- •Содержание
- •§1. Мир древних греков
- •§2. Аполлон и Артемида. Афина и Гермес
- •§3. Дионис и Деметра
- •§4. Герои
- •§5. Гомер и его поэмы
- •§6. Сказка становится былью
- •Глава II.
- •§7. Города-государства “железного века”
- •§8. Великая греческая колонизация
- •§9. Тираны (VII — VI вв. До н.Э.)
- •§10. Мудрецы (VII — VI вв. До н.Э.)
- •§11. Поэты (VII — VI вв. До н.Э.)
- •Глава III.
- •§12. “Марафонские бойцы”
- •§13. Поход Ксеркса на Элладу
- •Глава IV.
- •§14. Олигархическая Спарта
- •§15. Демократические Афины.
- •§16. Нравы и обычаи афинян
- •Глава V.
- •§17. Афины — город художников
- •§18. Афины — город философов
- •Глава VI.
- •§19. Эпаминонд — победитель непобедимой Спарты
- •§20. Конец греческой свободы. Филипп и Демосфен
- •Глава VII.
- •§21. Александр Великий
- •§22. Греция и Восток после (III — I вв. До н.Э.)
- •Дополнения и вопросы
§13. Поход Ксеркса на Элладу
Полчище Ксеркса. Через 10 лет после Марафонского сражения новый персидский царь Ксеркс, сын Дария, собрал несметное войско для завоевания Эллады. Геродот сообщает, что у Ксеркса было около 2 млн. воинов и флот в тысячу кораблей. И другие древние писатели утверждают, что это была самая большая рать на памяти человеческой. Когда войско Ксеркса разбивало стан, озера и речки пересыхали в том месте от множества пьющих людей и скота. В походе принимали участие все многоязыкие народы и племена, подчиненные персам, в том числе греки из Ионии, служившие на своих кораблях в царском флоте.
Весной 480 г. до н.э. полчище Ксеркса переправилось из Азии в Европу через пролив Геллеспонт. Когда буря разметала первый мост, построенный для пешего войска, царь приказал высечь море бичами: он был так горд и уверен в своем могуществе, что считал себя повелителем не только людей, но и природных стихий.
Приготовления греков к войне. Еще задолго до похода Ксеркса персы отправили в Элладу послов с требованием “земли и воды”, которые служили знаком подчинения. Многие государства, расположенные на открытых равнинах Средней Греции, изъявили покорность варварам, но Афины, Спарта и города Пелопоннеса, состоявшие в союзе со Спартой, решили сражаться за свободу Эллады. Спартанцы даже бросили персидских послов в колодец, пожелав им найти землю и воду на дне водоема.
Много усилий для объединения греческих патриотов приложил афинянин Фемистокл. Это был человек необыкновенно умный и честолюбивый. Рассказывают, что его хитроумие оборачивалось иногда коварством и что он слишком любил деньги, но больше денег любил Фемистокл славу, а больше славы — родину. За несколько лет до похода Ксеркса он уговорил афинян построить большой флот в 200 боевых триер — в то время как другие города имели не более одного- двух десятков судов. Потом Фемистокл примирил многие враждовавшие между собой греческие государства и убедил их заключить общий союз против персов. 30 греческих городов во главе с Афинами и Спартой последовали совету Фемистокла, сам он был избран стратегом афинского войска. Желая избежать раздоров, афиняне без спора уступили верховное командование на суше и на море спартанцам.
Битва при Фермопилах. Несметная рать Ксеркса, как грозная лавина, медленно надвигалась на Элладу с севера. Передовой отряд греческого войска во главе со спартанским царем Леонидом преградил ей дорогу в узком ущелье, тянувшемся между горным склоном и берегом моря. Это был единственный проход с севера в среднюю Грецию, он так и назывался — “ворота” (по-гречески Пилы) или, из-за окрестных теплых источников, “теплые ворота” — Фермопилы. На тесной фермопильской тропе варвары не могли воспользоваться численным превосходством своих сил.
Натолкнувшись на греческий лагерь, персы остановились и 4 дня ждали, что малочисленный отряд противника обратится в бегство. На пятый день, потеряв терпение, Ксеркс двинул на неприятеля свою личную гвардию — десять тысяч так называемых “бессмертных” воинов. Два дня продолжался ожесточенный бой в Фермопильском ущелье, один за другим откатывались назад отряды “бессмертных”, разбитые доблестными спартанцами. На рассвете третьего дня предатель Эпиальт провел персов по тайной горной тропе в тыл эллинского войска. Узнав о появлении варваров в горах, Леонид распустил всех союзников по домам, а сам остался на месте с тремя сотнями спартанцев, чтобы исполнить закон своего отечества, запрещавший воинам покидать поле боя. Вместе со спартанцами добровольно остался и отряд беотян из города Феспии.
В последний бой персидские военачальники гнали своих оробевших солдат бичами, защитники же Фермопил сражались с отчаянной отвагой. Когда отряд Эпиальта вышел спартанцам в тыл, те отступили на холм и продолжали обороняться мечами, а затем зубами и руками, пока не полегли, засыпанные тучами стрел. Слава Леонида и его воинов осталась жить в веках.
Монумент царю Леониду и отряду 300 спартанцев
Саламинское сражение. После того как персы прорвались через Фермопильский проход, у греков осталась одна надежда — оборонять Пелопоннес на узком Истмийском перешейке, где спартанцы и их союзники срочно возводили стену от моря до моря. Области же севернее Пелопоннеса были обречены на опустошение. Поэтому афиняне приняли отчаянное решение покинуть свой город. Фемистокл напомнил тогда согражданам изречение Дельфийского оракула, гласившее, что город их спасут деревянные стены. Это пророчество он истолковал как указание на корабли афинской эскадры.
По совету Фемистокла афиняне переправили женщин и детей в Пелопоннес, а сами сели на боевые триеры и заняли остров Саламин, лежащий против афинского берега. Во время переселения весь город наполнился смятением и плачем: прощались друг с другом люди, с воем бегали брошенные домашние животные. Рассказывают, что одна собака кинулась в море вслед за уходящим кораблем хозяина и, доплыв до Саламинского берега, умерла от изнеможения. Афиняне поставили ей памятник за верность.
Весь союзный греческий флот в 300 кораблей собрался у Саламина. На глазах греческих моряков персы заняли и сожгли Афины. Устрашившись заревом пожара, эллины собрались увести свои суда к берегам Пелопоннеса, один только Фемистокл убеждал союзников, что надо сразиться с варварами в узком Саламинском проливе, где они не могли развернуть свою огромную эскадру. Когда Фемистокл обратился с таким советом к спартанскому полководцу, тот замахнулся на него палкой. “Бей, но выслушай”, — сказал афинский стратег. Чтобы удержать союзников от бегства, Фемистокл притворился предателем греческого дела: ночью он отправил к персам своего преданного раба, и тот от его имени передал персам “добрый совет” разбить греческие силы одним ударом, пока все союзники собрались в одном месте. На рассвете эллины увидели, что путь отступления отрезан: персидские корабли закрыли выходы из Саламинского пролива.
28 сентября 480 г. до н.э. у острова Саламина произошло морское сражение не менее славное, чем Марафонская битва. Триста греческих боевых судов, среди которых было 180 афинских триер, сразились с тысячью кораблей противника. В тесном пространстве громоздкие корабли персов сбивались с курса, сталкивались друг с другом, садились на мели. Эллины сражались на своих легких судах не щадя жизни. Им казалось, что на их стороне бьются боги и герои Эллады: по преданию, в начале битвы великий свет воссиял над Элевсином, и облако, полное невидимых голосов, устремившись к Саламину, опустилось на греческие корабли. Царь Ксеркс наблюдал за битвой с афинского берега, сидя на троне в окружении своих писцов. Царским летописцам пришлось записать рассказ о полном поражении персидского флота.
