищ. В каждом губернском городе создавалось главное народное училище, которое состояло из 4 классов и давало среднее образование. Малые народные училища, дающие начальное образование, учреждались в каждом уездном городе. В них преподавались те же предметы, что и в первых двух классах главных народных училищ. Для подготовки учителей народных училищ было создано главное народное училище в Петербурге.
В 1790 году в рамках учебной реформы в Черкасске создается народное училище, разделенное на два разряда, дающих среднее и начальное образование. В первых двух классах изучали чтение, письмо, арифметику, катехизис, священную историю, русскую грамматику и чистописание. В старших классах преподавались углубленно те же предметы, а также изучалась история, география, геометрия, механика, физика, естественная история, гражданская архитектура, иностранные языки (немецкий и французский) и основы сельскохозяйственной науки.
Создание народного училища получило полную поддержку власти и общества. Одной из главных проблем российских училищ было обеспечение их педагогическими кадрами. На Дону этот вопрос был решен путем приглашения из Санкт-Петербурга четырех учителей, что позволило оптимально наладить учебный процесс. Другой проблемой, стоявшей перед реформаторами российского образования, стало обеспечение школ учебными книгами и пособиями. Значительную роль в решение этого вопроса Черкасске сыграла поддержка местного общества. Казаки приобрели значительное число учебной и научно-популярной литературы. Для школьных кабинетов (физического, математического и естественной истории) были приобретены разнообразные учебно-методические пособия. По инициативе властей при училище были открыты рисовальные классы, которые готовили землемеров и топографов.
