Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лабов Языковые изменения.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.43 Mб
Скачать

Централизация дифтонга (aw) на о. Мартас-Виньярд

Мы начинаем рассмотрение совершенно ясного случая языкового изменения с наблюдений в реальном времени. В 1933 году Гай Лоуман обнаружил самые первые следы централизации дифтонга /аw/; замеченное изменение состояло в продвижении /аw/ вперед — от [аU] к [æU]. В 1961 г. сопоставимая группа информантов — старших представителей восьмого поколения американцев («янки») из тех же деревень произносила /аw/ уже с совершенно явной централизацией. Таким образом, мы можем говорить о языковой переменной (аw)1.

Для решения проблемы перехода необходимо было тщательно изучить распределение форм в рамках видимого времени, а именно по возрастным уровням нынешнего населения2. Первым шагом анализа было составление шкалы дискретных значений переменной3:

Показатель централизации получается из этой шкалы в результате усреднения числовых значений, приписанных каждому варианту. Так, (аw)-00 означает отсутствие централизации, а (аw)-3.00 — устойчивую централизацию на уровне [əU]. Этот способ подсчета был применен в ходе работы с 69 информантами, причем считалось каждое слово в котором встречалось (аw). Первый этап решения проблемы перехода состоит в сопоставлении средних значений переменной (аw) в этих опытах с возрастной группой информантов. В таблице 1 ниже первые три столбца показывают устойчивую корреляцию этих параметров, состоящую в том что показатель централизации для четырех последовательных возрастных групп регулярно возрастает.

Таблица 1 имеет общий характер; она обобщает много разных типов говорящих и много различных тенденций произнесения (аw).

Рис. 1 отражает более детальную картину перехода для критической подгруппы. Здесь показано процентное распределение лексем у восьми лиц в возрасте от 92 до 31 года.

На горизонтальной оси откладываются четыре возможных значения переменной (аw). На вертикальной оси – проценты лексем с соответствующим вариантом произнесения (аw). Словник разбит на две части, которые рассматриваются по отдельности: сплошной линией представлены слова, в которых за (аw) следует глухой шумный согласный, например: out, house, about, mouth; пунктирной линией представлены все остальные слова (в частности слова, оканчивающиеся на носовой согласный, например, town found, а также слова без конечного согласного, например: now, how и т. д.)1.

Первая диаграмма (1-а) представляет не одного человека, а сложение результатов четырех информантов Лингвистического атласа, опрошенных в 1933 г. Здесь обнаруживаются лишь самые слабые следы централизации. На второй диаграмме, 1-b, представлен самый старый из информантов 1961 года, мужчина 92 лет. Средний возраст информантов Лингвистического атласа — 65 лет. Мистеру X. X. старшему в 1933 г. было 64 года, так что он относится к той же самой возрастной группе. Его профиль централизации весьма похож на профиль информантов Атласа (см. 1-а). Диаграмма 1-c представляет результат опроса 87-летней женщины; у нее обнаруживается лишь очень незначительное увеличение централизации. Диаграмма 1-d, характеризующая произношение мистера Э. М. 83 лет, обнаруживает небольшой, но вполне различимый рост употребления варианта (аw-2). Мистер X. X. младший (диаграмма 1-е) значительно моложе: ему 61 год, это первый представитель следующего поколения, поскольку он является сыном мистера X. X. старшего. У него наблюдается существенное увеличение централизации для обоих классов слов, причем нормой является вариант (аw-1). Диаграмма 1-1 (мистер Д. П., 57 лет) обнаруживает отчетливое различие между словами, оканчивающимися на глухие шумные, и всеми остальными. Пер- вые начинают тяготеть к норме (аw-2), а вторые — к (аw-1). Этот процесс заходит еще дальше в речи мистера П. Н. (52 года), у которого обнаруживается идеальное дополнительное распределение. Перед глухими смычными /аq/ имеет аллофон, который почти всегда звучит как (аw-2), тогда как перед всеми другими конечными /аq/, как правило, вообще не подвергается централизации. В этом случае общих контекстов у разных вариантов (аw) нет. Наконец, в диаграмме 1-h, представляющей самую крайнюю степень централизации, мы видим еще более строгое разделение; эта диаграмма отражает произношение мистера Э. П. (31 год), сына мистера Д. П. (диаграмма 1-f).

В правой части рис. 1 приводится действительное число обследованных лексем и суммарный показатель централизации для каждого из восьми случаев. Следует заметить, что (аw) встречается примерно в 3 раза реже, чем (аy), и потому для выявления закономерности не требуется большого числа наблюдений. Закономерность выявляется благодаря целенаправленному подбору информантов, а также благодаря правильности методов извлечения и представления данных.

Все восемь диаграмм рис. 1 представляют максимально однородную группу населения. Все это янки, принадлежащие к числу исконных поселенцев острова; все они связаны различными родственными отношениями, многие принадлежат к одной семье; все одинаково относятся к своему острову. Все они получили деревенское воспитание и все, за одним исключением, были плотниками или рыбаками. Таким образом, последовательное развитие централизации может , служить идеальной моделью звукового изменения, как его понимали младограмматики, осуществившегося на протяжении двух поколений.

