Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ценностно-потребностная сфера личности старших подростков, склонных к агрессивному и просоциальному поведению.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
33.23 Mб
Скачать

Заключение

Анализ агрессивности как определенного личностного отношения к жизни и особенностей его поведенческих проявлений показал существование принципиально различных теоретических подходов к этой проблеме, что серьезно затрудняет понимание реальных психологических причин подростковой агрессивности.

Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивности и агрессивного поведения подростков не только органическими, но и ценностными причинами. Их действие наиболее ярко проявляется у детей подросткового возраста, когда особенно интенсивно происходит формирование ценностно-потребностной сферы личности подростка и системы его отношений, которое зависит не только от генетической предрасположенности, но и от качественного содержания его личности.

Стремление подростка к самостоятельности нередко встречает противодействие взрослых, а это приводит к появлению своеобразного психологического барьера, преодолевая который многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения. Однако глубинный анализ этих форм показывает, что это не всегда агрессивность или враждебность по отношению к окружающим, это, скорее, по-детски проявляемая активность и попытка скрыть свои подростковые комплексы и проблемы.

Общими ценностями, занимающими центральное место в структуре ценностно-потребностной сферы личности учащихся специализированной школы, студентов лицея и колледжа являются «здоровье» и «любовь». У «девиантных» школьников специфически значимыми ценностями становятся, кроме этого, «справедливость», «общение», «успех», у лицеистов – «свобода», «общение», «уверенность», у студентов колледжа – «успех», «карьера» и «богатство». Ценности «здоровье» и «любовь» – вообще личностно значимы для индивидов любого возраста.

Самыми конфликтогенными зонами ценностно-потребностной сферы личности у подростков являются «карьера», «богатство», «любовь», «успех» и «власть».

Физическая агрессия, негативизм, раздражение и подозрительность – эти формы агрессивного поведения более характерны для школьников с отклонениями в поведении и гораздо реже встречаются у студентов лицея и колледжа. Однако у школьников в более глубокой форме проявляются угрызения совести и чувство вины. Другими словами, вина – это психологическая плата за агрессию.

Исследования физической, косвенной и вербальной форм агрессивности подростков показали, что агрессивные формы поведения существенно отличаются у подростков мужского и женского пола, что связано не только с биологическими особенностями, но и с социальными, культурными стереотипами маскулинности и феминности. Для юношей более характерна физическая агрессия, подозрительность и негативизм, у девушек легче проявляется вербальная и косвенная агрессия, раздражение, а также обида. Девушки глубже переживают свое агрессивное поведение, но, тем не менее, самыми агрессивными по всем шкалам теста агрессивности и враждебности Басса-Дарки являются девушки-школьницы.

Наиболее «уравновешенный» тип агрессивности наблюдается у девушек-лицеисток, но для них характерна высокая склонность к вербальной агрессии; в то же время они наименее подозрительны.

Таким образом, складывается довольно сложная картина проявлений подростковой агрессивности. По-видимому, надежно и точно проанализировать бессознательные агрессивные тенденции в этом возрасте с помощью опросников невозможно, необходимы более тонкие экспериментальные и проективные методы. Однако сам факт полового диморфизма в агрессивном поведении свидетельствует о том, что пол – сильный фактор, влияющий на ее проявление.

Кроме того, общественная оценка агрессивности и измеренный с помощью психологических методов ее уровень – не одно и то же. Если подростку «приклеивается» ярлык агрессивного, то он просто вынужден вести себя соответствующим образом, расплачиваясь за такое поведение переживанием чувства вины. С другой стороны, агрессивны все подростки, однако если агрессивное поведение реализуется в русле общественно разрешенных ценностей, таких как «карьера», «богатство», «успех», «власть», то это поведение окружающие склонны рассматривать как активное, но просоциальное. Если же эта активность реализуется в рамках ценностей «справедливость» или «свобода», то с общественной точки зрения такое поведение однозначно квалифицируется как агрессивное. Таким образом, оценка агрессивности со стороны общества всегда обусловлена теми ценностными приоритетами, которые доминируют в нем, поэтому она и не совпадает с ее психологической оценкой.

В структуре ценностно-потребностной сферы личности подростков независимо от уровня их агрессивности ведущее место занимают такие ценности, как «здоровье», «любовь», «успех». Но для высоко-агрессивных значимыми являются также ценности «честь» и «карьера».

Примечательно, что для всех подростков характерна низкая личностная значимость ценности «творчество», однако для низко-агрессивных она все-таки гораздо более значима, чем для высоко-агрессивных. У последних более личностно значимой становится ценность «власть». Однако ни «творчество», ни «власть» пока еще не входят в число сильно значимых ценностей.

Внутриличностный конфликт в группах высоко- и низко-агрессивных подростков проявляется практически в одних и тех же зонах ценностно-потребностной сферы личности, однако есть значительные количественные различия. У высоко-агрессивных внутриличностный конфликт преобладает в зоне ценности «карьера», «здоровье», «власть» у низко-агрессивных – это зона ценности «любовь».

Отрицательный внутриличностный конфликт (отсутствие побуждений) в зоне ценностей «творчество» и «общение» наиболее характерен для высоко-агрессивных подростков.

Агрессивность и враждебность с точки зрения ценностной теории можно трактовать как различные свойства, относительно независимые друг от друга. «Агрессивный» подросток может быть настроен как враждебно, так и дружелюбно; в то же время «враждебный» подросток может вести себя как агрессивно, так и совершенно спокойно. Это подтверждает гипотезу о вторичности агрессивности и враждебности по отношению к ценностно-потребностной сфере личности. Их проявления зависят от того, какие ценности доминируют в ее индивидуальной структуре.

