Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Cевашко звукорежиссура и запись фонограмм.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
14.93 Mб
Скачать

Глава 8. Моделирование акустики

инструментов и использовать их сигналы для дополнительной подачи на ревербератор. Кстати, если эти микрофоны стоят на достаточно большой дистанции, это даст необходимую задержку появления диф­фузной реверберации. Если расстояния до дополнительных микрофо­нов мало, перед посылом их сигналов на ревербератор может понадо­биться предварительная задержка.

  • Тонкая настройка характера и степени диффузности, присущей завер­ шающему участку реверберации, может увеличить эффект «погруже­ ния» или «обертывания» слушателя, имитируемый акустическим полем.

  • Все отражения, образуемые ревербератором, должны быть случайными и не иметь никакой системы Иначе любая система будет восприни­ маться в виде набора частот тембрального окрашивания.

  • Впечатление интимности либо атмосферы общения в узком кругу удает­ ся создать за счет использования эффекта плотного, но короткого ре- верберационного отклика.

  • Применяя значительную реверберацию с подчеркнуто специфическими чертами, можно обратить внимание слушателя на особенности помеще­ ния — вокзала, казино, танцпола.

  • Очень эффектны сцены с переходом из одного помещения в другое с резкой сменой их акустики. Слуховая память при прослушивании сте- реофонограммы реалистичнее, чем моно, и позволяет точнее распозна­ вать движение объектов, сопровождающееся сменой акустической ат­ мосферы.

  • В случаях использования музыкальных спецэффектов, основанных на эхо-отражениях, шаг задержки (delay) может быть рассчитан исходя из следующих соображений: в секунде 1000 миллисекунд, а в минуте — 60 000. Разделив 60 000 миллисекунд на число ударов в минуту (скорость в Ьрт) — получим задержку эха для четвертей (1/4 нота). Для восьмых и шестнадцатых следует делить полученное число на 2 и 4 соответственно.

Для подтверждения важности тщательной настройки реверберационной модели уместно привести несколько примеров из реальной акустической практики.

Студия № 5 Государственного дома радиовешания и звукозаписи (ГДРЗ) была реконструирована с целью исполнения произведений крупных форм с участием симфонического оркестра и хора в присутствии слушателей. Ее раз­меры (29,8x20,5x14 м), почти соответствующие «золотому сечению», и рас­четное время реверберации на средних частотах — 2,3 секунды — позволяли надеяться на достаточно высокое качество звучания. Однако, ввиду большой высоты и ширины помещения, время прихода самых первых отражений ока­залось слишком большим. Для устранения конструкторской ошибки над ме­стом расположения оркестра и на боковых стенах были укреплены отражаю­щие панели. Потребовалась тщательная настройка положения Vt размеров

90

Глава 8. Моделирование акустики

этих панелей, прежде чем музыканты и звукорежиссеры признали качество звучания хорошим.

Повсеместно на просторах СНГ встречаются залы «эконом-класса», рас­считанные на небольшое количество слушателей, соответственно, неболь­шой площади и невысокие. В помещениях такого рода практически по всей площади зрительного зала образуется плотная структура начальных отраже­ний. Из-за этого всякая коррекция длительности суммарного отклика от стен оказывается бессмысленной. При небольшом времени реверберации звуча­ние оказывается плоским, подобно звучанию на открытом воздухе, а при зна­чительном увеличении реверберации теряется прозрачность звучания, начи­нается маскировка последующих музыкальных звуков предыдущими.

Непревзойденными по качеству звучания остаются некоторые залы ста­рой постройки: Колонный зал Дома союзов, Большой и Малый залы Мос­ковской консерватории, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии Из более новых (советского времени) неплохой акустикой обладают зритель­ные залы Детского музыкального театра, Театра им. Евг. Вахтангова, Москов­ского драматического театра им. А. С. Пушкина, Дворца культуры ЗиЛ, сту­дии Государственного дома звукозаписи, ателье записи звука и зал прослу­шивания «Мосфильма» В этих залах соблюдены требования геометрической акустики: рационально выбраны форма и размеры, что обеспечило высокую степень диффузности поля и оптимизацию времен запаздывания начальных отражений

Далеко не все фонограммы требуют наличия естественной акустической картины В этом случае в основу модели искусственной атмосферы можно взять один из специальных эффектов, представленных в большом количестве в любом программном или аппаратном ревербераторе «Неправильные» ал­горитмы повторения отражений строятся на тех же, описанных выше прин­ципах. Главное отличие заключается в создании пропорций, которые нико­гда не могут возникнуть в помещении или в реальных приборах, имитируе­мых процессором, к особенностям звучания которых привыкли слушатели (пружинные или пластинчатые ревербераторы, магнитофонные задержки). В дополнение к этому исключению из общего правила, спецэффекты могут быть «раскрашены» всевозможными движениями, временными (эхо), пано­рамными (пинг-понг, автопаннер), а также частотными и фазовыми (вибра­то, хорус и другие) Простор для творчества звукорежиссера ограничен одной лишь его фантазией Единственное замечание, основанное на авторском ви­дении качественной стереофонической фонограммы звуковая картина не должна содержать большого количества акустических моделей Еще хуже, если каждая из них будет снабжена плотным реверберационным хвостом. Намного приятнее слушать современную фонограмму, у которой спецэффек­ты выполнены исключительно за счет манипуляции с ранними отражения­ми, а общая акустическая обработка для всех точек панорамы напоминает ес­тественную.

91

***"

ие