Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лермонтов 2.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
63.64 Кб
Скачать

4. «Я жить хочу! хочу печали»

Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию на зло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? - Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.

1. В стихотворении поэт рассуждает о тайнах писательского творчества, о поиске источников поэтического вдохновения.

2. В стихотворении противопоставлены два мира, два образа жизни: это мир быта, обывательского счастья и любви, мир, где царит спокойствие и мир поэтического творчества, где струны звучат только в минуты страдания. Поэтому поэт хочет печали, насмешек света, страданий, муки – это источники творчества.

3. Что значит «жить хочу?» - для поэта жизнь вне творчества немыслима, без стихов жизнь не имеет смысла.

4. Два последних стиха: процесс поэтического творчества сложен, порой мучителен. Путь поэта к славе, к признанию труден, слава не достаётся даром.

5. Стихотворение проникнуто драматическим пафосом, интонациями тревоги и страдания. Лермонтов считает, что настоящий поэт должен уметь глубоко страдать. Это обязательное условие формирования поэта.

5. «Смерть поэта»

Отмщенья, государь, отмщенья! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример.

       1 Погиб поэт! — невольник чести —        2 Пал, оклеветанный молвой,        3 С свинцом в груди и жаждой мести,        4 Поникнув гордой головой!..        5 Не вынесла душа поэта        6  Позора мелочных обид,        7 Восстал он против мнений света        8 Один, как прежде... и убит!        9 Убит!.. к чему теперь рыданья,        10 Пустых похвал ненужный хор        11 И жалкий лепет оправданья?        12 Судьбы свершился приговор!        13 Не вы ль сперва так злобно гнали        14 Его свободный, смелый дар        15 И для потехи раздували        16 Чуть затаившийся пожар?        17 Что ж? веселитесь... — он мучений        18 Последних вынести не мог:        19 Угас, как светоч, дивный гений,        20 Увял торжественный венок.        21 Его убийца хладнокровно        22 Навел удар... спасенья нет:        23 Пустое сердце бьется ровно.        24 В руке не дрогнул пистолет,        25 И что за диво?.. издалека,        26 Подобный сотням беглецов,        27 На ловлю счастья и чинов        28 Заброшен к нам по воле рока;        29 Смеясь, он дерзко презирал        30 Земли чужой язык и нравы;        31 Не мог щадить он нашей славы;        32 Не мог понять в сей миг кровавый,        33 На что́ он руку поднимал!..        34 И он убит — и взят могилой,        35 Как тот певец, неведомый, но милый,        36 Добыча ревности глухой,        37 Воспетый им с такою чудной силой, 38 Сраженный, как и он, безжалостной рукой. 39 Зачем от мирных нег и дружбы простодушной 40 Вступил он в этот свет, завистливый и душный 41 Для сердца вольного и пламенных страстей? 42 Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, 43 Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

 44 Он, с юных лет постигнувший людей?.. 45 И прежний сняв венок, — они венец терновый, 46 Увитый лаврами, надели на него: 47  Но иглы тайные сурово   48 Язвили славное чело; 49 Отравлены его последние мгновенья 50 Коварным шепотом насмешливых невежд,   51 И умер он — с напрасной жаждой мщенья, 52 С досадой тайною обманутых надежд.      53 Замолкли звуки чудных песен,      54 Не раздаваться им опять:      55 Приют певца угрюм и тесен,      56 И на устах его печать.

     57 А вы, надменные потомки 58 Известной подлостью прославленных отцов, 59 Пятою рабскою поправшие обломки 60 Игрою счастия обиженных родов! 61 Вы, жадною толпой стоящие у трона, 62 Свободы, Гения и Славы палачи!      63 Таитесь вы под сению закона,      64 Пред вами суд и правда — всё молчи!.. 65 Но есть и божий суд, наперсники разврата!      66 Есть грозный суд: он ждет;      67 Он не доступен звону злата, 68 И мысли и дела он знает наперед. 69 Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:      70 Оно вам не поможет вновь, 71 И вы не смоете всей вашей черной кровью      72 Поэта праведную кровь!

1. Понятия «поэт» и «Пушкин» для Лермонтова нераздельны, поэтому и стих называется не смерть Пушкина, а «Смерть поэта».

2. Настроение по ходу произведения меняется: грусть – скорбь – сожаление – укор – гнев – призыв к возмездию Божьего суда.

3. Стих можно разделить на следующие композиционные части: 1-12 стихи – глубокая печаль, скорбь; 13-38 стихи – укор, обвинение толпе в смерти поэта; 39-44 стихи – сожаление; 45-56 стихи – горечь, грусть, скорбь; 57-72 стихи – гнев, призыв к возмездию.

4. Облик поэта рисуют следующие слова и выражения: невольник чести, гордая голова, восстал, свободный, смелый дар, светоч, дивный гений, наша слава, сердце вольное, пламенные страсти, постигнувший людей, славное чело, чудные песни, праведная кровь.

5. Отличительные признаки толпы: пустые похвалы, мелочные обиды, жалкий лепет, злобно гнали, для потехи, завистливый и душный свет, клеветники ничтожные, коварный шёпот насмешливых невежд, чёрная кровь.

6. Образ убийцы поэта: пустое сердце, подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов заброшен к нам, дерзко презирал, безжалостная рука.

