- •Содержание
- •§1. Мир древних греков
- •§2. Аполлон и Артемида. Афина и Гермес
- •§3. Дионис и Деметра
- •§4. Герои
- •§5. Гомер и его поэмы
- •§6. Сказка становится былью
- •Глава II.
- •§7. Города-государства “железного века”
- •§8. Великая греческая колонизация
- •§9. Тираны (VII — VI вв. До н.Э.)
- •§10. Мудрецы (VII — VI вв. До н.Э.)
- •§11. Поэты (VII — VI вв. До н.Э.)
- •Глава III.
- •§12. “Марафонские бойцы”
- •§13. Поход Ксеркса на Элладу
- •Глава IV.
- •§14. Олигархическая Спарта
- •§15. Демократические Афины.
- •§16. Нравы и обычаи афинян
- •Глава V.
- •§17. Афины — город художников
- •§18. Афины — город философов
- •Глава VI.
- •§19. Эпаминонд — победитель непобедимой Спарты
- •§20. Конец греческой свободы. Филипп и Демосфен
- •Глава VII.
- •§21. Александр Великий
- •§22. Греция и Восток после (III — I вв. До н.Э.)
- •Дополнения и вопросы
§6. Сказка становится былью
Открытие Трои. Было время, когда дети, учившиеся в гимназиях 19 века, как и все образованные люди, читали Гомера. Но никому не приходило в голову, что Троянская война — быль, а не сказка. Только один маленький немецкий мальчик — Генрих Шлиман, сын бедного пастора, так горячо полюбил гомеровских героев, что навсегда поверил каждому слову «Илиады». В семилетием возрасте он заявил однажды отцу: “Как я вырасту, то найду Трою”. Говорят, что любовь и вера творят чудеса; со Шлиманом так и случилось. Долгие годы он оставался верен своей детской мечте — и чудо произошло, в один прекрасный день он в самом деле нашел сказочный град Приама.
Не скоро пустился Шлиман на поиски Трои. В юности ему, как бедняку, пришлось вести суровую трудовую жизнь: сначала он был мальчиком на побегушках в лавке, потом — мелким служащим торговой конторы. В бедной каморке молодой приказчик отводил душу, занимаясь изучением иностранных языков. Особым способом, заучивая наизусть целые страницы иноземных книг, он освоил несколько языков, в том числе русский. Благодаря этому Шлиман начал вести торговые дела в России. Он переехал на постоянное жительство в Санкт-Петербург и принял русское подданство, а к сорока годам стал миллионером. Никто не подозревал, для чего копит деньги этот очень деловой и скуповатый торговец.
В 45 лет Генрих Шлиман внезапно закрыл все свои дела и, покинув навсегда Россию, отправился в Грецию — страну своих любимых героев. В Греции он женился на гречанке Софье Шлиман, которая стала верной помощницей мужа во всех делах, связанных с поисками Трои.
В 1870 г. Шлиман начал раскапывать холм Гиссарлык на турецком берегу Дарданелльского пролива (древнего Геллеспонта). Он искал в его недрах Трою, определив местоположение города по описаниям Гомера. Вскоре из-под земли показались остатки мощных стен, носивших следы большого пожара. Шлиман ликовал! Он был уверен, что ему удалось обнаружить град Приама, но надо было убедить в этом весь свет, и прежде всего ученых, которые смеялись над человеком, принимавшим за правду сказки древнего певца. Летом 1873 г., всего за сутки до закрытия раскопок, Шлиман заметил в земле блеск золота.
Распустив под благовидным предлогом рабочих, которые могли позариться на сокровище, Генрих и Софья Шлиман с лихорадочной поспешностью извлекли из-под древней стены богатейший клад: золотые повязки, серьги, блюда, застежки... И тогда весь мир облетела потрясающая весть: найдена Троя! Об открытии Шлимана говорили в университетах, в школах, на улицах, в парикмахерских...
В
последующие годы Шлиман вел раскопки
в Пелопоннесе — в Тиринфе и Микенах, на
земле Геракла и Агамемнона. На высоком
микенском холме виднелись остатки
мощных крепостных стен. За ними Шлиман
нашел погребения древних микенских
царей, таившие в себе массу золота и
серебра: дорогое оружие, драгоценные
сосуды, ювелирные украшения. Особенно
интересны золотые маски усопших микенских
владык, передающие неповторимые черты
каждого лица.
На тиринфском холме Шлиман раскопал мощную крепость с царским дворцом. Он обнаружил циклопические (сооруженные, по преданию, великанами-циклопами) стены города Геракла, сложенные из громадных неотесанных глыб. Ширина этих стен достигала 11 метров, прямо в их толще располагались склады и конюшни. В тиринфском дворце были обнаружены залы и колоннады, банное помещение и стенные росписи.
Генрих Шлиман, великий мечтатель, скоропостижно скончался в рождественские праздники 1890 г. За 20 лет раскопок он успел сделать так много открытий, что даже самые недоверчивые его противники убедились: царства, описанные Гомером, существовали на самом деле.