Скорее всего, то свойство, которое в теории агрессивности и враждебности А. Басса и А. Дарки трактуется как агрессивность – это своеобразно проявляемая подростковая активность, а то, что авторы теста называют враждебностью скорее похоже на скрытность. Эти по-подростковому проявляемые активность и скрытность в различных сочетаниях и обусловливают то многообразие поведенческих проявлений, которые часто трактуются как агрессивные и враждебные. Другими словами, враждебность – это тоже агрессивность, но скрытая, потенциальная, которая может проявиться в поведении подростка как одна из форм разрешения внутриличностного конфликта.

Агрессия иногда бывает необходима для самозащиты в ситуации, когда подросток не видит иного выхода, кроме физического воздействия или вербальных угроз. Поэтому для некоторых подростков участие в драках – это способ утверждения себя в глазах окружающих, особенно в тех случаях, когда это становится устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных референтных группах. Однако такое поведение оценивается обществом, особенно педагогами, только по его внешним проявлениям, без анализа внутренних причин, поэтому, получив ярлык «агрессивного подростка», ребенок воспринимается окружающими как девиантный и стремится, как бы оправдать это «высокое» звание. Тем не менее, общественная оценка агрессивности и реальная склонность к агрессивному поведению – это разные вещи; первая – результат отношения к ребенку конкретных взрослых, в первую очередь, педагогов, вторая – это самооценка ребенком своего собственного поведения, которая осуществляется с помощью специальных психологических опросников.

Выводы

  1. Теоретико-методологический анализ проблемы подростковой агрессивности показал наличие принципиально различных теоретических подходов к этой проблеме. Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивности и агрессивного поведения подростков не только социально-биологическими, но и ценностными причинами.

  2. В структуре ценностей подростков, склонных к различным формам социального поведения, есть как общие личностно значимые ценности, так и специфические. Общие – «здоровье» и «любовь»; у «девиантных» школьников, кроме этого, личностно значимыми являются «справедливость», «общение», «успех», у лицеистов – «свобода», «общение», «уверенность», у студентов колледжа – «карьера», «богатство» и «успех».

  3. Конфликтогенные зоны ценностно-потребностной сферы личности подростков – «карьера», «богатство», «любовь», «успех» и «власть». Внутриличностный конфликт в зоне этих значимых для подростка ценностей может провоцировать либо просоциальное, либо агрессивное поведение. И в том, и в другом случае это может повлечь за собой временную социальную дезадаптацию.

  4. По показателям личностной значимости и конфликтогенности зон ЦПСЛ, определенных с помощью «интеллектуального конфирматорного анализа», группа студентов колледжа также резко отличается от учащихся специализированной школы и лицея, что обусловлено различной направленностью (просоциальной и агрессивной) их поведения.

  5. Есть социально одобряемые и социально запрещенные ценности, и реализация агрессии в этих зонах может квалифицироваться либо как просоциальное, либо как агрессивное поведение. Кроме того, существует специфическая форма инструментальной агрессии, которая отражает потенциальные возможности ее проявления. Этот вид агрессии косвенно выражается в показателях враждебности.

  6. Физическая агрессия, негативизм, раздражение и подозрительность – эти формы агрессивного поведения характерны для школьников с отклонениями в поведении и гораздо реже встречаются у студентов лицея и колледжа. Однако у школьников в более глубокой форме проявляются угрызения совести и чувство вины. Таким образом, вина – это психологическая плата за агрессию.

  7. В старшем подростковом возрасте более агрессивны в своем поведении девушки. Можно предположить, что эти проявления в значительной степени демонстративны и обусловлены повышенной внушаемостью девочек в этом возрасте. Переживание вины за свои агрессивные поступки у них также самые сильные.

  8. Агрессивность и враждебность – относительно независимые друг от друга характеристики. Они вторичны по отношению к ценностно-потребностной сфере личности – их проявления зависят от того, какие ценности доминируют в ее индивидуальной структуре. Вероятно агрессивность – своеобразно, по-подростковому реализуемая активность, а враждебность больше похожа на скрытую, потенциальную агрессивность, не проявленную в какой-либо ценностной зоне до тех пор, пока в ней не созреет внутриличностный конфликт. Впоследствии эта энергия может быть реализована либо в социально одобряемой зоне ЦПСЛ, и тогда это поведение будет квалифицировано как просоциальное, либо в общественно запрещенной ценностной зоне – в этом случае поведение подростка будет рассматриваться как агрессивное.

  9. Ярлык «агрессивного подростка» является дополнительным побудителем агрессивного поведения, которое с этого момента начинает приобретать демонстративный характер. По этой причине «агрессивные» школьники в большей степени по сравнению с «просоциально ориентированными» подростками могут «позволить» себе открытое проявление агрессии. Но «психологическая плата» за проявленную агрессию – чувство вины.

  10. Общественная оценка агрессивности и реальная склонность к агрессивному поведению – это разные психологические феномены; первая – результат отношения к ребенку конкретных взрослых, вторая – это самооценка ребенком своего собственного поведения, которая осуществляется с помощью специальных психологических опросников. Однако надежно и точно проанализировать бессознательные агрессивные тенденции в этом возрасте с помощью опросников очень сложно – необходимы более тонкие экспериментальные и проективные методы.