Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6. Из русской литературы второй половины XIX века.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
129.87 Кб
Скачать

Время написания

Стихотворение написано в 1835 году.

Тема

Человек для Ф. И. Тютчева такая же тайна, как и природа. В этом стихотво­рении поэт разрешает вопрос о соотношении природы и человека.

Главная мысль (идея)

Человек выделен из природы благодаря тому, что он наделен разумом. В сти­хотворении Тютчева человеческая мысль неудержимо стремится постичь неиз­веданное, однако ей никак невозможно выйти за пределы «земного круга». Для разума человека есть граница, предопределенная и неизбежная. Вид коршуна, поднявшегося с поля и исчезнувшего в небе, наводит поэта на такие думы:

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!...

Поэтика

Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — четырехстопный ямб, система рифмовки — параллельная, рифмы мужские.

Поэт рисует полет коршуна, который устремился к небу. Звучание первой строфы стихотворения плавно, свободно, размеренно. Поэт стремится передать величие и гармонию картины. Речь как бы замедляется, течет плавно, широко. Коршун воспринимается как органическая часть природы.

Архаическая форма слова «дале» придает тексту приподнятость, торжественность.

Согласно образной системе Тютчева, первая строфа дает общий план. Про­странство расширяется вместе с полетом коршуна. В этом изображении присут­ствует завершенность: коршун ушел.

Во второй строфе уже нет изображения реального мира. Ее содержание свя­зано с размышлениями лирического героя, который сопоставляет человека и мощную птицу. Этот принцип параллелизмаизлюбленный прием Тютчева.

Общий план сменяется крупным планом: мы видим два мощных крыла кор­шуна, но его самого уже нет — он уже ушел за небосклон. Человек и птица про­тивопоставлены — это можно интонационно выделить долгой паузой на месте знака тире. Мощь и величие птицы подчеркивается и синтаксическим удвоени­ем: «два мощных, два живых крыла».

В следующих строчках звучит сожаление лирического героя о человеке, кото­рый лишен крыльев, лишен полета и вынужден жить на земле «в поте и в пыли».

В последней строчке присутствует внутреннее противопоставление. Чело­век — «царь земли», но именно поэтому он «прирос к земли» и не может ле­тать, не может слиться с природой, как птица. Употребление в последнем стихе архаической формы «к земли» подчеркивает извечную и неизменную слабость человека в сравнении с могуществом природы.

«Люблю грозу в начале мая...»

Время написания

Стихотворение написано в 1828 году, доработано в начале 1850-х годов.

Тема

В стихотворении передано дыхание «настоящего, счастливого» майского дня. Стихотворение построено в виде монолога лирического героя, который лю­буется игрой молодого грома, говорящем о торжественном шествии весны, зада­вая всему живому радостный, мажорный тон.

Главная мысль (идея)

Природа — часть космоса, где царит гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижером. Сияние и свет, которым наполнено худо­жественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир.

Поэтика

Жанр стихотворения — пейзажная зарисовка, элегия. Стихотворение напи­сано пяти- и четырехстопным ямбом, система рифмовки — перекрестная, с че­редованием мужских и женских рифм, за счет которого достигается легкость стихотворения.

Картина весенней грозы у Тютчева представлена великолепными деталями («первый гром», «раскаты молодые», «поток проворный», «шум нагорный»), насыщена красками («небо голубое», «солнце нити золотит») и звуками («гром грохочет», «гремят раскаты»). При помощи инверсии поэт выделяет наиболее значимые в смысловом отношении слова.

Стихотворение передает ощущение грозы не только зримыми, но и звучащи­ми образами. Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, множе­ство сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным.

Употребление мифологических образов (Геба — богиня вечной юности, разно­сившая богам нектар, Зевесов орел — символ верховного бога) как бы припод­нимает звучание, придает стихотворению праздничную торжественность.

В стихотворении много ярких метафор, олицетворений, эпитетов («повисли перлы дождевые», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность.

