Предки современных удмуртов. Формирование типов поселений
Удмурты как этнос сформировались в бассейне Вятки и Чепцы на основе древнейшего населения, создавшего ананьинскую и пьяноборскую культуры I тыс. до н. э. и первых веков н.э. В первые века нашей эры произошло обособление и выделение более узких племенных групп из общего конгломерата обитавших здесь угро-финских племен.
В IV—VI вв.н.э. в эпоху Великого переселения народов приток скотоводческих племен из южноуральских и волжских степей на Камское левобережье вызвал частичное перемещение древнего населения в бассейне Вятки и Камы. Именно в этот период и несколько позднее, в VI—VII вв. по Чепце, Кильмезю, Ижу и Вале возникли поселения, жителей которых, потомков носителей пьяноборской культуры, можно считать предками современных удмуртов.
Ижевский могильник
В IV-V вв.н.э. огромное количество самых различных племен и племенных союзов двинулось из-за Урала на европейские просторы. Самым опасным из них был племенной союз хунну (гуннов), которые шли, задевая южные удмуртские земли. Под их давлением на территорию Удмуртии с территории современных Башкирии и Татарии отошли группы племен мазунинской археологической культуры (преемницы пьяноборской культуры). Человек появился на территории современного Ижевска.
Следы древнего поселения IV-V вв. («Ижевский могильник») обнаружены в июле 1957 г. на Вшивой горке (территория современного Дворца творчества юных). Могильник был расположен между двух оврагов. На месте одного сейчас расположены трамвайные пути, а второй, в котором бил ключ, был завален во время строительства Дворца пионеров. Ученые предполагают, что городище располагалось на месте улицы Милиционной. Обычно могильник устаивали недалеко от жилого пространства (на высоком месте, расположенном выше по течению реки, чтобы предки могли видеть, как живут их потомки), само селение также располагали на возвышенности (языковидной формы высокий мыс (10 м) Вшивой горки господствовал на местности, с его площадки была видна вся близлежащая округа). По оценкам специалистов, одновременно на территории поселения жили примерно 60-70 человек. Поселение просуществовало до середины 5 века. После этого времени племена покинули это место. Находки из Ижевского могильника показывают, что контакты жителей были весьма широкими. Об этом свидетельствует древнеримская монета императора Марка Аврелия Александра Севера, царствовавшего с 222 по 235 гг. Чеканку её датируют 223 годом, состояние ее было достаточно хорошим, она не была затерта от долгого обращения, то есть вполне могла попасть к нам вскоре после своего производства.
Карлутские городища
Ещё один памятник мазунинской культуры IV—V вв. на территории города – «Карлутские городища». Само название речки - Карлутка (удм. кар – «город», луд – «поле») вероятно, происходит них.
Две крепости стояли на берегах речки Карлутки (район санатория «Металлург»). Первая площадью 0,25 га, вторая 1 га. Располагались на самом высоком холме современного Ижевска над широкими в то время лесными и водными просторами. Интересна сама стратегическая задумка этих сооружений - именно их сдвоенность, которая затрудняла возможности противника при осаде. Потому что обе крепости находились друг от друга в убойном для стрел пространстве (чуть более ста метров друг от друга) и атакующие непременно подставляли открытыми свои спины для обстрела со стороны защитников соседней крепости. К тому же, при нападении на одну из них защитники соседней всегда могли прийти на помощь и ударить в тыл нападающим. Все это говорит о высоком уровне развития военного искусства.
Оба Карлутских городища представляли из себя деревянные крепости, которые были защищены бревенчатыми стенами, валами и рвами. Помимо того, древние строители умело использовали и особенности естественного рельефа местности — обе крепости были защищены еще и глубокими обрывами, которые вели к речному руслу.
По этой территории наиболее легко захватчики могли передвигаться по рекам и вдоль них. Потому обе крепости, по-видимому, были предназначены для контроля над одним из водных путей. Река Карлутка, как и Иж, с которым она соединялась через Позимь, была в те давние времена не только богатой промысловой факторией, но и удобной дорогой сквозь непроходимую тайгу. Это был и путь на судоходную Каму, а дальше — на Волгу.
В X—XIV вв. поселения предков северных удмуртов были сосредоточены на территории современного Глазовского района (городища Дондыкар, Гурьякар, Иднакар и др). Предки южных удмуртов в этот период обитали по течению Камы и ее притоку Ижу, отчасти по рекам Вале и Кильмезю.
Городища, в которых жили предки удмуртов, были укреплены валами и рвами. Укреплённые поселения назывались кар («гнездо»). Во главе управления стоял совет старейшин, куда входили представители наиболее влиятельных родов; при решении важных вопросов созывалось народное собрание — кенеш, в котором принимали участие взрослые мужчины-воины.
