Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы к УП (экз).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
543.92 Кб
Скачать
  1. Ответственность за групповое совершение преступления.

Групповое преступление - это преступление, совершённое группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией). Уголовный закон даёт определение этих понятий в ч.ч. 1-4 ст. 35 УК РФ. В специальных нормах Особенной части предусматривается уголовная ответственность за групповое преступление в качестве составообразующего признака основных (например, ст.ст. 208, 209, 210 и др.) или квалифицированных составов преступлений (например, п.«ж» ч. 2 ст. 105, п.«а» ч. 2, п.«а» ч. 4 ст. 158, п.«а» ч. 4 ст. 290 УК РФ и др.).

Групповое преступление полностью отвечает определению соучастия как умышленного совместного участия двух и более лиц в совершении умышленного преступления.

В истории российского уголовного права предпринимались различные попытки вывести понятие группового преступления за рамки института соучастия в преступлении. Так, И.П. Малахов писал, что участники любого группового преступления не являются соучастниками [1]. Некоторые полагают, что нормы о соучастии не применимы только к случаям, когда группа лиц, группа лиц по предварительному сговору, организованная группа и преступное сообщество указаны в качестве квалифицирующих признаков состава преступления [2]. М.Д. Шаргородский полагал, что групповой характер преступлений относится только к случаям полного выполнения соисполнителями объективной стороны состава преступления, которые он не относил к соучастию [3]. Н.А. Беляев полагал, что организованные преступные формирования не регулируются нормами о соучастии в преступлении [4].

Р.Р. Галиакбаров, пытался по-своему обосновать ныне не действующие постановления Пленума Верховного суда РСФСР N 4 от 22 апреля 1992 г. «О судебной практике по делам об изнасиловании» [5] и № 31 от 22 марта 1966 г. «О судебной практике по делам о грабеже и разбое». Указанные постановления Пленума Верховного Суда РСФСР позволяли привлекать за совершение группового преступления лиц, непосредственно совершивших изнасилования, грабежи или разбои совместно с лицами, не подлежащими уголовной ответственности в силу недостижения возраста уголовной ответственности и невменяемости. Р.Р. Галиакбаров на страницах одной и той же работы сначала утверждает, что групповому преступлению свойственны все признаки соучастия [6], а потом, что изнасилования и хищения, совершённые совместно с лицами, не подлежащими уголовной ответственности, не являются групповыми, поскольку не отвечают установленным законом требованиям к соучастию в преступлении, но способ их совершения является групповым [7]. Такой же точки зрения придерживается А.В. Галахова [8]. Но квалификация группового преступления должна быть единой, поскольку закон даёт только одно понятие группы лиц, как разновидности соучастия в преступлении.

На наш взгляд, к групповым преступлениям полностью применимы нормы гл. 7 УК РФ о соучастии. Дело в том, что нормы Общей и Особенной частей уголовного закона о соучастии в преступной деятельности составляют органическое единство, общие понятия группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы, преступного сообщества (преступной организации) даются в ст. 35 УК РФ, помещённой законодателем в главу о соучастии в преступлении, а групповое преступление отвечает всем признакам соучастия, установленным в ст. 32 УК РФ.