Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
основы псих. тема 1-2.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
206.84 Кб
Скачать

Фиксация и регрессия

Фиксация — сохраняющаяся привязанность человека к определенным объектам и целям, фазам и стадиям развития, образам и фантазиям, способам поведения и удовлетворения, отношениям и конфликтам.

В психоанализе понятие фиксации относится к описанию бессознательных про­цессов, происходящих на различных стадиях психосексуального развития ребен­ка. Они связаны с закреплением либидо на определенном сексуальном объекте или сексуальной цели, а также с регрессией, сосредоточением внимания на травме, пси­хическими задержками и нарушениями, вытеснением патогенного материала из сознания человека.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) Фрейд рассмотрел во­просы о фиксации предварительных сексуальных целей, задержках на промежу­точной сексуальной цели подчеркнутого сексуального разглядывания, фиксации либидо на лицах своего пола. Уделив особое внимание условиям возникновения сексуальных перверсий, он высказал ряд соображений о возможной привязанно­сти человека к определенным стадиям психосексуального развития и отдельным чертам сексуального объекта. В частности, им было подчеркнуто, что перверсии объясняются не только фиксацией инфантильных наклонностей, но и регрессией к ним вследствие преграждения других путей сексуального влечения. Кроме того, Фрейд особо выделил такой психический феномен, как «повышенная цепкость», под которым он понимал способность к фиксации ранних впечатлений сексуаль­ной жизни, характерную не только для перверсных лиц, но и для невротиков. И наконец, он развил ранее высказанную им в середине 90-х годов XIX века идею, что случайные детские переживания, связанные с влиянием на сексуальность (на­пример, соблазнение со стороны других детей и взрослых), дают такой материал, который может зафиксироваться и повлечь за собой стойкие психические нару­шения.

Представление Фрейда о фиксации на травме как источнике невроза возникло на начальной стадии становления психоанализа. В дальнейшем он расширил по­нятие фиксации, соотнеся его с сексуальными объектами и целями, стадиями пси­хосексуального развития и человеческой деятельностью в целом. Вместе с тем во многих его работах, написанных в разные периоды жизни, фиксация на травме сохраняла свое патогенное значение.

В работе «О психоанализе» (1910) Фрейд отметил, что фиксация душевной жизни — характерная черта невроза, и что благодаря аффективной привязанно­сти к прежним болезненным переживаниям невротики не могут отделаться от прошлого и ради него оставляют без внимания настоящее. В «Лекциях по введе­нию в психоанализ» (1916-1917) он дал наглядную иллюстрацию причин возник­новения невротических заболеваний. В этой работе Фрейд продемонстрировал, как и каким образом пациенты оказываются фиксированы на каком-то опреде­ленном отрезке своего прошлого и не могут освободиться от него, в результате чего настоящее и будущее остаются им чуждыми. В работе «По ту сторону прин­ципа удовольствия» (1920) он вновь подчеркнул, что больной «фиксирован пси­хически» на травме и что такого рода фиксация на переживаниях, вызвавших болезнь, часто наблюдается при истерии. При этом основатель психоанализа со­отнес фиксацию с навязчивым повторением, свойственным всем живым организ­мам. В книге «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) он не толь­ко рассматривал невроз через призму фиксации и навязчивого повторения, но и подчеркивал, что отрицательные реакции невротика представляют собой та­кую же фиксацию на травме, как и их антиподы, то есть положительные реакции.

В «Лекциях по введению в психоанализ» Фрейд высказал мысль, послужившую толчком для дальнейшего развития психоаналитических представлений, как о фик­сации, так и о неврозе. Эта мысль сводилась к тому, что явление фиксации на опре­деленной стадии прошлого выходит за рамки невроза и может не совпадать с ним.

В качестве примера аффективной фиксации на чем-то можно взять такое состоя­ние человека, как печаль. Она приводит к полному отходу и от настоящего, и от буду­щего. Но печаль, как замечал Фрейд, отличается от невроза. Другое дело, что суще­ствуют неврозы, которые представляют собой патологическую форму печали.