Дворец Миноса. После Шлимана археологи стали разыскивать древние дворцы по всем берегам Эгейского моря. Около 25 лет англичане вели раскопки на острове Крите, где правил грозный и мудрый царь Минос. Им посчастливилось открыть огромный дворец Миноса. Мы можем теперь своими глазами увидеть его тронный зал с царским каменным креслом и скамьями для старейшин; кладовые, где стоят огромные глиняные бочки-пифосы; сложные ходы и переходы, приводящие на память легенды о лабиринте. Яркие росписи критского дворца изображают мирные сцены: шествия, религиозные обряды, игры. В одном из коридоров художники представили процессию придворных из пятисот человек в натуральную величину. В другом месте сохранилась двухметровая фигура молодого царя-жреца: длинноволосый, в пышном головном уборе из цветов и перьев, торжественно шествует он по лугу среди высоких лилий. Многократно повторяются в критских росписях изображения быка (вспомните Минотавра) и загадочные сцены бычьих игр: ловкие юноши и девушки выделывают на спине животного акробатические упражнения.
Если судить по дворцовым росписям, критские вельможи, обитавшие под одной крышей с царем, проводили свою жизнь как гипербореи — в играх, молитвах и праздниках. Но археологи раскопали и тесные городки, в которых ютились труженики, снабжавшие снедью дворцовые кладовые. Примечательно, что на острове не найдено никаких укреплений: от врагов критян надежно защищали море и царские корабли. По преданию, флот Миноса хозяйничал в окрестных водах, собирая дани с прибрежных городов.
Ахейская Греция. Роскошные дворцы красовались на берегах Эгейского моря во II тыс. до н.э., когда на Тигре и Евфрате правил царь Хаммурапи, а в долине Нила — фараон Тутмос. В это время во всем мире люди не знали еще железа: и оружие, и орудия труда изготовлялись из меди и бронзы. Современные ученые называют этот исторический период “бронзовым веком”.
Троянскую крепость и критский дворец построили азиатские племена, а Тиринф, Микены и другие крепости Балканского полуострова — греки, называвшие себя в то время не эллинами, а ахейцами — по имени Ахёя, внука Эллина. Ахейцами, например, именуются греческие герои в «Илиаде».
Ахейские цари, принимавшие участие в Троянской войне, правили в небольших по размеру царствах и жили в крепостях, напоминающих средневековые замки: царский дворец стоял обычно на вершине холма, его окружали мощные стены — такие, как в Тиринфе и Микенах. Города, возникавшие у подножия этих крепостей, в отличие от Трои, не имели крепостных стен. По открытым склонам холма лепились домики ремесленников, которые работали на дворец, изготовляя роскошные вещи, известные нам по описаниям Гомера и находкам Шлимана. Среди ахейских мастеров были оружейники, ювелиры, гончары, художники, но не было скульпторов. Тогда люди не умели еще делать большие статуи.
Изображения богов изготовляли из дерева, слегка обтесывая и наряжая в дорогие ткани грубые бревна. В ахейских городах не было также храмов и могущественных жрецов, которые играли такую большую роль в странах Древнего Востока. Зато ахейским царям, как и восточным владыкам, служили многочисленные писцы, заведовавшие царскими кладовыми. Греки “бронзового века” были грамотными. В Пелопоннесе археологи нашли глиняные таблички со значками, состоящими из черточек или линий. Эта письменность, названная линейной, была расшифрована англичанами в 1952 г., так что теперь ученые читают документы древнейших греческих “канцелярий”.
Ахейского царя окружали знатные воины, сражавшиеся на колесницах. За ратные труды они получали плодородные поля и лучшую часть военной добычи. Их городские и сельские дома обслуживали пленницы-рабыни: ткачихи, скотницы, ключницы, служанки. Мужчин-рабов было мало: в те времена рабовладельцы еще не умели держать в повиновении сильных, способных восстать невольников. В домах знати звучали героические песни аэдов, дошедшие до “железного века” и объединенные Гомером в «Илиаду».
Ахейцы и другие эгейские народы “бронзового века” усердно изготовляли, покупали и отбирали друг у друга дорогие и красивые вещи. Они были воинственны и жадны. Купцы и воины тех времен мало отличались от пиратов и разбойников. Ахейцы часто разоряли эгейские острова и западный берег Малой Азии, постепенно захватывая и заселяя эти земли. Самым крупным их военным походом был поход против Трои в XII в. до н.э. Троянская война подорвала силы ахейских государств и ускорила их гибель.
Начало “железного века”. Дворцы на берегах Эгейского моря не достояли до конца II тыс. до н.э. В XV в. до н.э. грандиозное землетрясение уничтожило цветущее Критское царство, после чего остров заселили ахейцы. В ХII в. до н.э. отсталые северные греческие племена дорийцев, производивших свой род от Дора, сына Эллина, продвинувшись из северных областей Балканского полуострова в Среднюю Грецию и Пелопоннес, сожгли дворцы ахейских царей. Дорийское переселение положило конец “бронзовому, или героическому, веку”. Разоренные греческие земли надолго пришли в упадок. Исчезли царские династии, прекратились заморские походы и торговые путешествия, было забыто искусство ахейских ремесленников и писцов. Зато дорийцы принесли с собой новый металл — железо. В Пелопоннесе железные мечи появились уже в X в. до н.э. Таким образом, за тысячу лет до н.э. в Греции, как и во многих странах Древнего Востока, начался “железный век”.
Периодизация истории
