- •37. Понятие и признаки соучастия в преступлении в современном уголовном праве
- •40. Особенности ответственности соучастников в преступлении
- •42. Прикосновенность к преступлению и его отличие от соучастия
- •43. Освобождение от уголовной ответственности
- •44. Понятия и цели наказания
- •46. В соответствии со ст. 45 ук рф все виды наказания по порядку их применения классифицируются на три группы:
- •49 Специальные наказания и их характеристика
- •50 Смертная казнь как высшая мера наказания и причины её отмены
- •Средневековое уголовное законодательство
- •§ 2. Антропологическая школа
- •65.Социальная школа ее развитие влияние современного уголовного законодательства
§ 2. Антропологическая школа
Классическая школа уголовного права в принципе еще в XIX в. утратила свою (и без того сомнительную) основу, выражавшуюся в предположении о наличии общества, состоящего из равных, экономически и политически эмансипированных граждан. Поскольку стало ясно, что преступность зачастую связана с бедностью и нуждой, были предприняты новые шаги в поиске объяснения феномена преступности.
Французские ученые Александр Лассань (1843 — 1924) и Габриель Тард (1843 — 1904) развили мысль о связи преступности с социальной средой. Однако они в целом не признавали преступность продуктом общественного влияния.
Во второй половине XIX в. на основе медицинских и экспериментальных наук возникла идея о том, что преступность является биологически обоснованным феноменом. Итальянский врач Чезаре Ломброзо (1836 — 1909) издал в 1876 г. труд «Преступный человек», в котором выработал антропологические начала для объяснения преступности и явился тем самым родоначальником антропологической школы уголовного права. Ламброзо утверждал, что исследования, проведенные им на заключенных, содержащихся в тюрьме, доказывают, что у преступников имеются наследственные физические и психические аномалии (например, покатый лоб, высокие скулы, кудрявые волосы, душевная черствость, жестокость, распущенность и невосприимчивость к боли).
Таким образом, антропологическая уголовно-правовая школа отрицает влияние свободной воли на становление преступника и представляет собой диаметральную противоположность классической школе.
65.Социальная школа ее развитие влияние современного уголовного законодательства
. Социологическая школа возникшая в начале 80-х лет XIX ст. На это время идеи антропологов себя целиком дискредитировали, преступность возрастала, особенно рецидивная, ширилась и юношеская преступность. Разработки Кетле в сфере моральной статистики ставили новые проблемы перед наукой криминального права. Тезис Кетле о том, что "общество имеет тех преступников, которых оно заслуживает", прямо связывает преступность с социальными и другими факторами. Необходимо было сформулировать новую научную концепцию криминального права, которое большей мерой отвечала бы потребностям действительности и была основанием для реформ законодательства. На это время получил значительное распространение позитивизм - философское течение, которое выходит не с метафизических умоспоглядань, а кладет в основу положительные факты, которые должны признаваться с помощью их описания, регистрации. Именно позитивизм Конта и Спенсера, как метод анализа отдельных социальных факторов, является философским основанием социологической школы. Социологи, как и антропологи, объявили науку криминального права, которая существовала к ним, такой, что не отвечает нуждам общества, устаревшая, и именно поэтому назвали ее "классической школой". Тем не менее в скором времени социологическая школа пережила определенную трансформацию. В 1889 г. социологи организовали Международный союз криминалистов, которая просуществовала к первой мировой войне и провела до 1915 г. 12 своих съездов. Причем для участия в этих съездах приглашались криминалисты с многих стран, в том числе и классики, неоклассики, нормативісти. Постепенно позиции классической и социологической школ начали сближаться. В конце концов социологи, не отбрасывая своих позиций, согласились воспринять концепции классиков относительно вины, вменяемости, наказание, оставив понятие "опасного состояния", мероприятий безопасности и другие свои взгляды. Много классиков признали необходимым применение этих положений относительно обычных преступников и рецидивистов. Появилась группа криминалистов, которые впервые интегрировали эти концепции, получив даже наименование "третьей школы криминального права". Из того времени такая интеграция еще больше усилилась, и сейчас среди специалистов, конечно, не без исключений, мы в основном видим приверженцев интегративных идей в сфере криминального права.
2. Наиболее значительными представителями социологической школы были: Ліст (1851-1919) - Германия, Принс (1845-1919), Бонгер (1876-1946)- Бельгия, Ван-Гамель (1842-1917)-Голландия, Тард (1843-1904)-Франция, Фойницький (1844-1910)-Россия, Чубинський (1870-1944), который работал много лет в Украине. Конечно, взгляды каждого из социологов имеют свои особенности, но для всех характерным есть рассмотрение таких проблем: учение о причинах преступности, учение об опасном состоянии и учении о наказании и мероприятиях безопасности.
3. Учение о причинах преступности. Преступление не является результатом свободної воде, как о том писали классики. Преступление - это результат сложного взаимодействия разнообразных факторов, с одной стороны - индивидуальных (в том числе и биологических), а с другой стороны - физических и социальных. Физические факторы - это географическую среду, климат, поры года, количество осадков, время пор и т.п..
Индивидуальные факторы - пол, возраст, происхождение и воспитание, образование, семейный положение, болезни, физическое и психическое свойства.
Социальные факторы - безработицу, уровень цен на продукты питания, уровень потребления алкоголя, заработная плата, жизненный уровень, проституция, люмпенизация населения и др.
Социологи предлагают ряд рекомендаций для устранения факторов преступности, особенно социальных: снижение безработицы путем Создания новых рабочих мест, регулирование цен, строительство жилья, помощь эмиграции, помощь беспризорным детям и т.п. Социологи считали, вслед за антропологами и классиками, преступность вечным явищем. "Самая мысль, - как писал Ліст, - о возможности уничтожить преступность принадлежит к утопии". Укажем, что идеи социологов о факторах преступности и о том, что ее нельзя уничтожить, беспощадно критиковались в советской науке криминального права и официальной политике. Так, например, в программе КПСС, принятой на XXII съезде, прямо относилась задача ликвидации преступности в ближайшие года. Сейчас, когда эти идеи воспринимаются как еще один миф советской действительности, взгляды социологов в этой части должны, конечно, оцениваться иначе.
Таким образом, социологи правильно признавали преступность явлением социальным, которое порождается разными процессами, которые происходят в обществе.
4. Учение об опасном состоянии - это реакционная часть взглядов социологов. Отбрасывая крайнощі антропологов о прирожденном преступнике, они подтверждали, что есть люди, образ жизни которых или особенности лица представляют угрозу для общества. К этим категориям людей принадлежат не только те, кто совершает преступление, но и те, Кто не совершил конкретно ничего преступного, но вследствие определенных обстоятельств должны признаваться такими, что находятся в опасном состоянии. Это, по мнению социологов, участники антиобщественных организаций, нищие, бродяги, проститутки, сутенеры, безработные, алкоголики, дегенераты, душевно больные и т.п..
Основанием для репрессии, как о том твердили классики, есть не действия, а деятель, не состав преступления, а опасное состояние. Неуловимость признаков опасного состояния открывает широкие возможности для необоснованных репрессий и своеволия. Поэтому отказ от понятий вменяемости, вины, наказание и других институтов классического криминального права есть характерной для социологов. Приведем лишь две цитаты. Так, При-но писал без лишней скромности: "Я показал, что превращение в криминальном праве заставляют нас признать опасное состояние даже там, где нет еще преступника, и право вмешательства государства даже туда, где нет ни преступления, ни преступника". Ему будто вторит Ван-Гамель:
