Основная часть глава 1. Ономассиология в современных науках
Для того чтобы точнее определить функцию имен собственных в произведениях эпохи русского классицизма, нам необходимо рассмотреть понятие имя собственное с разных научных позиций, с таких, как: философская, литературоведческая и лингвистическая.
Естественно, что первыми о значениях имен собственных задумались философы, поэтому начнем с их точки зрения. Один из самых известных немецких философов и математиков XIX – начала XX веков Фридрих Фреге дал наиболее точную формулировку термину, который лежит в основе ономасиологии, – термину «имя». В основе имен собственных, по мнению Фреге, лежат понятия «значения» и «смысла». Согласно этому всякое имя обозначает (называет) некоторый предмет и выражает некоторый смысл, определенным образом характеризующий значение имени3. В своей статье «О смысле и значении» Фреге дает следующее истолкование имени: «Под «знаком», или «именем», я понимаю любое обозначение, выступающее в роли имени собственного, значением которого является определенный предмет, а не понятие и не отношение... Обозначение одного предмета может состоять также из нескольких слов и иных знаков. Для краткости каждое такое обозначение может быть названо именем собственным».
Не менее интересное толкование имени предложил А.Ф. Лосев. Так, А.Ф. Лосев4 считает, что в имени можно обнаружить внутреннюю и внешнюю форму. Под именем он понимает смысловое выражение, или энергию, сущности предмета, т.е. имя есть энергийно выраженная символическая стихия мифа, осмыслившая собою то или другое инобытие и тем приведшая его к встрече с самим собою. А физическая энергема имен есть попросту предметный смысл имени, поскольку он действует в звуках имени. Поэтому можно говорить о том, что имя неразрывно связано с судьбой человека, восприятием им окружающей среды.
Имя является «неотъемлемым элементом формы художественного произведения, слагаемым стиля писателя, одним из средств, создающих художественный образ», – так описывает роль имен собственных в литературных произведениях М.В. Горбаневский. А ведь это действительно так. Если разбирать любое литературное произведение подробно, то начинаешь понимать: автор иной раз вкладывает смысл в цвет занавесок на окнах, которые, на первый взгляд, абсолютно ничего не значат. Тогда уже о роли имени в судьбе героя и говорить не стоит. М.В.Горбаневский5 в своих исследованиях в области имени собственного опирается на произведения писателей XIX века. Но цель его работы заключается не в том, чтобы определить поэтику имени в художественной литературе, увидеть, как реализует себя имя в конкретном авторском тексте, а лишь в том, чтобы выявить значение имени. Таким образом, мы видим, что лингвистов в отношении ономасиологии интересует только лингвистическая составляющая, т.е. только значение имени.
Но функция имени не может существовать без значения и философского подтекста. Задачей литературоведов, на наш взгляд, является объединение этих составляющих имени – только в синтетическом сосуществовании возможно появлении функции имени в художественном произведении.
Одним из первых вопросом изучения поэтики имени собственного в литературоведении задался Э.Б. Магазаник6, предложив разделять имена собственные, а именно «говорящие» фамилии, на «имена с подтекстом» и «имена в подтексте».
Таким образом, задачей нашей работы будет являться объединение лингвистической и философской точек зрения, чтобы проследить поэтику имени собственного в эстетической системе.
