Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
muz068- Музыка в истории культуры. Том 1 и 2_Чередниченко Т.В_1994.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.45 Mб
Скачать

Примечания

1. См. о взаимосвязи (и различиях) смеха и игры: Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992, с.12 и след.

2. Цит. по: Памятники литературы Древней Руси XVII века. Книга вторая. М.,

185

1989, C.193.

3. Цит. по. Поэзия трубадуров. М., 1974 (БВЛ), т.23, с.435.

4. Цит. по: Песни трубадуров. М., 1979, с.147.

5. Франсуа Вийон . Лирика. М., 1981, с.97-98.

6. Цит. по: Памятники литературы Древней Руси. Указ. изд., с.229.

7. Пути таких заимствований прослеживаются на материале истории балов. В 1820-х годах в Лондоне и Париже возникают специальные заведения, в которых организуются балы для городской знати, - вместо прежде единственных придворных или частных балов. Известны имена пионеров нового бизнеса: Мюзерд в Англии и Валентино во Франции (см.: К n e p I e r G. Musikgeschichte der 19. Jahrhunderts. Bd.1. Bln., 1961, S.486). В 1830-40-х годах аналогичные залы открываются в больших и малых городах Германии и Австрии. Эти помпезные помещения для танцев носили названия «Тиволи» или «Элизиум» — с отсылкой либо в столицу моды, либо и вовсе в рай. В них была вхожа богатая буржуазия. То, что звучало в имитирующих дворцовый стиль XVIII века «элизиумах», переходило в маленькие заведения для горожан среднего и низшего достатка — рабочих, студентов, люмпенов. Это были кафе с танцами на улице. Вместо большого оркестра за пианино сидел единственный тапер, но его называли «капелла» — как в «элизиумах». См.: Kayser D. Das Lied als Ware, Untersuc­hungen zu einer Kategorie der Illusionsindustne. Stuttgart, 1976, S.16).

8. См.: Wolf E., Petersen С. Das Schicksal der Musik von der Antike zur Gegenwart Breslau, 1923, S 204.

9. Например, миниатюра «Грезы» из фортепианного цикла Шумана «Детские сцены» (касс. 25) целостна благодаря последовательному омузыкаливанию поэтической идеи «сна». Фразы, составляющие форму, перевернуты: кульмина­ции их находятся не в третьей четверти объема, как в «нормальной» тематичес­кой структуре, а во второй, - они сдвинуты «влево» относительно оси симметрии. Это как бы «зазеркальное» развитие мелодии, возможное лишь во сне, с его обратными реальности отношениями. Вместе с тем генеральная во всей форме кульминация падает на «правильное» место — на третью фразу, хотя сама по себе эта фраза тоже «зазеркальна». В «Грезах» Шуман реализовал метафорическую логику, которая не противостоит обычной архитектонической организации опуса, а сразу и замещает, и оттеняет ее.

186

10. См.. Kayser D. Ор. cit. S.2.

11. Там же, S.134.

12. См.: Чередниченко Т. Наш миф. В кн.: Arbor mundi. Мировое древо. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. 1992, N21, с.125-126.

13. См.: Kayser D. Ор cit S.144.

14. Там же, S.141.

15. Тут импульсы, заданные рок-н-роллом, отвечали общей тенденции европей­ской культуры XX века — реабилитации тела, освобождению его восприятия от стыдливого пуританства, а следовательно, и от любострастной напряженности. Об этом еще в 1928 году К.Г.Юнг писал следующим образом: «Возникает даже искушение сказать, что плоть возвращает себе свои права. Когда Кайзерлинг заметил, что шофер сделался культурным героем нашего времени, он, как почти всегда, был прозорлив. Тело претендует на равное признание; оно очаровывает точно так же, как и душа. Если бы мы держались старого антитезиса сознания и материи, то подобное положение дел казалось бы нестерпимым противоре­чием. Но если мы свыкаемся с таинственной истиной, что дух есть жизнь тела, глядя изнутри, а тело есть внешнее проявление жизни духа (на самом деле два суть одно), то нам становится понятно, почему стремление выйти за пределы нынешнего уровня сознания путем признания бессознательного воздает долж­ное и телу. Понятно и то, почему признание прав тела не терпит философии, отрицающей его во имя духа. Эти требования физической и психической жизни, несравнимо более сильные, чем в прошлом, могут показаться признаком декаданса, но они могут означать и обновление ..» (Юн г К Г. Архетип и символ. М., 1991, с.221-222).

16. См подробнее об утверждении на отечественной эстраде шлягера-«пустяка» Чередниченко Т. Эра пустяков, или Как мы, наконец, пришли к легкой музыке и куда, возможно, пойдем дальше. — «Новый мир», 1992, №10.