С точки зрения Фрейда, ведущая к возникновению невроза фиксация есть не что иное, как остановка частного влечения на ранней ступени психосексуального развития человека. Чем прочнее какая-либо фиксация на пути развития, тем боль­ше вероятность того, что человек может регрессировать до этой фиксации. В ис­следовательском плане это ведет к предположению, что фиксация и регрессия не совсем независимы друг от друга. В терапевтической деятельности важно не упус­кать из виду такое отношение между фиксацией и регрессией, при котором неспо­собность к сопротивлению внешним препятствиям и соответствующая регрессия зависят от степени прочности фиксации на пути психосексуального развития па­циента. В целом, фиксация либидо является, по мнению Фрейда, мощным факто­ром психического заболевания. Однако в этиологии неврозов фиксация либидо представляет собой предполагающий, внутренний фактор. Но он становится пато­логическим только тогда, когда к нему добавляется вынужденный отказ от удов­летворения влечения, выступающий в виде случайного, внешнего фактора. Кроме того, важно учитывать, как Я относится к прочной фиксации своего либидо на ка­кой-то ступени его развития. Если оно относится к нему отрицательно, то возни­кает внутрипсихический конфликт, и Я прибегает к вытеснению там, где у либидо наблюдается фиксация.

Таким образом, психоаналитическое понимание причин возникновения невро­зов включает в себя представление о фиксации и сводится к следующему:

- сначала имеет место вынужденный отказ от влечения;

- затем происходит фиксация либидо, теснящая влечение в определенном направлении;

- и наконец, наблюдается склонность к психическому конфликту в результате развития Я, которое отвергает такое проявление либидо.

Фиксация тесно связана с регрессией, которая представляет собой в общем пла­не возвращение от более высокой ступени развития к более низкой, в психоанали­тическом смысле — возвращение к ранее пройденным этапам психосексуального развития, к первоначальным примитивным способам мышления и поведения.

Интерес к проблеме регрессии проявился у Фрейда в связи с рассмотрением природы и специфики сновидений. В работе «Толкование сновидений» образование сновидения соотносилось им с процессом регрессии внутри предполагаемого пси­хического аппарата, когда все соотношения мыслей исчезают или находят смутное выражение, а представления превращаются обратно в чувственные образы, на ос­нове которых они ранее сформировались. В понимании Фрейда в бодрственном состоянии возбуждения и раздражения они ориентированы на последовательное прохождение систем бессознательного, предсознательного и сознания. Во время же сна они протекают обратным путем, устремляются к актам восприятия. Тем самым регрессивным путем сохраняется образец примитивной и отвергнутой ввиду ее нецелесообразности работы психического аппарата.

В «Толковании сновидений» Фрейд обратил внимание также на то, что регрессия свойственна не только сновидению, но и нормальному мышлению. Например, когда намеренное воспоминание соответствует обратному ходу от какого-либо сложного акта представления к более простому материалу восприятия. Различные видения пси­хически нормальных людей тоже соответствуют регрессиям, не говоря уже о галлю­цинациях при истерии и паранойе, которые действительно являются регрессиями и представляют собой мысли, превратившиеся в образы. В этом смысле Фрейд разли­чал регрессию нормальной душевной жизни и патологические случаи регрессии.

Впоследствии он неоднократно обращался к осмыслению феномена регрессии. В одном из дополнений к переизданию «Толкования сновидений» в 1914 году Фрейд выделил три вида регрессии:

  • топическую, связанную с функционированием психического аппарата со свой­ственными ему системами бессознательного, предсознательного и сознания;

  • временную, включающую в себя регрессии по отношению к либидозным объектам и стадиям психосексуального развития;

  • формальную, соотнесенную с заменой обычных, развитых форм и способов образного представления и мышления более примитивными, древними.

По мере углубления психоаналитических представлений о психосексуальном развитии человека и этиологии невротических заболеваний Фрейд стал уделять все большее внимание процессам регрессии. В «Лекциях по введению в психо­анализ» (1916-1917) он выделил два вида регрессии: возвращение к первым либи­дозным объектам нарциссического характера и возвращение общей сексуальной организации на более ранние ступени развития. Оба вида регрессии восприни­мались им как типичные, характерные и играющие значительную роль в неврозах перенесения.

В современной психоаналитической литературе проблема регрессии обсужда­ется с точки зрения причин ее возникновения, этапов развития, глубины проявле­ния, объекта и субъекта цели, результатов работы, целесообразности сдерживания или активизации в процессе аналитической терапии. Наряду с негативным значе­нием регрессии, ведущей к симптомообразованию, рассматриваются и ее позитив­ные значения в качестве побуждения к восстановлению нарушенного равновесия, промежуточного состояния к осуществлению адаптивной переориентации. В цен­тре внимания аналитиков оказывается также регрессия как механизм защиты Я, «плохая» регрессия как состояние дезинтеграции и «хорошая» регрессия как про­грессивный процесс, необходимый для жизнедеятельности человека.

