Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жинкин Н.И. - Психология киновосприятия.-1971.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
226.82 Кб
Скачать

7. Синтагматические

СИСТЕМЫ

Мы будем различать по крайней мере три вида син­тагматических систем — конгломерат, несвязанная сис­тема и семантически связанная система. Такую систему, в которой элементы расположены в ряд в существенно случайном порядке, будем называть конгломератом. Пусть на табличках написано по одному слову. Таблички пронумерованы и распределены по порядку случайных чисел. Пусть теперь то же слова расположены в зависи­мости от места первой буквы каждого слова в русском ал­фавите. Теперь перед нами семантически несвязная си­стема, так как слова не связаны между собой как смысло­вые единицы, хотя их линейная последовательность яв­ляется жесткой, то есть они не могут быть перемещены.

Возьмем из такого алфавита несколько определенных слов и расположим их в следующий ряд — Белеет парус одинокий. Такая структура будет принадлежать к семан­тически связанной системе.

Из этих тривиальных примеров вытекает существен­ный и полезный для пашей общей темы вывод — опреде­лением границ единицы синтагматической структуры уп­равляет соответствующая классу2 этих единиц связная (семантическая) система. Действительно, в алфавите рус­ских слов кроме слова — парус — имеются слова — пар; ус. Но даже правильно учитывая границы словесных единиц, мы можем получить, например, такой набор: Бе­леет пар ус одинокий или Белеет ус пар одинокий. Та­ким образом, для определения связанной семантической системы должен быть применен специальный критерий осмысленности, о которой говорить более подробно здесь нет места.

Можно предположить, что существует специальное устройство, различающее указанные три системы, так как человек в своем каждодневном опыте не путает ос­мысленные и неосмысленные сочетания. Можно предпо­ложить также, что такое устройство участвует в перера­ботке воспринимаемой информации и локализовано в мозге человека.

Деление на три вида вышеописанных систем может быть применено к изображениям как знаковым образо­ваниям. Примером конгломерата будет набор карточек в игре — лото. Хотя на каждой карточке рисунок или фо­то отображает какую-то вещь, сочетание двух карточек не имеет отдельного значения3. Примером несвязанной системы может служить семейный альбом. Здесь фото­изображения расположены в определенном порядке — хронологическом или в порядке семейных отношений, но сочетание фотографий отца и матери сообщает только, что это отец и мать при условии, если даны подписи или устные объяснения.

Примером несвязанной системы могут быть и иллюст­рации к какому-нибудь литературному произведению. Если из иллюстрированного издания убрать текст, то по набору изображений невозможно восстановить литера­турный сюжет, если он неизвестен заранее. Здесь пере­ход от одного дискретного изображения к другому совер­шается только через литературную связь. Эту связь мож­но рассматривать как развернутую до текста подпись под фотографией в альбоме. Непрерывного потока связанных друг с другом изображений здесь нет. Несколько более сложным примером является серия карикатур без подпи­сей. Но и здесь связь изображений возникает только в том случае, если зритель догадывается о сюжете. Связь рисунков говорит только о том, что содержится в сюжет­ной мысли. Сами рисунки не связаны в непрерывную последовательность, хотя каждый из них в отдельности может обладать оригинальной выразительностью.

Третий вид сцепления изображений — семантически связанная система — встречается только в киноискусст­ве. Кинофильм — это непрерывная связь изображений, между ними нет промежутков, перерывов и расстояний, хотя технически фильм делится на съемочные кадры и проекционные кадрики. В кинофильме моделируется реальный взор человека. Именно поэтому кинофильм способен управлять не только начальными уровнями восприятия, по и смысловой обработкой информации.

Человек, познавая окружающую действительность, совершает определенные познавательные операции пли действия. Внешне это выражается в том, что для выде­ления какой-то вещи он приближается к ней, берет в руки, рассматривает с разных сторон, сравнивает с дру­гими вещами, разламывает вещь, старается проникнуть внутрь, изменяет соотношение вещей, если предмет на­блюдения меняет место, и т. п. Все это может быть наз­вано познающими жестами человека. Одни такой жест не имеет смысла. Результат появляется лишь в опреде­ленной последовательности познающих операций, регу­лируемых единой задачей. Один жест но необходимости вызывает другой, третий и т. д. — это целый, непрерыв­ный, направленный поток.

Термин «жест» может показаться неподходящим для характеристики познающего акта, в котором кроме внеш­ней стороны наибольшее значение имеет внутренняя, то есть добытая мысль. Но пе следует слишком резко про­тивопоставлять внешнее внутреннему. Определенный ряд внешне обозначенных явлений содержит внутрен­нюю связь, которую важно обнаружить в этих внешних проявлениях.