Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Журналистика_курсовая.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
157.7 Кб
Скачать

2.2. Отличительные особенности радио- телерепортажа и печатного репортажа в спорте

Следует обратить внимание, что все три вида спортивного репортажа отличаются возможностями передачи и как следствие ведущим анализатором восприятия реципиентами. Также следует учитывать, что скорость передачи информации значительно разнится. Например, радио и телерепортаж имеет возможности практически мгновенно быть донесенным до зрителя или слушателя, в то время как печатная пресса значительно отсрочена во времени.

В радиорепортажи можно реализовать все возможности радио, полностью использовать его специфику. Радиорепортаж сочетает сильные стороны информационного радиосообщения (оперативность, актуальность, насыщенность текста) и элементы радиопублицистики (эмоциональное, образное отражение события с определенной ее оценке).

Радиорепортажу присущи специфические свойства – наличие звуковой документальной картины происшествия, которая дает возможность слушателю утолить любознательность и поверить тому, что происходит. Документальные шумы, которые передают атмосферу, обстоятельства события, рассказ корреспондента, который рисует пейзаж, портреты людей и, на конец, живые голоса участников репортажа – все это создает «эффект присутствия», помогает слушателю совершить путешествие на место происшествия.

Ритм, динамика, «калейдоскопичность» – это характеризует репортаж. «Статического репортажа быть не может, как не может быть сидящего репортера», – сказал отечественный репортер Е. Рябчиков [4, с. 67]. Из всех жанров «звуковой» публицистики репортаж динамичный. Характерные особенности спортивного радиорепортажа: «событийность», «эффект присутствия» (термин кинематографа), динамичность, одновременность рассказы с событием, которое происходит. Без этих компонентов репортажа не может быть. Если в репортаже нет хотя бы одного из этих элементов, он перестает быть репортажем. Это уже другой жанр.

В течение всей истории телевидения репортаж был главным жанром и способом информирования. Исследователи определяют репортажность как «имманентное (внутренне присущее), природное свойство телевидения» а репортаж — как «самый распространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики». Не исключением является и телевизионный спортивный репортаж. Проблема его выделения как самостоятельного телевизионного жанра связано со специфическими свойствами телевидения, в частности с непосредственностью и одновременностью существования произведения (собственно репортажа) и предмета его отражения (определенного события), что предусматривает возможность совмещать съемку, монтаж и трансляцию события во время того, как она происходит, т. е. осуществлять одновременно почти все этапы работы над экранным произведением [8, c. 39].

В отличие от телевизионных, печатные СМИ не имеют таких преимуществ, поэтому репортаж не является для них определяющим жанром. Таким образом, репортажность — природная особенность телевизионного искусства, которую можно определить как способность к трансляции. Отметим, что этимология этого понятия происходит от латинского глагола «reportо», что в переводе означает «передавать, сообщать». На основе этого возникло традиционное название телевизионного произведения — передача. Другими словам, репортажным можно назвать любой телевизионный продукт, независимо от формата, способа высказывания, содержания или темы.

Спортивный репортаж в прессе отличается от радио - и телерепортажа возможностью большего углубления в событие (ситуацию, явление), высшей степенью анализа, обобщений, всесторонней оценки, использованием временно-пространственных границ.

Отдельно следует рассматривать проблему киберспорта. В последнее время индустрия видеоигр значительно ускоряет темпы развития, однако специфика данного направления не позволяет в полной мере освещать данные мероприятия в форме репортажа. Как следствие мы можем наблюдать фактически полное отсутствие радио и телерепортажей о соревнованиях [24, c. 64].

Для авторитетных западных медиа видеоигровая индустрия уже давно перестала быть узкой нишевой темой, которой интересуются лишь «какие-то геймеры». Скандалы в геймерских средах выходят далеко за пределы этих сред, их широко обсуждают в СМИ. И когда речь идет о видеоиграх, российские СМИ, ориентированные на широкий круг читателей, обычно ограничиваются сообщениями о том, в который вроде бы ужасный способ те влияют на детей и подростков. Киберспортивные события остаются практически без внимания.

Также следует акцентировать внимание на том, что издания, ориентированные на массового потребителя, фактически никогда не касаются данной проблемы. Репортажи о киберспорте можно увидеть лишь на страницах специализированных изданий, в телерепортаж данное событие может попасть только в том случае, если есть высокие достижения наших спортсменов. А зачастую, репортажи и вообще информация о киберспорте размещена лишь в сети.

Дополнительной проблемой киберспортивной журналистики в России является то, что тематические блоги и издания обычно очень узкоспециализированные, и руководят ими люди без опыта или образования в журналистике. Поэтому на журналистские стандарты здесь не обращают внимания. Дискуссии, которые ведутся в российском медиасообществе относительно сексизма и ксенофобии, авторов этих изданий обычно вообще не трогают, что важно, в частности, учитывая общую токсичность среды онлайн-игр.

Это не столько вина, сколько беда блогеров и обозревателей, которые пытаются писать про любимую сферу на низовом уровне: в основном это геймеры, а не журналисты. После того, как самый рейтинговый игровой журнал Gameplay перестал выходить в свет, на рынке не существует медийного проекта, который бы смог укомплектовать команду профессионалов для освещения игровой и киберспортивной жизни — поэтому для тех, кто пишет про видеоигры и киберспорт, исчезли всякие ориентиры.