Либидо

Либидо (от лат. libido«вожделение», «желание», «стремление») — понятие, ис­пользуемое для обозначения психической энергии, дающей толчок к разнообраз­ным проявлениям сексуальности, направленной на различные объекты и дающей о себе знать при протекании психических процессов и образовании структур ин­дивидуально-личностного и социокультурного порядка.

В начале ХХ века термин «либидо» получил широкое распространение в рамках психоанализа для описания разнообразных проявлений сексуальности.

Фрейд использовал понятие «либидо» до того, как возник психоанализ. Если термин «психоанализ» был введен им в научный оборот в 1896 году, то его пер­вое использование понятия «либидо» относится к середине 1894 года. Оно нахо­дит свое отражение в работе «Проект научной психологии», которая по частям по­сылалась его берлинскому врачу В. Флиссу и которая не была опубликована при жизни Фрейда. Проводя различие между неврозом страха и меланхолией, он пи­сал о том, что для первого феномена характерно накопление физического сексуаль­ного напряжения, в то время как для второго — накопление психического сексу­ального напряжения. Внешний источник возбуждения вызывает в психике такое изменение, которое, возрастая, превращается в психическое возбуждение. До­стигнув определенного количества, физическое сексуальное напряжение порож­дает психическое либидо, которое затем ведет к коитусу. Невроз страха характе­ризуется дефицитом сексуального аффекта, психического либидо.

Несколько месяцев спустя, в конце 1894 года, Фрейд писал, что пациент, кото­рый объясняет свое нежелание есть отсутствием аппетита, на самом деле имеет дру­гую причину, так как утрата аппетита в сексуальных терминах есть не что иное, как потеря либидо. В этом отношении, как он полагал, меланхолия представляет собой траур по утраченному либидо. Более двух десятилетий спустя эти идеи нашли свое дальнейшее отражение в его работе «Скорбь и меланхолия» (1917), где было под­черкнуто, что при меланхолии завязывается множество поединков за объект, в кото­рых ненависть и любовь противостоят друг другу. Первая — чтобы освободить ли­бидо от объекта, вторая — чтобы под натиском сохранить позицию либидо.

Для Фрейда либидо — это, прежде всего особый вид энергии, отличающийся от энергии, положенной в основу душевных процессов. Ее специфика в том, что ли­бидо имеет особое происхождение, связанное с сексуальным возбуждением, и об­ладает характером психически выраженного количества энергии. Исходя из тако­го понимания либидозной энергии, Фрейд считал, что ее увеличение или уменьшение, распределение или сдвиг должны и могут объяснить наблюдаемые психосексуаль­ные феномены. Если либидо находит свое психическое применение, чтобы всту­пить в связь с сексуальными объектами, то в этом случае можно видеть, как оно фиксируется на объектах, переходит от одного объекта к другому и направляет сек­суальную деятельность человека, ведущую к удовлетворению, то есть частичному и временному ослаблению, затуханию либидозной энергии.

В работе «О нарциссизме» (1914) теория либидо получила у Фрейда дальней­шее развитие: он различил объект-либидо, Я-либидо и нарциссическое либидо. Это было связано с тремя обстоятельствами: более тщательной, чем ранее, проработ­кой вопроса об отношении человека к собственному телу как сексуальному объек­ту; терапевтической деятельностью, в процессе которой психоаналитик сталкивал­ся с нарциссическим поведением больных, чей нарциссизм являлся не перверсией, а либидозным дополнением к эгоизму инстинкта самосохранения; наблюдениями над жизнью примитивных народов и детей. Последнее позволило сделать предпо­ложение, что первоначально либидо концентрируется на собственном Я (первич­ный нарциссизм), впоследствии часть либидо переносится на объекты (объект-ли­бидо), но этот перенос может быть не окончательным, в результате чего либидо может снова обратиться внутрь (вторичный нарциссизм).

Говоря о различных видах психической энергии, Фрейд полагал, что в состоя­нии нарциссизма оба вида энергии слиты воедино и грубый анализ не в силах их различить. В ранних работах основоположника психоанализа как раз и осуществ­лялось деление влечений на сексуальные и влечения Я. Под либидо же понималась сексуальная энергия, в виде которой сексуальное влечение стремится к своей реа­лизации и, в конечном счете, оставляет неизгладимый след в жизни человека.