Проблема контекста решалась прежде всего сопоставлением эксплицитно связанных друг с другом переменных (аy) и (аw), то есть изменение (аw) рассматривалось как включенное в систему восходящих дифтонгов. Атлас фиксирует для 1930-х годов некоторую, хотя и умеренную, степень централизации; таким образом, нам известно, что централизованные формы дифтонга (ау) предшествовали подъему (аw). Последняя колонка табл. 1 показывает тесную связь между двумя переменными, причем дифтонг (ау) сначала идет несколько впереди, но затем уступает первенство дифтонгу (аw). Та же картина повторяется при сопоставлении переменных, с рядом независимых внеязыковых факторов –рода занятий, образования и географического положения информанта, а главное – этнической группы, к которой он принадлежит. Существенные различия в сроках перехода для разных подгрупп позволяют предложить следующее решение проблемы контекста:

Централизация (аw) была частью более общего изменения, которое началось с централизации (ау). На начальной стадии процесса произошла умеренная централизация (ау), которая была, видимо, местным рецессивным признаком, унаследованным от первых поселенцев острова. Усиление централизации (ау) началось в сельских общинах рыбаков-янки, ведущих свой род непосредственно от этих первых поселенцев. Отсюда централизация распространилась на жителей той же этнической группы с другим родом занятий и живущих на других территориях. Переменная (аw), по структуре симметричная (ау), начала обнаруживать сходные тенденции уже на ранней стадии процесса. То же изменение было воспринято соседней группой индейцев в Гей Хеде и поколением позже распространилось на большую группу людей португальского происхождения в более давних по заселению районах острова. В этих двух этнических группах централизация (аw) пошла дальше, чем централизация (ау).

Рис. 1 заставляет думать, что мощным фактором, давшим толчок фонетическому изменению, было фонетическое окружение дифтонга (аw). Больше того, можно заметить, чтоцентрализация (ау) в поколении 1b обусловлена фонетическими факторами, аналогичными тем, которыми обусловлена централизация (ау) в поколении IIb1. Однако для (ау) фонетические ограничения были в следующем поколении преодолены, так что поколение II имеет единую норму для (ау) во всех фонетических окружениях. Такой конечный результат, пожалуй, говорит за то, что фонетическая обусловленность не играет существенной роли как первопричина централизации (аw), а скорее выступает как обусловливающий фактор, который может быть устранен в ходе дальнейшего развития.

Проблема оценки, решалась для о. Мартас-Виньярд путем изучения субъективного отношения информантов к жизни на острове, которое выяснялось в ходе опросов: отношение к туристам, приезжающим летом, к пособию по безработице, к работе на материке, к другим этническим группам и к людям с другим родом занятий. Все эти данные сопоставлялись со сведениями, полученными от руководителей общин, и историческими свидетельствами, а затем с языковыми переменными. Оказалось, что подъем (аw) обнаруживает корреляцию со степенью включения в основное русло жизни острова тех групп, которые раньше были из него частично исключены. Отсюда мы делаем заключение, что степень централизации (ау) и (аw) ассоциировалась, более или менее произвольно, с высоким общественным положением, причем это высокое общественное положение лучше всего можно определить как положение «коренного виньярдца». Таким образом, в той мере, в какой человек был в состоянии претендовать на статус коренного жителя Виньярда и поддерживать этот статус, он усваивал прогрессирующую централизацию (ау) и (аw). У сыновей, которые зарабатывали на жизнь на материке и потом возвращались на остров, уровень централизации делался даже выше, чем был когда-то у их отцов. Но когда виньярдец отказывался от мысли жить и работать на острове, он утрачивал также и централизацию и возвращался к стандартным нецентрализованным формам.

Решение проблемы оценки – это установление социальной значимости измененной формы, иначе говоря, нахождение функции, которая на формальном уровне является прямым эквивалентом значения формы на содержательном уровне. В описываемых нами процессах функция /ау/ и /аw/ осталась неизменной. Ясно, что существенными факторами в механизме изменения являются некогнитивные функции, выполняемые этими фонологическими элементами. Это заключение может быть перенесено на многие другие случаи более сложных изменений, в которых совокупным результатом является радикальное изменение когнитивной функции. Звуковое изменение, наблюдаемое на о. Мартас-Виньярд, не привело к фонологическому изменению, то есть к слиянию или расщеплению единиц, различных по значению (когнитивной функции). Между тем многие из изменений, наблюдаемые в Нью-Йорке, привели к такого рода слияниям и расщеплениям на фонологическом уровне1. Одно из таких изменений — подъем (оh) — гласной в словах law, talk, off, more и т. п.; этот процесс мы используем для иллюстрации некоторых аспектов механизма языкового изменения, не релевантных для простого случая звукового изменения на о. Мартас-Виньярд.