Сознание как высшая ступень развития психики
Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "спонтанные движения". Представление о душе в прошлом были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта "Страсти души" [12, 16 с. 156].
В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в "себе", обращаясь к "внутреннюю душевную деятельность". Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, каковы факты внешнего опыта, изучаемые другими науками [ 13, 11 с. 236].
В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии - английская эмпирическая ассоциативная психология (Д. Гартли).
Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера [13 с. 113].
Дж.Ст.Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоциативной схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов - наблюдения и эксперимента. Таким образом, "психическую последовательность" (феномены сознания) необходимо изучать саму по себе.
Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, активность организма наблюдается объективно. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бена общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма "конструктивной ассоциации" на основе проб и ошибок. Таким образом, используется вероятностный принцип "проб и ошибок", утвержденный в биологии, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма.
Для Спенсера основным предметом психологии является взаимодействие организма со средой.
В современной психологии сознание рассматривается как особая форма отражения. Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает появление у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели. Направляющий влияние этой модели на поведение человека проявляется как принцип единства сознания и деятельности: деятельность человека направляет и определяет развитие его сознания, а последняя, все в большей степени осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миру. Это улучшение происходит за счет того, что сознание формирует внутренний план деятельности, ее программу. В этом внутреннем плане синтезируются динамические модели действительности, с помощью которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде [3, с. 111].
Поэтому именно сознание позволяет быть свободным и принимать решения, несмотря на инстинкты и побуждения, наследственные черты и окружающие воздействия. В этом смысле и говорят, что сознание помогает улучшить ориентацию в отношении среды и повысить саморегуляцию. Однако, принимая положение о том, что сознание - высшая форма отражения действительности, нельзя забывать, что это не единственная и даже неосновная форма переработки и хранения информации. Сознание развивалась как особое продолжение восприятия - это восприятие внутреннего мира, внутренний взор. В этом смысле сознание родственная зрительному восприятию, но доступные ей элементы внутреннего мира (образы, мысли, воспоминания, переживания). Вместе с тем ему присущи те же свойства: четкость или расплывчатость, резкость, наличие центра и периферии, большая или меньшая широта поля зрения, разрешение. С другой стороны, сознание родственная эмоциям, потому что осознание как усвоение информации достигается с помощью переживания, приводит не к мысли, а к убеждению [3, с. 296].
Эволюцию понимание единства сознания и деятельности иллюстрирует и развитие представлений о природе сознания.
Исторически все теории относительно природы сознания человека можно разделить на три группы.
Первая теория открытого идеализма давала такой ответ: сознание присутствует в человеке как нечто имманентное, что характеризует ее внутреннюю природу. Этим свойством человек отличается от животного коренным образом, этим она противопоставляется животному. В еще более резкой форме это было сформулировано Декартом: животные есть механизмы или машины, они работают по законам природы, человек есть существо духовное, она действует по законам разума. Сознание обусловлено тем, что человек имеет кусочек бессмертной души, которую вложил в нее бог, положив этим отличие человека от животного.
Такая точка зрения была настолько сильна, что Сеченов меньше чем 100 лет назад говорил как о злейших врагов науки о "обособителях" в психологии, то есть о тех, кто отделяет психологию от всякой физиологии и биологии, желая найти в психологии духовную сущность и отрицая эту духовную сущность у животных [10, с. 504].
Эта идеалистическая теория имеет по существу агностических характер, так как она представляет отказ от всякого объяснения сознательной жизни человека.
Вторая теория - происхождение сознания - это диалогическая теория. Если первая теория хочет вывести сознание из глубины духа, то вторая теория пытается вывести сознание непосредственно из естественной эволюции животных. Исследователи, примыкающие к этой позициий, считают, что уже у животного можно видеть известные формы инстинктивной жизни, которые приближаются к сознательным, и эти сторонники биологической концепции стараются, наоборот, стереть грань между человеком и животным.
Так, например, Дарвин считал (и для его времени это было правильной и актуальной задачей), что он должен найти в поведении животных такие формы, сближающие их с человеком, ибо он очень очеловечивал животных, считая, что и животные имеют те же формы интеллектуального поведения и человек [13, с. 108].
Исследователи, пытаются вывести сознание из биологической эволюции, не находят другого выхода, как попытки трактовать ее как сложную форму инстинкта, может быть присуща и животным. Естественно, что эти попытки приводят в тупик потому, что существуют факты, которые заставляют в полный голос говорить о различии сознательной деятельности человека и инстинктивного поведения животных.
Третья группа теорий происхождения сознания заключается в том, что выводит сознательное поведение человека не из глубины духа, не из естественного развития животных, а из новых общественных форм поведения, отличающих жизнь человека от жизни животных. Человек отличается от животного тем, что он живет в условиях общественного существования. Ее формы жизни - это общественные формы жизни, и, именно с этих общественных форм жизни могут быть выведены те особенности поведения, которые называют духовными.
Некоторые исследователи допускают, что сознание как структура внутренней модели внешнего мира генетически задана и "запускается" (начинает функционировать) при социальных контактах человека с его окружением. Более убедительной представляется позиция, согласно которой развитие сознания идет не по пути перехода внешней деятельности во внутренний план, а по пути формирования самого этого внутреннего плана [3, c.290]. Согласно этой позиции действие во внутреннем плане сначала еще опирается на внешнее воздействие в реальной ситуации, и лишь затем становится возможным истинно мысленный эксперимент с или образами представлениями. На ранних этапах становления сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего человеку окружающий мир. Деятельность ее при этом остается практической, внешней. На более позднем этапе развития предметом сознания становится также и внутренняя деятельность. Постепенно сознание как образ, картина внешнего мира, преобразуется в модель, в которой уже можно мыслью действовать. Теперь сознание во всей полноте начинает управлять внешней практической деятельностью и кажется независимым от чувственно-практической сферы [1, 4 с. 320].
В настоящее время как основные свойства сознания выделяют: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение в процессы осознания кроме памяти - мышления и эмоций. Основная функция эмоций - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, самому себе и другим людям. Сначала эмоции реализуют грубые оценки информации (опасно - безопасно, съедобное - несъедобное), что затем на уровне сознания уточняются и входят элементами в шкалу ценностей и значений, пригодную для социального приспособления. Все формы и виды отношений синтезируются в структурах сознания и определяют глубинные процессы самооценки и самосознания [10, с. 40].
Сознание аккумулирует способность переживать воображаемое как действительное, прошлое и будущее как настоящее. Она создает пространство для теоретического мышления, осуществляется в основном в плане умственных действий как мысленный эксперимент. Все высшие психические процессы вносят свой вклад в организацию и функционирование сознания.
По словам Грановской Р.М. формирования самосознания "является венцом развития высших психических функций" [3, с. 299]. Оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Как писал Сеченов И.М., самосознание создает "человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, то есть отделять все свое внутреннее от всего привходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним, словом, изучать акт собственного сознания" [10, с. 504]. Сознательное поведение является не столько проявлением того, какой человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с окружающими.
Итак, сознание позволяет человеку осознает себя как некий устойчивый объект. Это предполагает внутреннюю целостность и постоянство личности, ее независимость от меняющихся ситуаций, способность оставаться собой.