Битва при Платеях. Торжество греков было великим, но не полным — ведь на суше оставалась еще огромная сухопутная армия варваров. Поэтому Фемистокл направил в стан персов второе “дружеское” послание: он сообщил Ксерксу, что греки якобы хотят разрушить мост через Геллеспонт, чтобы запереть персов в Европе. Царь испугался и с большей частью своего полчища поспешно отступил по старой дороге в Азию. Войско же, оставленное им в Элладе, было разбито в следующем году афинянами и спартанцами у беотийского городка Платеи — того самого, который в 490 г. прислал афинянам подмогу на Марафонское поле. В битве при Платеях греческими силами командовали спартанец Павсаний — племянник погибшего Леонида и афинянин Аристид — тот, который 10 лет назад уступил свою власть Мильтиаду.
Потомки свято чтили память воинов, павших за свободу Эллады при Платеях: спустя 600 лет после битвы писатель Плутарх наблюдал, как платейцы обмывают надгробные плиты древних героев и справляют на них заупокойные обряды.
Афинский морской союз. Сражения при Саламине и Платеях положили конец мидийским войнам, т.е. походам персов в Европу. Победители-греки, особенно афиняне и спартанцы, покрыли себя бессмертной славой. Они настолько уверились в своих силах, что перешли в наступление и еще в течение 30 лет отвоевывали у персов острова и берега Эгейского моря. Приморские греческие города, и прежде всего города Ионии, освобождаясь от персидского ига, присоединяли свои корабли к общему эллинскому флоту. Сначала этим флотом командовал спартанский полководец Павсаний, обращавшийся с союзниками грубо и надменно. Потом греческие моряки выгнали Павсания и передали руководство афинянину Аристиду, прославившемуся благородством характера и неподкупной честностью. Этому человеку, прозванному Справедливым, доверили они определить, сколько денег должен вносить каждый город на содержание флота в общую союзную казну, а командование навсегда закрепили за афинянами. Так возник Афинский морской союз, объединивший множество греческих городов-государств. Благодаря уму и хитрости Фемистокла афиняне отвоевали свой город у варваров, благодаря честности Аристида Афины стали великой морской державой Эллады.
Аристид и Фемистокл. Рассказывают, что прямодушный Аристид и хитроумный Фемистокл с юности враждовали друг с другом, потому что первый был другом аристократов, а второй — сторонником народовластия. Только во время нашествия Ксеркса они командовали единодушно, примирившись ради спасения отечества.
Судьбы их оказались схожими: афинский народ, подозрительно относившийся ко всем слишком знаменитым людям, изгнал из города сначала Аристида, обвиненного в стремлении к тирании, а потом Фемистокла, заподозренного в предательских сношениях с персидским царем. Постановление против Аристида было со временем отменено, и умер он на родине — в бедности, но почете. А Фемистокл бежал в Азию и нашел приют у бывших врагов — персов. Благодаря своему хитроумию он вошел в доверие к персидскому царю и зажил на чужбине в роскоши и довольстве, но, когда от него потребовали принять участие в подготовке новой войны против Эллады, он принял яд, чтобы не изменить родине.
Замирение греков и персов. Окончательный мир между греками и персами был заключен только в 449 г. — через 50 лет после начала ионийского восстания. Персы отступили от морского берега в глубь Азии на расстояние конского пробега и вывели свои корабли из Эгейского моря. Таким образом, все прибрежные греческие города стали свободными.
После победоносных войн начался хозяйственный и культурный расцвет греческого мира. Греки стали хозяевами многих морей. В Элладе появились многочисленные пленники-рабы. В то же время укрепились два больших греческих военных союза: Пелопоннесский во главе со Спартой и Морской во главе с Афинами.
