Впереди были разведчики
Иван Павлович Баранов родился в 1918 году в деревне Понизовье Устюженского района. Начало Великой Отечественной вой ны застало его в одной из воинских частей Краснознаменного Балтийского флота, где он служил водолазом. Когда немцы вплотную подошли к Ленинграду, моряков направили проходить службу в сухопутные части флота. И. П. Баранов был зачислен командиром отделения во взвод разведки 45-й гвардейской стрелковой дивизии, а вскоре был назначен помощником командира взвода полковой разведки. Он воевал на крошечном плацдарме — «Невском пятачке* — у Невской Дубровки близ Ленинграда. Обстановка здесь была сложная. Шли жестокие кровопролитные бои. Защитники «Невского пятачка* стояли насмерть. После одного из боев старшего сержанта Баранова вызвали к командиру полка и приказали добыть «языка». «Желательно, чтобы «язык» был строителем, — сказал комполка, — в районе Колпино противник что-то затевает».
Воспользовавшись темнотой, разведчики без особых помех преодолели проволочные заграждения. Вот и первая вражеская траншея. Завязалась короткая рукопашная. Немцы не сразу сообразили, что произошло. Когда опомнились, — открыли пулеметный огонь. Разведчики в это время волокли «языка». И. П. Баранов за эту операцию был награжден орденом Славы III степени.
Другой эпизод. Было это под Нарвой. Перед одной из операций командира взвода разведки гвардии старшину Баранова вызвал командир полка и приказал взять контрольного пленного на правом фланге полка. На выполнение этого приказа отводилось минимум времени. На задание вышли всем взводом с приданными саперами. Объектом поиска был избран отдельный дом, находящийся в глубине обороны противника, который разведчиками был обнаружен ранее. До дома добрались быстро. В результате наблюдения установили, что в нем никого нет. По команде Баранова разведчики заняли круговую оборону. В доме вдоль стены в пирамиде стояло десять автоматов, два ручных пулемета и две снайперские винтовки. Вскоре неподалеку были задержаны два немца. Из их показаний стало ясно, что идут из соседнего дома, где отмечали Рождественский праздник.
Доложив об обстановке и отправив пленных в штаб полка, разведчики устремились ко второму дому. Бесшумно сняв часового и забросав гранатами окна, они уничтожили более двух десятков гитлеровцев, троих взяли в плен и без потерь вернулись в свою часть. На следующий день командир дивизии прикрепил к гимнастерке отважного разведчика орден Славы II степени. Один из февральских дней 1945 года — особый в жизни И. П. Баранова. Взводу разведчиков и группе автоматчиков предстояло выбить противника с моста через реку Венту (Прибалтийский фронт) и удержать его до подхода основных сил, которые должны были обеспечить захват плацдарма на левом берегу. Задание было выполнено, о чем Баранов по рации сообщил командиру полка, и услышал в ответ: «Командование благодарит, но надо продержаться два часа». Два часа — сто двадцать невыносимо долгих минут рядом со смертью — разведчики выдержали. Вот строки из последнего наградного документа на Баранова, подписанного командиром 129-го стрелкового полка подполковником Н. Ф. Захаровым в феврале 1945 года: «В период наступления на укрепленные пункты противника Мыза — Музулуки и на Каупни И. П. Баранов действовал смело и решительно, не давая опомниться фашистам, стремительным броском ворвался во вторую траншею и занял ее. Когда выбыл из строя командир роты автоматчиков, он заменил его, умело управлял боем. Бесшумно обойдя противника, ворвался в третью траншею и занял ее. В течение ночи рота старшины Баранова отразила три контратаки превосходящих сил, уничтожила свыше ста гитлеровцев и подавила семь огневых точек». За этот подвиг И. П. Баранов был удостоен ордена Славы I степени. После окончания войны Иван Павлович продолжал службу в армии, стал офицером. Демобилизовался в 1961 году в звании майора. Несколько лет Баранов проработал инженером строительного треста «Главленинградстрой». В настоящее время он живет в Санкт-Петербурге, часто навещает родные места.
