Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ценностно-потребностная сфера личности старших подростков, склонных к агрессивному и просоциальному поведению.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
33.23 Mб
Скачать

3.3.9. Структура ценностей и индекс агрессивности-враждебности

Индекс агрессивности и индекс враждебности – это производные показатели, используемые в тесте Басса-Дарки. Индекс агрессивности представляет собой сумму показателей физической, косвенной и вербальной агрессивности. Индекс враждебности – это сумма «обиды» и «подозрительности».

В исследовании все шкалы теста были переведены в нормированные стандартные Т-оценки, поэтому и эти индексы было решено выразить в Т-баллах. Это позволяет судить не только о том, какую роль они играют в различных экспериментальных группах, но и сравнивать эти индексы между собой.

Точно так же, как и в предыдущих сравнениях, показатели индексов агрессивности и враждебности стали критерием для разделения всех участников экспериментального исследования на две группы по каждому из индексов. Высоко-агрессивные подростки – это те, у которых индекс агрессивности превышает значение 50 Т-баллов, низко-агрессивные – те, у кого индекс агрессивности меньше 50 Т-баллов. У высоко-враждебных подростков индекс враждебности превышает 50 Т-баллов, у низко-враждебных этот индекс меньше 50 Т-баллов.

На гистограмме 28 представлена структура ценностно-потребностной сферы личности высоко-агрессивных по индексу агрессивности и низко-агрессивных подростков. И у тех, и у других в структуре ценностно-потребностной сферы личности самыми личностно значимыми ценностями являются «здоровье», «любовь», «успех», «свобода» и «справедливость». Кроме того, для высоко-агрессивных сильно значимыми являются ценности «честь» и «карьера».

Внутриличностный конфликт в группе высоко-агрессивных и низко-агрессивных подростков проявляется практически в одних и тех же зонах ценностно-потребностной сферы личности (Гистограмма 29), но имеет значительные количественные различия. Прежде всего, это касается ценностей «карьера», «здоровье», «богатство», «успех», «власть» и «любовь». При этом у высоко-агрессивных подростков внутриличностный конфликт преобладает в зонах ценностей «карьера» (+3,47), «здоровье» (+1,67) и «власть» (+1,33), у низко-агрессивных – в зоне ценности «успех» (1,49), «любовь» (+1,82) и «богатство» (+2,53).

Список ценностей

1.

Общение

6.

Творчество

11.

Свобода

2.

Уверенность

7.

Богатство

12.

Успех

3.

Безопасность

8.

Справедливость

13.

Любовь

4.

Вера

9.

Здоровье

14.

Власть

5.

Карьера

10.

Красота

15.

Честь

Отрицательный внутриличностный конфликт, то есть отсутствие побуждений, наиболее представлено в зонах следующих ценностей: «творчество», «вера», «общение», «красота». При этом в наибольшей степени этот «вакуум» характерен для высоко-агрессивных подростков: «творчество» (-2,41), «вера» (-2,32), «общение» (-2,42).

Список ценностей

1.

Общение

6.

Творчество

11.

Свобода

2.

Уверенность

7.

Богатство

12.

Успех

3.

Безопасность

8.

Справедливость

13.

Любовь

4.

Вера

9.

Здоровье

14.

Власть

5.

Карьера

10.

Красота

15.

Честь

В группах высоко- и низко-враждебных подростков сильно значимые ценности те же, что и в только что рассмотренном сравнении. Прежде всего, это «здоровье», «любовь», «успех», которые являются жизненно важными как для тех, так и для других. У «высоко-враждебных» подростков сильно значимыми ценностями являются также «справедливость» (этот показатель статистически достоверно выше по сравнению с низко-враждебными). У низко-враждебных подростков – «карьера» и «свобода» (Гистограмма 30).

Внутриличностный конфликт более всего выражен в зонах ценностей «карьера», «богатство», «здоровье», «успех». При этом в зоне ценности «карьера» внутриличностный конфликт выражен в обеих рассматриваемых группах; «здоровье», «богатство» и «власть» более конфликтогенны для низко-враждебных подростков, а «любовь» – для высоко-враждебных (Гистограмма 31).

