Сценарий инсценированного литературного вечера «Воспоминания», посвящённого а.С. Пушкину
Действующие лица:
Ведущий
Александр Сергеевич Пушкин
Ольга Павлищева, сестра А.С. Пушкина
Лев Пушкин, брат А.С. Пушкина
Наталья Ланская/Гончарова
Екатерина Бакунина
Мария Волконская
Анна Вульф
Анна Керн
Анна Оленина
Василий Жуковский
Владимир Даль
Иван Пущин
Константин Данзас
Алексей Вульф
Николай Раевский
Пролог
1+ Звучит «Пушкинский вальс» С. Прокофьева.
Ведущий (за сценой). Февраль. Вновь и вновь в эти дни мы перелистываем в памяти страницы жизни Александра Сергеевича Пушкина. О них написано много книг, воспоминаний, они оживают в письмах. Сколько их! Писем, дневниковых записей родных и друзей поэта: брата Льва и сестры Ольги, Натальи Николаевны Гончаровой, Ивана Пущина, Василия Андреевича Жуковского, Владимира Даля, Константина Данзаса, Марии Волконской, Николая Раевского, Анны Керн, Анны и Алексея Вульфов, Анны Олениной. Воспоминания, встречи и расставания. Как много их было в жизни Пушкина! Как много оставлено рассказов о них близких ему людей. Встречались ли они все вместе через годы после трагических февральских дней 1837-го, собирались ли, как прежде, вечерами? Кто знает? Быть может…Но мы сегодня волей фантазии, в дни почитания памяти поэта, осмелились предположить, что один такой вечер был. Вечер воспоминаний. Петербург. Зима. Музыка. Стихи. Разговоры. Страница за страницей сквозь призму памяти всё оживает вновь. И звучит голос самого поэта…
Воспоминания.
Вечер. В гостиной горят свечи, сидят: Наталья Ланская (Гончарова), сестра Пушкина – Ольга Павлищева, рядом стоит брат Пушкина – Лев Пушкин, в другой группе сидят, стоят – Василий Жуковский, Владимир Даль, Иван Пущин, Константин Данзас.
1- Вальс стихает.
Наталья Ланская читает стихи А. Пушкина:
Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живёт,
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило.
Лев Пушкин. (подходя к Наталье Николаевне, задумчиво). Написано в Михайловском. В дни ссылки. Вяземский возмущался: «Заточить пылкого, кипучего юношу в деревне русской? Должно быть богатырём духовным, чтоб устоять против этой пытки».
Василий Жуковский. А у меня сердце разгоралось надеждой о его будущем. Я тогда написал Александру: «Ты создан попасть в боги – вперед. Крылья у души есть! Вышины она не побоится. Дай свободу этим крыльям, и небо твое».
2 + Вальс смолкает, звучит «Элегия» И.Шварца к фильму «Станционный смотритель», сначала громко, потом стихает.
Иван Пущин. Да, будто всё это недавно было. И лицей, и наша встреча в Михайловском, и его послание нам, узникам, в Сибирь.
Василий Жуковский. Еще по привычке продолжаешь искать его, еще так естественно ожидать с ним встречи в некоторые условные часы; еще посреди наших разговоров как будто отзывается его голос, как будто раздается его живой, веселый смех.
Лев Пушкин. (подходит к сестре, берёт её за руку) И там, где он бывал ежедневно, ничто не переменилось.
Владимир Даль. По опустевшим к ночи улицам Петербурга метёт сухая январская метель. Притихли в крепком сне Дворцовая площадь, суровая и гулкая Петропавловка.
Наталья Ланская. Набережная Мойки. Наш дом. Маленькое окно озарено неровным светом наполовину сгоревших свечей.
Константин Данзас. За окном – Пушкин. Да, в комнате за окном Пушкин, и его перо бегает по бумаге, перечёркивает и снова, торопясь, пишет.
Наталья Ланская. Почерк неровный, чуточку непонятный, размашистый и угловатый.
На авансцене возле стола с бумагой и перьями появляется Пушкин, садится, пишет, о чём-то раздумывая, зачёркивая, перечитывая.
