Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
37.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
46.07 Кб
Скачать

3. Модели человека в экономической теории

Многообразие человеческой личности, ее неповторимая индивидуаль­ность, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать модель человека, т. е. унифицированное представление о человеке, действующем в опре­деленной системе социально-экономических координат. Модель челове­ка, как и всякая научная модель, построена на некоторых упрощениях. Она включает в себя основные параметры, характеризующие индивида, и, прежде всего, мотивы экономической активности, ее целина также позна­вательные, или когнитивные (от лат. cognitio - знание, познание) возмож­ности человека, используемые им для достижения поставленных целей. При этом важно отметить, что все гуманитарные науки (философия, исто­рия, социология, экономика и др.) пытаются понять человека с точки зре­ния своего предмета и поэтому его облик, создаваемый каждой из этих наук, не может не страдать известной односторонностью.

Создание модели человека экономической наукой предполагает абстра­гирование от многих реально существующих черт и качеств человеческой натуры, все обилие которых в бесчисленных сочетаниях как раз и характе­ризует отдельных людей. Но именно это многообразие и разностороннее богатство человеческой личности и не позволяют экономической науке при теоретическом анализе хозяйственной жизни опираться на образы конкрет­ных людей - слишком сложными, противоречивыми и запутанными оказы­ваются их личностные характеристики.

Поэтому модель «человека экономического», или «homo economicus», о которой речь пойдет далее, отличается определенной односторонностью, поскольку человек - не только «человек экономический», реализующий себя исключительно в процессе хозяйственной жизни. Существует множе­ство других областей жизнедеятельности (политика, культура, религия, спорт, семейные и другие межличностные отношения и пр.), в которых на­ходит свое проявление человек. Следует признать справедливыми слова о том, что «пригодность любой логической модели для объяснения челове­ческого поведения весьма ограничена»6. Однако экономическая деятель­ность людей - существенная характеристика реализации человеческой лич­ности, условие, основа и предпосылка всех иных сторон жизни как отдель­ного человека, так и общества в целом.

Особо следует подчеркнуть то, что при разработке и использовании модели «экономического человека» и ее разновидностей невозможно не учитывать огромную роль в мотивации экономической деятельности пси­хологических факторов. Ведь недаром многие, если не все, теоретики про­шлого и настоящего при объяснении экономического поведения людей опе­рируют такими понятиями, как «склонность», «предпочтение», «ожида­ние», «намерение» и т. д. Так, например, в России складывавшаяся веками коллективистская и патерналистская (от лат. pater - отец) психология ока­залась существенной преградой при переходе от командной к рыночной системе, психологической основой которой с необходимостью является ра­зумный индивидуализм.

Среди многочисленных направлений «моделирования» человека услов­но можно выделить четыре. Различия между ними определяются, во-пер­вых, степенью абстрагирования от многообразия личностных характерис­тик человека и, во-вторых, учетом экономической, политической и психо­логической обстановки, в рамках которой осуществляется деятельность людей.

Первое направление представлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Во главу угла моделей, выработанных в рамках этого направления, ставится эгоистический, прежде всего, денеж­ный интерес, являющийся главным мотивом деятельности «экономическо­го человека»- Модель «homo economicus», - наиболее известная из рас­сматриваемых моделей. В соответствии с этой теоретической конструкци­ей индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность1 в рам­ках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход. Разработанная еще в XVIII в., эта концепция дожила до наших дней, и ей отводится почетное место в любом учебнике по экономи­ческой теории7.

Экономическая система, в которой дей­ствует такой человек, выступает как простая совокупность хозяйствующих субъектов, и ничем не деформированная рыночная структура не испытыва­ет никакого воздействия извне (например, со стороны государства), кроме такого, которое обеспечивает соблюдение «правил игры» всеми членами общества. Государству в этой структуре отводится роль «ночного сторожа», обеспечивающего внутреннюю и внешнюю безопасность граждан и созда­ющего юридическое поле для свободного обмена благами. Анализ экономического поведения людей в рамках модели «homo economicus» предполагает, как отмечалось ранее, использование постулата о рациональном поведении человека, т. е. стремлении индивидуума