7. У стихотворения несколько адресатов:

а) в 1-12 стихах автор обращается к самому себе, размышляет о случившейся трагедии;

б) в 13-20 стихах появляется образ толпы, который в 21-33 стихах конкретизируется в образе убийцы поэта;

в) в 34-38 стихах рождаются ассоциации с пушкинским творчеством, дуэлью Ленского;

г) в 39-44 стихах адресатом становится сам Пушкин. Цепочка риторических вопросов, начинающихся словами зачем, содержит упрёк поэту в его простодушии, его контактов с лживым обществом. Автор укоряет поэта в том. что тот, зная людей, не уберегся от завистливого света;

д) в 45-56 стихах снова появляются поэт и толпа, судьба поэта ассоциируется с мученической смертью Христа в терновом венце;

е) черты убийц поэта в 16 последних строчках: палачи Свободы, Гения и Славы. Последние строки созвучны эпиграфу. Ведь наказание убийц в том, что им никогда не смыть с рук праведную кровь поэта;

ж) на протяжении текста длина строки колеблется между четырёхстопным и шестистопным ямбом, потому что лирический герой очень волнуется, гамма чувств его переполняет.

Вывод: поднимаясь в стихотворении до осмысления судьбы поэта в России, Лермонтов осознаёт смерть Пушкина не просто как гибель человека и даже талантливого поэта, а как тяжелейшую утрату для России и её национальной культуры.

ЭПОХА БЕЗВРЕМЕНЬЯ («Предсказание», «Дума»)

ТЕМА РОССИИ («Родина»)

Основной пафос стихов о своём поколении – критика общества, ирония и упрёк современникам в пассивности. Однако в ранней лирике поэт предсказывал гибель России от руки «мощного человека» («Предсказание»), а в зрелом творчестве поэт размышляет о причинах появления поколения без будущего («Дума»), видя положительный идеал только в природе родины («Родина»).

«Дума»

Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, 1 В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, 2 Как пир на празднике чужом. К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны 3 И перед властию - презренные рабы. Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, 4 И час их красоты - его паденья час! Мы иссушили ум наукою бесплодной, Тая завистливо от ближних и друзей Надежды лучшие и голос благородный 5 Неверием осмеянных страстей. Едва касались мы до чаши наслажденья, Но юных сил мы тем не сберегли; Из каждой радости, бояся пресыщенья, 6 Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят; Мы жадно бережем в груди остаток чувства - 7 Зарытый скупостью и бесполезный клад. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, 8 И царствует в душе какой-то холод тайный,                     Когда огонь кипит в крови. И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный, ребяческий разврат; И к гробу мы спешим без счастья и без славы, 9                     Глядя насмешливо назад. Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, 10 Не бросивши векам ни мысли плодовитой,                     Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, 11 Насмешкой горькою обманутого сына                     Над промотавшимся отцом.

1. Это стихотворение вызывает разноречивые чувства: гнев, иронию, горечь, грусть, скорбь

2. Композиция стихотворения (катрен – это четверостишие):

а) 1-й катрен – тезис. Это пролог ко всему тексту. В нём пророчество, предсказание своему поколению его дальнейшей судьбы. Ключевой глагол – состарится.

б) 2-4 катрены – развитие тезиса. Это авторский приговор, аргументация того, что у его поколения нет будущего. Ключевые глаголы томит, вянет, висит.

в) 5-9 катрен – антитезис. В тексте много отрицательных частиц, местоимений, предлогов и приставок со значением отсутствия, глаголов много, но все они в прошедшем времени, то есть у потерянного поколения всё в прошлом.

г) в 7-9 катренах звучит результат бездействия поколения, которое ни к чему не стремится, хотя и «огонь горит в крови». Итог такой жизни – прийти к гробу «без счастья и без славы» так и не поняв поколения отцов.

д) в 10-11 катренах – это эпилог в развитии чувства. Поколение 1830-х не способно оставить после себя нерукотворных памятников, так как никаких добрых чувств оно не пробудило. Поэтому и прах его будет оскорблён презрительным стихом потомков, которые стыдятся своих отцов. Два глагола пройдём, оскорбит стоят в будущем времени, текст как бы остановился в своём развитии, замер.

Вывод: поэт, осуждая своё поколение, не отделяет себя от него, показывая, что и его душа исполнена неверия в лучшее, заражена холодностью и безнадёжностью.

«Родина»

Люблю отчизну я, но странною любовью!      Не победит ее рассудок мой.           Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья,      Но я люблю — за что, не знаю сам —      Ее степей холодное молчанье,      Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень.           Люблю дымок спаленной жнивы,           В степи ночующий обоз           И на холме средь желтой нивы           Чету белеющих берез.           С отрадой, многим незнакомой,           Я вижу полное гумно,           Избу, покрытую соломой,           С резными ставнями окно;           И в праздник, вечером росистым,           Смотреть до полночи готов           На пляску с топаньем и свистом           Под говор пьяных мужичков. Центральная тема – тема любви к Родине. Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казённому. Свою любовь к Родине поэт называет «странной» потому, что любит в своей стране народ, природу, а не её историю и славу, «купленную кровью».

Условно стихотворение делится на 2 части: официальная Россия и её великая история: «слава, купленная кровью, полный гордого доверия покой, тёмной старины заветные преданья»; другая горячо любимая Россия с безбрежными степями, разливающимися реками, с печальными деревнями и пьяными мужичками. Вывод: странность любви поэта к Родине выражается в том, что он одинаково любит в Отчизне и её величие, богатырскую силу, безбрежные леса, реки, подобные морям, и обыкновенное, низкое, бытовое. Городская жизнь, где не слышат и не хотят слышать голос поэта-пророка, враждебна и ему, и творчеству вообще, поэтому он видит идеал в деревенской жизни, в согласии людей друг с другом, с природой и с Богом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]