Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
muz068- Музыка в истории культуры. Том 1 и 2_Чередниченко Т.В_1994.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.45 Mб
Скачать

Часть 2. Традиционалистские (исторически «медленные») музыкальные культуры

Лекция 6 • Музыкальный фольклор

Лекция 7 • Менестрельство

Лекция 8 • Каноническая импровизация

Лекция 6. Музыкальный фольклор

1. Многообразие народной музыки •

2. Общие черты музыкального фольклора •

3. Фольклорно-музыкальные пласты •

4. Архаичный фольклор •

5. Классический фольклор •

6. Поздний и вырожденный фольклор •

7. Фольклор и профессиональная музыка.

1. Многообразие народной музыки.

Немузицирующих народов нет. Нет и народов, музицирующих одинаково. Исконная музыка каж­дого этноса не менее своеобразна, чем его словесный язык.

Например, у якутов бытует пение в полудреме: засыпая, человек как бы убаюкивает сам себя, «рассказывая» себе первые сны вперемешку с гаснущими впечатлениями дня. У латиноамериканских индейцев существуют личные песни - такие, петь которые имеет право лишь определенный имярек. Исполнение чужой песни расценивается как посягательство не просто на собственность, но на жизнь, здоровье владельца. Тувинский певец поет сразу двумя «голосами». В верхней части диапазона звучат мелкие мелодические рисунки, а в нижней тянется долгий выдержанный звук (касс.1). Племена Тропической Африки передают важные сообщения при помощи «говорящих бараба­нов»: слышные на большом расстоянии, их ритмо-высотные серии могут переводиться, как словесная речь. У русских и белоруссов в ходу заклички. В веснянках (песнях, связанных с магическими календарными обрядами) голоса исполнительниц в конце мелодических фраз уходят в фальцетный темброрегистр и долго держат звонко-резкий звук, который словно прорезает воздушную вертикаль, «напрямую» обраща­ясь к солнцу - закликая весну (касс.2).

Своеобразие народного музицирования тесно переплетено с мно­жеством неповторимых характеристик традиционных сообществ: от мифологии и религии до способов адаптации в природной среде; от хозяйственных занятий до особенностей костюма.

Так, естественная в тропическом климате полная или частичная обнаженность людей коррелирует с преобладанием в музицировании ритмического изобретения над мелодическим. Связь тут такая. Обнаженность порождает визуальную

128

привычку идентифицировать челове­ка не только по лицу, но и по всей мышечной лепке тела. Выразитель­ность человеческого облика представляется взгляду в виде игры мотор­ных импульсов, совокупности пластически артикулируемых ритмов. Отсюда - развитость танцевальной пластики, когда танцуют не только корпус, руки, ноги, но и отдельные группы мышц, и отсюда же -преимущественное развитие в музицировании ритмического начала Из архаических Тропиков через влияние «черных» музыкальных традиций комплекс «обнаженность» (или провокационная полуобнаженность) - «изощренная танцевальность» - «приоритет ритма» дошел до совре­менной эстрады.

Если «раздетые» народы больше проявляют ритмическую одарен­ность, то народы «одетые» - мелодическую. Хотя, конечно, дело не просто в одежде. Русские не только одеваются «просторно» (рубаха или сарафан скрывают подробности фигуры), но и исповедуют «простор», «даль», «ширь» в своем восприятии природы («Степь да степь кругом, Путь далек лежит »). Это отражается на структуре протяжных кресть­янских песен. В них течение мелодии как бы «смывает» строфические и грамматические границы текста мелодическая фраза может окон­читься на полуслове, но зато объединить внутри себя два разных предложения.

Другое сопоставление. Германские племена, расселившиеся по Ев­ропе, консолидировались на началах воинской дружины. И до сих пор музыкальный фольклор немцев или французов «ходит строем» в нем преобладает аккордовое многоголосие, «шагающее» по акцентным долям словесного текста. А в фольклорно-песенных сборниках с XVIII века почетное место занимают песни ландскнехтов (т.е. солдат) типа «Мальбрук в поход собрался». Напротив, славянские, финно-угорские и другие племена, заселившие русские пространства, консолидирова­лись на началах крестьянской общины. Бесконечная борозда, по которой движется жизнь земледельца, стала моделью народного распева в многоголосии отдельные линии скоординированы не жест­ко, каждый участник ансамбля ритмизует напев и членит его (берет дыхание) так и там, как диктуют ему его собственное воображение и физическое состояние. Поющий в таком ансамбле словно идет по своей собственной «борозде». Вместе же «борозды» составляют общую (об­щинную) «землю» - многоголосный распев сглаженно-плавного рель­ефа.

129

При всем своеобразии каждой фольклорной традиции музыка народов мира обнаруживает общие черты.