Множество глаголов подчеркивают энергию движения, развитие жизни, ве­личие и значимость происходящего в природе. По мнению Тютчева, мир весен­ней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворно­го потока») — это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признается в своих чувствах: «Люблю...»

«Еще шумел веселый день...»

Время написания

Стихотворение Тютчев написал в 1829 году, доработав его в 1851 году.

Тема

В стихотворении говорится о соотношении дня и ночи, об их смене, о значе­нии этой смены в жизни человека. Эта тема присутствует во многих стихотво­рениях поэта.

Главная мысль (идея)

Человек в поэтическом мире Тютчева одинок и в сиянии дня, и во мраке но­чи. Бездны разверзаются между человеком и природой. Неопределенность окру­жает человека.

Поэтика

Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — четырех- и пяти­стопный ямб, система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

Стихотворение начинается со слова «Еще...» и с описания «дневного мира»:

Еще шумел веселый день,

Толпами улица блистала,

И облаков вечерних тень

По светлым кровлям пролетала...

Но неминуемо наступление «уже...»: день — это всегда лишь покров над безд­ной безымянной, это сон, от которого происходит пробуждение в ночь, в бездну. Образ дня-покрова, который присутствует во многих «ночных» стихотворениях поэта, сменяется образом ночи-покрова. И является мир ночи, молчания, неясных теней и звуков:

Затих повсюду шум и гам,

И воцарилося молчанье —

Ходили тени по стенам

И полусонное мерцанье.

Ночной покров несет успокоение для измученной души, для человека, который ощущает себя «обломком старых поколений», «пережившим свой век». Поэт понимает, что смена дня и ночи неизбежна, что на смену старому, «вчерашнему» уже спешит новое, пробудившееся от «благодатного сна».

Поэт метафорически изображает луну, не называя ее — только обозначая: светило, и кажется, это взгляд самой ночи, взгляд «оттуда»:

Украдкою в мое окно

Глядело бледное светило,

И мне казалось, что оно

Мою дремоту сторожило.

В последней строфе мотив торжества ночи, царства теней звучит еще явственней:

И мне казалось, что меня

Какой-то миротворный гений

Из пышно-золотого дня

Увлек, незримый, в царство теней.

В стихотворении много слов со значением зыбкости, неопределенности (строй невнятный, странное пробужденье, тени по стенам, полусонное мерцанье, какой- то миротворный гений), дважды повторено слово «казалось».

Поэт употребляет множество выразительных эпитетов, часто это сложные прилагательные: жизни благодатной, строй стозвучный, шумный и невнятный, полусонное мерцанье, бледное светило, миротворный гений, из пышно-золотого дня...

Такая поэтическая лексика усиливает ощущение двойственности описыва­емого Тютчевым мира, его противоречивости и единства.

Основной прием стихотворения — антитеза, контраст.

«Чародейкою Зимою...»

Время написания

Стихотворение написано 31 декабря 1852 года.

Тема

Тема этого стихотворения — восхищение зимним лесом, его красотой.

Главная мысль (идея)

Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет «ослепительной красой». Эта удивительная красота и есть свидетельство гармонии мира.

Поэтика

Жанр стихотворения — пейзажная зарисовка, элегия. Стихотворный размер — четырехстопный хорей, в строфе — пять строчек, система рифмовки — АЬААЬ, с чередованием женских и мужских рифм.

Поэт употребляет в стихотворении множество поэтических приемов:

эпитеты (снежная бахрома, чудная жизнь, волшебный сон, зимнее солн­це, ослепительная краса);

сравнения (зима-чародейка);

метафоры (цепью пуховой, не мертвец, не живой лес);

олицетворения (околдован зимою, вспыхнет лес).

В «действиях», в картинах зимы не раз подчеркнуто волшебство: «чародей­ка», «околдован», «чудная жизнь», «волшебный сон». Это придает сказочность описываемой картине.

В отличие от многих других «пейзажных» стихотворений Тютчева, в этом стихотворении нет напряженного противопоставления человеческого мира и мира природы. Стихотворение гармонично и цельно.