Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы к УП (экз).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
543.92 Кб
Скачать

Основное отличие добровольного отказа от деятельного рас­каяния:

  • отказ возможен на стадии неокончен­ного преступления, раскаяние — на стадии оконченного преступ­ления;

  • отказ исключает уголовную ответственность, раскаяние признается смягчающим наказание обстоятельством.

  1. Понятие и признаки соучастия в преступлении.

Случаи совместного совершения преступления несколькими лицами достаточно часто встречаются в реальной жизни. Как следствие, одним из наиболее значимых институтов уголовного права является институт соучастия в преступлении.

Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в соверше­нии умышленного преступления (ст. 32 УК РФ).

Признаки соучастия в преступлении:

1) Объективные:

    • количественный;

    • качественный;

2) Субъективные:

    • умыш­ленность соучастия;

    • умышленность преступления.

Первый объективный (количественный) признак соучастия

Первый объективный (количественный) признак соучастия предполагает, что в совершении преступления участвуют два и более лица, достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность (ч. 1, 2 ст. 20 УК РФ), и признанные вменяемы­ми (ч. 1 ст. 21 УК РФ). Из этого признака соучастия существуют два изъятия:

    1. использование «годным» субъектом для совершения преступления лица, не под­лежащего в силу каких-либо причин уголовной ответственности;

    2. так называемое «груп­повое исполнение преступления».

Во-первых, особую оценку получают случаи использования «годным» субъектом для совершения преступления лица, не под­лежащего в силу каких-либо причин уголовной ответственности (ч. 2 ст. 33 УК РФ). Такие случаи характеризуются совершением преступления «чужими руками». Например, способный нести уголовную ответственность субъект использует малолетнего для совершения кражи через форточку, невменяемого — для соверше­ния убийства, лицо, не подозревающее о наличии в продаваемом им пакете наркотического средства, - для сбыта последнего. Во всех приведенных примерах способный понести уголовную от­ветственность субъект непосредственно не участвует в выполне­нии объективной стороны преступления и фактически выполняет роль организатора (пособника, подстрекателя). Однако в силу за­кона (ч. 2 ст. 33 УК РФ) он рассматривается как «посредственный исполнитель» преступления, совершенного не подлежащим уго­ловной ответственности лицом (см.: п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершенно­летних» // БВС РФ. 2000. № 4).

Во-вторых, судебной практике известно так называемое «груп­повое исполнение преступления», под которым понимается совместное выполнение объективной стороны преступления несколь­кими лицами, из которых лишь одно («годный» субъект) способ­но нести уголовную ответственность, а остальные не подлежат ей в силу недостижения возраста, с которого наступает уголовная от­ветственность, невменяемости или каких-либо иных причин. В такой ситуации действия «годного» субъекта в случае, если ста­тья Особенной части УК РФ предусматривает ответственность за совершение преступления группой лиц или группой лиц по пред­варительному сговору (например, п. «ж» ч. 2 ст. 105, п. «б» ч. 2 ст. 131, ч. 2 ст. 162 УК РФ), должны квалифицироваться с вмене­нием ему этого квалифицирующего признака, несмотря на то что остальные участники группы к уголовной ответственности не привлекаются.