Отрицательный внутриличностный конфликт обнаруживается в зоне ценностей «творчество», «вера», «общение» и «красота», то есть в тех же самых зонах, которые были выявлены в предыдущих сравнениях.

Таким образом, показатели индексов агрессивности и враждебности у подростков тесно связаны с наличием внутриличностного конфликта в зоне таких ценностей, как «карьера», «власть», «богатство», «справедливость», «свобода», а также «творчество», «вера» и «общение». При этом, первая группа ценностей провоцирует положительный ВЛК, а вторая – отрицательный, указывающий на низкую мотивацию в этих зонах ЦПСЛ. Отсюда можно предположить, что агрессивность и враждебность вторичны по отношению к ценностно-потребностной сфере личности. Их проявления зависят от того, какие ценности доминируют в структуре ценностно-потребностной сферы личности подростка и определяют характер внутриличностного конфликта. Если эта ценность «карьера» или, например, «власть», то высока вероятность агрессивного поведения. Тем не менее, с общественной точки зрения такое поведение будет трактоваться как просоциальное, потому что эти ценности являются социально разрешенными. Если же в основе агрессивного поведения окажется такая ценность, как «справедливость», то поведение подростка будет квалифицировано не только как агрессивное, но и как асоциальное.

Обращает на себя внимание, что конфликт в зоне ценностей «здоровье» и «власть» связан с агрессивным и невраждебным поведением, а в зоне ценности «любовь», наоборот, с низко-агрессивным, но враждебным поведением.

У низко-агрессивных и одновременно высоко-враждебных подростков гораздо менее выражен отрицательный внутриличностный конфликт в зоне ценностей «вера» и «общение».

По-видимому, между агрессивностью и враждебностью все-таки есть некоторая связь, которая указывает, что высокая агрессивность и низкая враждебность ведет к одним и тем же конфликтам в ценностно-потребностной сфере личности, прежде всего, связанных с личной карьерой. Однако такое состояние качеств говорит скорее не об агрессивности, а высокой жизненной активности, которая внешне вполне может быть похожа на проявления агрессивности.

Наоборот, низко-агрессивные подростки в сочетании с высокой враждебностью имеют внутриличностный конфликт в зоне ценности «любовь», что указывает на возможную причину такого поведения. Конфликт в этой зоне ценностно-потребностной сферы личности может свидетельствовать о действительном ее недостатке у этих подростков, что соответствующим образом отражается на их поведении.

Итак, вся подростковая выборка в итоге разделилась на четыре группы:

  1. Высоко-агрессивные и высоко-враждебные – 42 подростка.

  2. Низко-агрессивные и высоко-враждебные – 25 подростков.

  3. Высоко-агрессивные и низко-враждебные – 24 подростка.

  4. Низко-агрессивные и низко-враждебные – 32 подростка.

С помощью дисперсионного анализа были проанализированы различия в структуре ценностно-потребностной сферы личности этих подростковых групп.

Ценности «здоровье», «любовь» и «успех» являются сильно значимыми для всех выделенных групп. Другими словами, эти ценности жизненно важны для любых подростков, независимо от характера их поведения.

Список ценностей

1.

Общение

6.

Творчество

11.

Свобода

2.

Уверенность

7.

Богатство

12.

Успех

3.

Безопасность

8.

Справедливость

13.

Любовь

4.

Вера

9.

Здоровье

14.

Власть

5.

Карьера

10.

Красота

15.

Честь

Для низко-агрессивных и одновременно низко-враждебных подростков личностно значимой является также ценность «свобода», она важна и для высоко-агрессивных и низко-враждебных подростков. В структуре ценностно-потребностной сферы личности подростков с низкой агрессивностью и высокой враждебностью доминирует ценность «справедливость».

Для высоко-агрессивных невраждебных подростков сильно значимой ценностью становится «карьера», а для высоко-агрессивных и враждебно настроенных детей – «справедливость» и «честь» (Гистограмма 32).

