Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по УП.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.9 Mб
Скачать

15. Судебный контроль за производством процессуальных действий, ограничивающих конституционные права граждан в уголовном судопроизводстве.

Контрольная деятельность суда в досудебных стадиях характеризуется тем, что возникает только по инициативе сторон. Только когда та или иная сторона процесса обращается к суду, он начинает реализовывать свои контрольные полномочия. Итак, поводом к рассмотрению в суде вопроса о возможности производства следственного действия является соответствующее ходатайство прокурора, а также следователя и дознавателя, поданное в суд с согласия прокурора (ч. 1 ст. 165 УПК РФ).

Действующим УПК РФ (ст. 29) предусмотрено, что только суд правомочен принимать решения:

- о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

- об обыске и (или) выемке в жилище;

- о производстве личного обыска, за исключением ст. 93 УПК РФ;

- о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

- о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

- о контроле и записи телефонных переговоров.

Дачу разрешений на производство следственных действий можно рассматривать как аналог процедуры разрешения судами ходатайств о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст. 9 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно розыскной деятельности»).

Законом предусмотрено обязательное письменное согласие прокурора района либо вышестоящего прокурора на ходатайстве дознавателя, следователя на производство следственного действия. Это позволяет сначала прокурору проверить обоснованность такого ходатайства и одновременно оградить суд от рассмотрения 'незаконных и необоснованных материалов.

В постановлении о возбуждении ходатайства должны быть изложены мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость производства того или иного следственного действия, существенно ограничивающего конституционные права и свободы граждан, при этом всегда следует исходить из того, что они производятся только для установления конкретных данных по делу.

Контроль и запись телефонных и иных переговоров представляют собой комплекс действий, осуществляемых для получения доказательственной информации из переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц с целью выяснения обстоятельств совершения преступления, а также обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля, их близких родственников, родственников или близких лиц.

В соответствии с требованиями ст. 186 УПК контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц производятся при наличии достаточных оснований полагать, что в переговорах указанных лиц содержатся сведения, имеющие значение для уголовного дела. Контроль и запись переговоров допускаются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и только по судебному решению.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок не более чем 6 месяцев. Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для ее осмотра и прослушивания. Фонограмма передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи телефонных и иных переговоров и краткие технические характеристики использованных для этого технических средств.

О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователем с участием понятых составляется протокол. В протоколе должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Фонограмма приобщается к уголовному делу как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления заключается в установлении обязательного для соответствующих учреждений связи запрета передавать определенному адресату отправления, поступающие на его имя, а равно направлять по указанному им адресу исходящие от него отправления.

Основанием для наложения ареста являются фактические данные, позволяющие полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться в тех или иных почтовых отправлениях. Наложение ареста на любые почтово-телеграфные отправления, их вскрытие, последующий осмотр и выемка могут производиться только на основании судебного решения. При удовлетворительном решении вопроса копия постановления судьи направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно ставить следователя в известность как о поступающих на имя определенного адресата, так и об исходящих от него почтовых отправлениях или телеграммах.

Осмотр, выемка или снятие копий с почтово-теле-графных отправлений производятся в присутствии понятых из числа работников соответствующего учреждения связи. В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол.