- •Содержание
- •Кадровая безопасность России в условиях глобализации
- •Кадровая безопасность в условиях трансформации сферы труда1
- •Процесс глобализации как категория и его тенденции для будущего России
- •Опыт сохранения личного состава армии в годы Великой Отечественной войны
- •Мониторинг удовлетворённости персонала работой как фактор кадровой безопасности организации
- •Факторы удовлетворённости работой
- •Балльная оценка качественных критериев для определения esi
- •Теоретические предпосылки социального анализа взаимодействий видов государственной службы
- •Кадровый состав государственного аппарата
- •Взаимодействие власти и малого предпринимательства в вопросах обеспечения безопасности в социально-трудовой сфере скфо
- •Оценка воздействия на малый бизнес в скфо органов власти различного уровня
- •Ценности профессионального образования
- •Психо-травматическая безопасность государственных служащих
- •Отдельные методологические подходы к противодействию коррупции в государственной службе
- •Кадровая безопасность государственной службы: общие подходы к определению понятия, содержания, структуры
- •Проблемы обеспечения кадровой безопасности на российских предприятиях
- •Кадровая безопасность: проблемы и решения
- •Этносоциальный аспект государственной кадровой политики
- •Проблемы реализации административных запретов как средств противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации
- •Формирование нравственной культуры государственных служащих
- •О кадровой ситуации на Дальнем Востоке: история вопроса
- •Аттестации персонала как инструмент обеспечения кадровой безопасности в системе мчс Российской Федерации
- •Культура как основной параметр порядка модернизации
- •О системе обеспечения жильем государственных служащих кнр
- •Информационная культура как фактор развития кадрового потенциала России
- •Категория интереса в профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих
- •Кадровый аспект механизма взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций
- •Кадровый резерв как инструмент формирования кадровой безопасности России
- •Взаимодействие властей на Северном Кавказе как фактор обеспечения социальной и экономической безопасности
- •Современная практика оценки профессионального развития государственных служащих Российской Федерации и пути ее оптимизации.
- •Ротация кадров государственной службы как средство противодействия коррупции
- •Кадровый потенциал государственной молодежной политики
- •Институционализация лоббизма как средство обеспечения антикоррупционной безопасности взаимодействий бизнеса и власти в современной России
- •История зарождения должности, ее структура и содержание
- •1См.: Грачев м.Н., Ирхин ю.В. Актуальные проблемы политической науки //
Кадровый аспект механизма взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций
Понимая роль общественных организаций, целесообразно раскрыть кадровый аспект механизма взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций. Такая постановка вопроса актуальна в связи с необходимостью поиска более эффективных путей взаимодействия общественных организаций и органов государственной власти.
Прежде отметим особенности общественных организаций, которые предопределяют специфику их взаимодействия с агентами внешней среды и в частности с органами власти. Еще в 70-е годы XX в. А.И. Щиглик рассматривал общественные организации как «добровольные объединения, функционирующие на основе самоуправления и самодеятельности»1.
Действительно изначально основным сущностным признаком общественной организации указывается добровольность объединения граждан. А. Ямпольская даже выделяла добровольные объединения граждан как понятие, более широкое по отношению к общественной организации, указывая, что «добровольное объединение граждан – это основанное на началах добровольности сообщество, образуемое гражданами для осуществления определенного вида целенаправленной деятельности, в процессе которой реализуются законные права, интересы и демократическое свободы объединившихся лиц, и обладающее как фактическим, так и формальным организационным единством – устойчивостью состава, структуры и связей между членами»1. Д.В. Шутько указывал, что «добровольность членства в общественной организации означает, что вступление человека в организацию – есть результат свободного решения, следствие определенной психологической установки»2.
Со временем понятие общественной организации претерпевает изменения и дополняется различными уточнениями: к добровольности добавляется самоуправление и самодеятельность.
