Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Археология Нижнего Поволжья на рубеже тысячелетий сборник.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
9.82 Mб
Скачать

Зиливинская э.Д.(Москва) охранные раскопки на красном холме селитренного городища в 1995-2000 гг.

В 1995, 1997, 1999 2000 гг. Селитренский отряд кафедры археологии МГУ, а потом - Института Археологии РАН проводил раскопки на Красном холме Селитренного городища.

Красный холм является одной из самых высоких точек городища. Южный и западный его края круто обрываются к старому руслу Ахтубы. В результате смыва и выветривания его обрывистый край постоянно обрушивается и меняет свою конфигурацию. Также в последние годы здесь был отмечен интенсивный процесс оврагообразования, так что раскопки носили охранный характер. На вершине холма наблюдалось скопление обломков обожженного кирпича и известковой обмазки. В этом месте в 1995 году был разбит раскоп для проведения спасательных раскопок по программе «Наследие». В дальнейшем работы велись на средства грантов и спонсорские пожертвования. Дважды, в 1997 и 2000 гг., на раскопки был получен грант Национального Географического общества США. В результате этих работ общая площадь, вскрытая на Красном холме, составила 912 кв. м.

Раскопки показали, что на вершине Красного холма находилась богатая усадьба с большим многокомнатным домом в центре. Размеры его составляли примерно 25 х 25 м. Всего в доме было 16 помещений различного назначения, стены которых были сделаны из различных материалов - сырца, обожженного кирпича и дерева. Помещения дома были возведены не одновременно, а постепенно пристраивались друг к другу.

Стены ЮВ части дома N 1 были сложены из большеформатного сырцового кирпича. Толщина их составляла 90-100 см. Снаружи они были оштукатурены глиняной обмазкой, а внутри помещений поверх глиняной обмазки была нанесена белая известковая штукатурка.

В ЮВ части здания находилось помещение N 1. Стены его, сложенные из сырцового кирпича, прослеживались практически с дневной поверхности. Они сохранились на высоту 65-70 см над уровнем пола и имели толщину 80 см. Размеры помещения составляли 4,0х5,0 м. В западной части помещения находился кирпичный пол, вымощенный жженым кирпичом на известковом растворе. В центре пола был расчищен поглощающий колодец тошны. Примерно две трети восточной части помещения занимала суфа, стенки и поверхность которой имели розовый цвет, так как были покрыты слоем известкового раствора с добавлением толченого кирпича. Стены комнаты были оштукатурены белым известковым раствором. В толще суфы, вплотную к северной стене помещения был сделан двухканальный кан, по которому проходил горячий воздух от тандыра.

После разборки суфы в ее массиве были найдены остатки внутренних сооружений комнаты предыдущих строительных периодов. Всего таких периодов было 4. Из них наибольший интерес представляют пол из больших керамических плит белого и красного цветов, выложенных в шахматном порядке и остатки суфы 1 строительного периода. В этой суфе, вероятно, был сделан умывальник (тошна), от которого сквозь толщу наружной стены был проложен водосток из керамических труб для вывода грязной воды за пределы помещения. Такое сооружение найдено в золотоордынских домах впервые. В целом помещение 1 по интерьеру представляет собой типичную жилую комнату, однако, тщательное оформление ее свидетельствует о том, что здесь мог жить хозяин дома. При разборке этого помещения также были найдены фрагменты изразцовых панно и решетки панджара с вставленными в нее цветными стеклами.

С северной стороны находилось помещение 2 размерами 5,0х6,5 м. Стены его также были сложены из сырцового кирпича и оштукатурены белым известковым раствором.

Пол помещения был земляным со следами органики и втоптанной в него золы. В полу были встроены очаги и печи для выпечки лепешек (тандыры). Впоследствии один из тандыров был превращен в поглощающий колодец, к которому вел водосток из керамических труб. Вдоль восточной стены комнаты была сделана галерея. Столбы, поддерживавшие крышу, вероятно, были деревянными и от них остались только базы из шестиугольных обожженных кирпичей.

Проход в С стене помещения 2 вел в помещение 12, которое представляло собой коридор, разделявший восточные жилые помещения 4,7,13 и западные 6,8,14. Длина его должна была быть не менее 9,60 м, ширина - 1 м. Пол коридора состоял из трех участков, выложенных кирпичом и отделенных друг от друга деревянными плахами. Стены помещения 12 были деревянными.

С восточной и западной сторон от коридора находилось по три жилых помещения. Стены их также были деревянными. В помещениях находились теплые суфы с канами и тандырами. Полы были выложены обоженным кирпичом. Размеры этих помещений 4,0-3,1 х 2,4 м.

В ЮЗ части здания находилось помещение 10 размерами 4,30 х 3,10 м. Стены его были сложены из большемерного сырца и оштукатурены изнутри. Вдоль восточной и западной стен были сделаны высокие суфы шириной 80 см. Пол был вымощен обломками кирпичей и покрыт толстым слоем известкового раствора. По своему назначению помещение 10, скорее всего, являлось тамбуром, ведущим в парадный зал (помещение11). Проход в зал был сделан в С стене тамбура и оформлен пилонами из обожженного кирпича.

Парадный зал находился в СЗ части здания и имел размеры 10 х 12 м. Стены его были сложены из обожженного кирпича на глиняном растворе. Пол также был кирпичным, но вымостка его была положена на известковом растворе. В полу зала, ближе к его СЗ углу была сделана большая, круглая в плане тошна. При расчистке помещения 11 было найдено огромное количество кашинных изразцов бирюзового, синего, белого, желтого и красного цветов. Большая их часть представляла собой мозаичные вставки в виде деталей геометрического, растительного и эпиграфического орнаментов. Можно предположить, что мозаичными панно были украшены стены зала. По монетному материалу усадьба датируется 30-50 гг. XIV в.

Недалеко от Красного холма, в том же районе городища, но несколько восточнее, в 70-80 гг. Поволжской экспедицией под руководством Г.А.Федорова-Давыдова были раскопаны три усадьбы. В двух из них (VIII и XV раскопы) усадебные дома имели аналогичную планировку. Это были квадратные в плане здания размерами примерно 20 х 20 м с толстыми стенами из большеформатного сырцового кирпича. Внутреннее пространство этих домов было разделено меридиональными стенами на три ряда помещений. В среднем ряду находился большой зал для приемов, к которому с С и Ю примыкали два входных тамбура. С В и З сторон от зала располагались жилые помещения с суфами и канами.

Здание на XI раскопе, исследованное В.Л.Егоровым, представляло собой огромный дворцовый комплекс, насчитывающий более 30 помещений. Стены его были из обожженного кирпича. Постройка имела сложную планировку, но центром ее также являлся парадный зал с фигурно выложенным полом и стенами, украшенными мозаичными панно.

По сравнению с этими тремя домами усадьба на Красном холме кажется более архаичной, ее планировка менее упорядочена, отдельные части здания построены не одновременно и из разных материалов. В доме также присутствует парадный зал, мощеный кирпичом и украшенный изразцами, но он находится не в центре здания, а в его СЗ части.

Рудаков В.Г. (Москва)