Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ценностно-потребностная сфера личности старших подростков, склонных к агрессивному и просоциальному поведению.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
33.23 Mб
Скачать

1.2.2. Агрессивное поведение

Агрессия и насилие являются достаточно распространенными формами поведения в обществе. Многие становились либо жертвами насилия или агрессивных действий, либо их свидетелями. Агрессия стала характерной особенностью современной жизни, которая становится все более выраженной. По проблеме агрессивного поведения было предпринято немало теоретических и эмпирических исследований, и сегодня можно уверенно говорить, что для него характерны: причинение ущерба или нанесение травмы другому лицу или организму; намерение вызвать негативные последствия для жертвы.

Оба этих аспекта охватываются определением, которое предложил Р. Бэрон [18]: «Агрессией называется любая форма поведения, направленная на причинение ущерба или нанесение травмы другому живому существу, стремящемуся избежать подобного обращения». Блеквелловская энциклопедия [174] определяет агрессию как «преднамеренное или внутренне обусловленное причинение вреда другому человеку, мотивированному на избегание такого обращения с собой».

Существует множество способов вести себя агрессивно. Некоторые авторы проводят классификацию типов агрессивного поведения на основе различных критериев, деля агрессию на физическую и вербальную [145], оборонительную и наступательную, спровоцированную и беспричинную [179], аффективную и инструментальную [155]. И.А. Фурманов [119; 120] типологизирует агрессивность по целому ряду критериев: по направленности на объект (внешняя и внутренняя), по способу выражения (произвольная и непроизвольная), по конечной цели (инструментальная и враждебная), по форме выражения (физическая, вербальная, косвенная и негативизм).

Проблема поиска причин человеческой злобы и жестокости в отношении к себе подобным давно заинтересовала ученых. Различного рода объяснения можно разделить на два больших класса – биологические и социальные.

Долгое время доминировали биологические представления о причинах агрессивного поведения. Это были дискуссии об агрессии как инстинкте [162], влечении [114] или инстинктивном поведении [161]. Повседневный опыт показывает, что феномен агрессии вездесущ, и это наталкивает на мысль об эволюционных корнях агрессии. Сформированная естественным отбором, агрессия рассматривается как поведенческая стратегия, имеющая приспособительную ценность с точки зрения главной цели эволюции – успешного воспроизводства индивидом своих генов. Однако биологический подход не является однородным, в его рамках можно выделить несколько направлений в объяснении природы агрессии.

Наиболее древней является версия З. Фрейда [154], который предположил, что человеческая агрессия коренится в инстинкте смерти, танатосе, как диалектической противоположности инстинкту жизни, эросу. Танатос исходно рассматривался как направленный на саморазрушение, но впоследствии был перенаправлен на других. Агрессивные побуждения, основывающиеся на танатосе, находят свое выражение в росте телесного напряжения, нуждающегося в разрядке. Данный подход является иллюстрацией однофакторного решения: агрессия является естественно обусловленной и нуждается в высвобождении.

Идеи этологического подхода сформулированы в классических трудах о поведении животных: «Об агрессии» К. Лоренца [161], «Территориальный императив» R. Ardrey [136]. В них отмечается позитивный, функциональный аспект агрессии и признается, что, несмотря на то, что основание агрессии или инстинкт является внутренне обусловленным, актуальное агрессивное поведение вызывается специфическими стимулами окружающей среды, известными как возбудители. К. Лоренц, опираясь на принцип эволюции, обосновывает, что агрессия обладает определенной ценностью для выживания. Эта идея была спроецирована им и на человека. Ценность агрессии для выживания человека менее очевидна, но ряд сходств с агрессией животных все-таки есть: в состоянии ярости человек не может остановиться, для убийства он использует дополнительное средство – оружие. Таким образом, агрессия является внутренне побуждаемой и зависит от соответствующих стимулов-возбудителей внешнего окружения.

Последние разработки в области нахождения биологических оснований агрессии связаны с социобиологией. Опираясь на эволюционную теорию Ч. Дарвина, социобиологи пытаются обосновать, что определенные виды поведения поддерживаются генами выживания. Агрессия является адаптивной, так как связана с продлением человеческого рода через производство потомства. Адаптивность агрессии по отношению к человечеству проявляется опять-таки через расширение возможностей доступа к ресурсам, обеспечивая тем самым экономическое развитие за счет сохранения собственных ресурсов и завоевания новых.

В целом биологический подход к объяснению агрессии получил достаточную популярность, потому что оправдывал необходимость насилия, рассматривая агрессию как неотъемлемую часть человеческой натуры. Однако большинство исследователей не считают биологические факторы агрессии решающими и значительно больше внимания уделяют социальным и биосоциальным предпосылкам агрессии, предпочитая анализировать общественные факторы и процессы, в частности, социальное научение и влияние социального контекста. Несмотря на то, что многие авторы не связывают агрессию с инстинктами, некоторые исследователи рассматривают их как побуждения, которые могут формироваться как в процессе научения, так и внутренне стимулироваться, но каждый из которых вызывается определенными социальными событиями. Состояния возбуждения являются предусловиями агрессии, хотя и различающимися по внешним и внутренним факторам, способствующим агрессивным реакциям.