Итак, описанная выше модель «экономического человека» в ее класси­ческом варианте предполагает рационально мыслящего, т. е. максимизиру­ющего свои выгоды и минимизирующего затраты эгоиста, свободного в выборе поставленных целей и способов их достижения и обладающего всей полнотой информации. «Человек экономический» - это «рациональ­ный максимизатор». Иначе говоря, в этой модели используется предпосыл­ка о полной рациональности, что и сделало ее объектом критики со сторо­ны ряда ученых. Г. Саймон иронически замечал: «...его рациональность (т. е. традиционного «homo economicus» - прим. авт.) простирается так да­леко, что распространяется и на спальню: как полагает Гарри Беккер, «он будет ночью читать в постели только при условии, если ценность его чте­ния (с его точки зрения) превышает ценность недосыпания его жены». Анализ экономического поведения человека затрудняется и неэкономи­ческим компонентом в мотивации его деятельности (альтруизмом, религи­озными установками и др.), т. е. компонентом, удельный вес которого уве­личивается с развитием человеческого общества. Совершенствование мо­дели «homo economicus» предполагало учет неполной информированности экономических агентов, равно как и ограничения, накладываемые на их поведение юридическими и моральными нормами. Моделирование человека во второй половине XX века все больше опиралось на допущение об ограниченной и органической рациональности8.

Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализ-му, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на уже извест­ной нам гипотезе ограниченной рациональности.

В частности, стимулы включают в себя не только стремление к матери­альным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера - соблюдение традиций, привычки, соображения престижа, же­лание наслаждаться жизнью и др. Затруднено в рассматриваемой модели и достижение поставленных целей. Причинами здесь являются все та же не­полнота информации хозяйствующих субъектов, несовершенство их интел­лекта (под которым понимаются калькулирующие способности человека), стереотипность поведения в зависимости от привычек, религиозных уста­новок и т. п. Несовершенная информация влечет за собой возрастание зна­чения таких факторов, как ожидания, предчувствия и т. п., на что особое внимание обращал выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс. В этих условиях представляется невозможным достижение целей хозяйствующих субъектов посредством механизма свободной конкуренции, тем более, что кроме индивидуального, здесь возникает еще и выраженный групповой интерес, складывающийся вследствие стремления хозяйственных агентов преодолеть ограниченность «экономического эгоизма» путем самоор­ганизации в группы с общими интересами. При этом интересы отдельных групп могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, для поддер­жания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство государ­ства в экономические отношения.

Третье направление представлено принципиально новой разновиднос­тью модели «экономического человека», отражающей современные реалии. Для нее характерно изменение мотивации деятельности по сравнению с моделью «рационального максимизатора»: возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности.

Новую модель отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, уста­новления связей с другими людьми, свобода духовного самоопределения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими границами между со­циальными общностями.

Заслуживает упоминания и такая специфическая модель как «советский экономический человек», уходящая своими корнями в сталинский тота­литарно-репрессивный режим и отражающая основные черты экономичес­кого поведения человека (так называемого «совка») в командно-админист­ративной системе хозяйства.

Эта модель характеризуется, прежде всего, раздвоенностью целевой функции экономического поведения индивида, определяемого стремлени­ем к личному благосостоянию. Труд на государство сопровождается жест­кими ограничениями и уравнительностью государственного распределения его результатов. Поэтому здесь доминируют стремления к минимизации трудовых затрат, господствуют иждивенческие настроения, нередки хище­ния государственного имущества, преобладает ожидание скромного, но твердого гарантированного вознаграждения не за результаты труда, а за само присутствие на рабочем месте. Интеллектуальные способности работ­ника используются им специфическим образом, в основном для того, что­бы обезопасить себя от контроля со стороны многочисленных чиновников, начальства, для обхода их указаний, для обмана, приписок и др.

Такова краткая характеристика основных моделей человека в экономи­ческой теории. Носящие в целом абстрактный характер, эти модели отра­жают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческо­му фактору» в хозяйственном процессе. Знание их позволяет не только ре­ально оценивать роль человека в экономике на различных стадиях разви­тия цивилизации, но и формировать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточной степенью вероят­ности последствия тех или иных экономических решений. В последующих главах будет продолжен анализ роли человека как центра экономической системы современного общества и механизма принятия индивидуальных и общественных (коллективных) решений9.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]