Внутриличностный конфликт более всего выражен в зоне ценности «карьера», причем в значительно большей степени это характерно для агрессивных подростков; в группе агрессивных, но не враждебных этот показатель самый высокий (+3,79). Это же самое относится к ценности «богатство» – у агрессивных низко-враждебных подростков он значительно выше (+3,08). В меньшей степени такая же тенденция проявляется и в отношении ценностей «здоровье» (+2,63) и «власть» (+2,29) (Гистограмма 33).

Подобная закономерность характерна для этой группы подростков, но с обратным знаком, в отношении ценностей «творчество» и «общение». По сравнению с остальными группами в этих зонах ценностно-потребностной сферы личности у агрессивных и невраждебных подростков значительно более выражено отсутствие мотивации в этих сферах (-3,46 – «творчество» и -2,67 – «общение»). Они же статистически достоверно отличаются и по показателям ценности «безопасность», где у них намечается внутриличностный конфликт, по крайней мере, вероятность его появления положительна (+0,71).

Подробный анализ взаимоотношений ценностей в структуре ценностно-потребностной сферы личности позволяет предположить, что отсутствие агрессивности и враждебности связано с привлекательностью для подростков ценности «свобода», агрессивность связана с привлекательностью и значимостью ценности «карьера», враждебность положительно связана с ценностью «справедливость», а одновременное проявление агрессивности и враждебности – с ценностью «честь».

Из гистограммы 34 очевидно, что у высоко-агрессивных подростков гораздо сильнее выражен суммарный внутриличностный конфликт, который вычисляется как сумма абсолютных величин разностей между личностной значимостью и доступностью по каждой ценностной шкале. Другими словами, ценностно-потребностная сфера личности таких подростков содержит в себе гораздо больше противоречий, чем у низко-агрессивных подростков. По-видимому, степень разбалансированности и напряженности ценностно-потребностной сферы личности – показатель сугубо индивидуальный и у каждого подростка он поддерживается на определенном, оптимальном для него уровне. У агрессивных людей он больше, у низко-агрессивных меньше. С одной стороны, высокий суммарный показатель внутриличностного конфликта свидетельствует о повышенной вероятности его возникновения, а с другой – эти противоречия – двигатель человеческой активности. Поэтому у высоко-агрессивных подростков высоко значимы такие ценности, которые подразумевают высокую личную активность: «карьера», «власть», «честь», «свобода», а у низко-агрессивных преобладают относительно «спокойные» ценности – «вера» и «творчество».

У агрессивных невраждебных подростков общая конфликтность ценностно-потребностной сферы личности значительно более выражена, чем в остальных трех группах. Это говорит о том, что эти подростки проявляют свое отношение к себе и к другим более открыто. То же, что связано с враждебностью – скрыто. Поэтому неагрессивные, но враждебно настроенные подростки имеют минимальный суммарный внутриличностный конфликт.

Другими словами, то качество, которое в концепции А. Басса и А. Дарки обозначено термином «агрессивность», в поведении подростка всегда активно проявляется, в то время как враждебность – скрытая потенциальная, но все-таки тоже агрессивность.

«Агрессивные» подростки из специализированной школы проявляют «открытую агрессию», потому что ярлык «агрессивного подростка», приклеенный к ним обществом как бы обязывает их вести себя соответствующим образом. «Просоциальные» подростки из колледжа потенциально агрессивны, о чем свидетельствует доминирующий в структуре их социального поведения индекс враждебности, хотя внешне они никакой агрессии не проявляют. Еще одним аргументом в пользу такой точки зрения можно считать то, что в основе поведения «просоциально настроенных» подростков лежат общественно разрешенные ценности – «карьера», «богатство», «успех», «власть», в то время как «агрессивными» подростками движут ценности социально запрещенные – «справедливость», «свобода».

Внешне активность и скрытность могут проявляться в различных формах агрессивности и враждебности, но если они мотивированы такими ценностями, как «карьера» и «справедливость», то не должны рассматриваться как общественно опасные формы агрессивного или враждебного поведения.