Согласно модели неспецифической активации-возбуждения, преложенной Д. Зильманном [179], остаточная эмоциональная активация от предыдущей ситуации может усиливать возбуждение, порождаемое новой ситуацией. Он выделил два условия передачи возбуждения и, следовательно, возрастания агрессии:

  • агрессия является доминирующей тенденцией реагирования на новую ситуацию;

  • активация интерпретируется в контексте последующей агрессии.

Таким образом, возрастание агрессии в результате общей активации можно ожидать, когда у индивида отсутствует четкая информация о причинах ее возникновения.

Существует еще один подход к пониманию агрессии – теория социального научения. Один из видных представителей этой концепции А. Бандура придавал большое значение жизненному опыту, приобретение которого может направляться и контролироваться. В процессе социализации ребенок может научаться агрессии через непосредственное, либо опосредованное подкрепление. Эффективными могут оказаться самые различные формы подкрепления: получение привлекательных вещей, завоевание социального одобрения, избегание боли. В дальнейшем социальная поддержка может еще более усиливать выражение враждебности или агрессивные реакции. Впоследствии А. Бандура [10] предположил, что первым шагом к приобретению новых форм агрессивного поведения является процесс научения через моделирование: индивид приобретает новые и более сложные формы поведения, наблюдая как само поведение, так и его последствия на других людях и образах. А. Бандура пришел к выводу, что дети гораздо быстрее взрослых реагируют на проявление агрессивных действий со стороны других. Согласно его концепции, вопрос о том, будет ли человек агрессивен в той или иной ситуации, зависит от наличия предшествующего опыта и степени успешности агрессивного поведения, вероятности того, что актуальное агрессивное поведение будет скорее успешным, чем неуспешным, а также комплекса когнитивных, социальных и окружающих факторов, присутствующих в ситуации. В своих последующих исследованиях А. Бандура разработал принцип взаимного детерминизма, в соответствии с которым изменение в стиле жизни возможно при учете взаимной детерминированности личностных, ситуативных и активностных факторов: недостаточно изменить только отношение к агрессии, следует создать также условия, не способствующие ее проявлению.

Первоначально основное внимание в экспериментальных исследованиях уделялось ситуативным факторам агрессии, которые впоследствии были дополнены личностными [62]. Исследования последних лет показали наличие выраженных поведенческих паттернов, названных типом личности «А». Лица с данной особенностью проявляют высокую склонность к гиперактивному и соревновательному взаимодействию с другими людьми. Они становятся агрессивными по отношению к другим людям, воспринимающимися ими как потенциальные конкуренты, предпочитают добиваться своих целей в одиночку, отличаются повышенной конфликтностью во взаимоотношениях со сверстниками и подчиненными [42]. Другой источник индивидуальных различий связан с гендером; он находит свое выражение в том, что мальчики являются все же более агрессивными, чем девочки. Однако в последние годы наблюдается рост агрессивности и у девочек, что непосредственно связано с ростом популярности феминистских идей. Мальчики чаще становятся жертвами физического насилия, а девочки проявляют большую склонность к вербальной агрессии.

Существенно влияет на агрессию и непосредственное провоцирование, в случае которого вероятность агрессии резко возрастает и приводит к эмоциональным взрывам.

Еще один феномен, связанный с агрессией – расторможенность, выражающаяся в снижении социальных сил, направленных на сдерживание агрессии. В определенных случаях действие этих сил становится минимальным, например, в ситуации массового гуляния [77]. В этом случае имеет место влияние присутствия других, приводящее к размыванию собственной идентичности или деиндивидуализации.

Вполне естественно объяснимую агрессию вызывает и представление о том, что кто-либо посягает на права человека. На индивидуальном уровне это может быть вандализм, грабеж, изнасилование. В групповом поведении это может проявляться в коллективном насилии, протестах, бунтах.

Существуют выраженные кросскультурные различия в проявлениях насилия и агрессии. Тот факт, что в разных обществах агрессивное поведение рассматривается различным образом в зависимости от исторических, нормативных и социально-контекстуальных факторов, нередко приводит к росту межкультурного или межэтнического непонимания.

Еще одну ситуативную переменную агрессии составляют субкультуры насилия. Внутри общества – это небольшие группы (банды), в которых насилие ценится и легитимизируется как стиль жизни, способствующий повышению статуса и власти в более широком общественном масштабе. Представления, нормы и ценности таких групп содержат в себе одобрение агрессивности [39]. Насилие в данных сообществах является фактически институционализированным и неофициально признаваемым даже представителями правоохранительных органов.