Целевую направленность общественной организации добавил к определению Степанский А.Д., согласно которому общественная организация - «это добровольное, самоуправляющееся, надлежащим образом оформленное объединение граждан, регулярно действующее для достижения определенных политических, социально-экономических или культурных целей непроизводственного и некоммерческого характера»3. Аналогичным образом Д.В. Шутько указывает на то, что «общественная организация должна иметь ясно сформулированные цели, для реализации которых она и создается»4. При этом «цель как социологическая субъективная категория связана с деятельностью индивидов, групп, класса, общества… цель деятельности людей, объединенных в общественную организацию, неотделима от их интересов. Она представляет собой по существу осознанный интерес ее членов и должна его объективно отражать»1.
Таким образом, мы понимаем общественную организацию как самостоятельное, самоуправляемое сообщество физических и юридических лиц, добровольно объединившихся на равных условиях для регулярной реализации любых общественно-значимых интересов посредством постановки единых целей и проведения совместной работы в соответствии с избранной программой (уставом).
Значение общественной организации верно отметила Г.Х. Калимуллина, выделив способность общественных организаций как открытых систем (в частности общественных объединений) «включать человека в систему общественных отношений с целью решения общественно-значимых проблем, что делает их школой социально-политической культуры, формой гражданского участия, средством формирования – активной позиции и социальной ответственности личности»2.
Деятельность общественных организаций обеспечивает реальные условия для влияния граждан на законотворческие процессы, на характер и ход реализации социально-культурных программ, способствующих предупреждению или минимизации проблем в сфере экологии, исторической культуры, духовно-нравственной жизни.
Как показывает история, государство практически никогда не упускало из поля своего воздействия общественные организации. В различные исторические периоды сфера такого воздействия была различна. Контроль за деятельностью общественных организаций осуществляют различные органы государственной власти. У каждого органа государственной власти имеется своя компетенция в исследуемой сфере государственного управления. При этом мы полагаем, что контроль (надзор) относится к числу объективно необходимых явлений общественной жизни и является одним из способов обеспечения правопорядка.
Однако мы считаем необходимым ввести в исследуемые взаимоотношения новую модель механизма, основанную на сотрудничестве. Это обязывает органы государственной власти сформировать особый перечень требований к кадровой подготовке своих сотрудников, чьи функциональные обязанности связаны с контролем за деятельностью общественных организаций. Среди обязательных требований мы считаем нужным указать:
понимание значимости общественных организаций для развития общества;
стремление к сотрудничеству и поддержке общественных организаций;
направленность на доверие и диалог.
Такой подход к кадровому аспекту механизма взаимодействия общественных организаций и органов государственной власти обусловлен, по нашему мнению, особым характером деятельности общественной организации, которая как субъект социального управлении призвана осуществлять управление реализацией интересов индивидов1. Причем в терминологии французского социолога Пьера Бурдье мы можем сказать о том, что задача такого управления – объединить различные символические капиталы участников с целью формирования капитала принципиально нового качества – капитала общественной организации.
При этом факторами (действующими социальными субъектами, участниками взаимодействий) формирования капитала общественной организации в социуме выступают: сама общественная организация, её руководители и персонал, органы государственной власти и местного самоуправления в том или ином виде, некоммерческие и международные организации, средства массовой информации.
Мы полагаем, что в социальном обмене общественной организации с прочими агентами и, в частности, с органами власти огромную роль играет доверие, конститутивная функция которого заключается в том, что оно выступает как фундаментальное свойство жизнедеятельности любого общества. Само название этой функции происходит от латинского слова constitutus («утвердившийся, установленный»), которое здесь употреблено для того чтобы обозначить ключевую роль доверия в обществе. Как отмечает Ф. Фукуяма, «доверие есть возникающее в рамках определенного сообщества ожидание того, что члены данного сообщества будут вести себя честно, проявляя готовность к взаимопомощи в соответствии с общепринятыми нормами»1.
Обобщая вышесказанное, можно описать механизм взаимодействия общественной организации и органов власти на основе сотрудничества следующим образом. Для агентов внешней среды общественная организация предлагает право участвовать в своих программах или способствовать их развитию, для агентов внутренней среды – право объединять свои интересы и капиталы с целью влияния на общественное сознание, в обмен от агентов внешней среды общественная организация получает доверие в форме участия в проектах и их поддержки на различных уровнях, а от участников внутренней среды – доверие представлять их интересы в своей деятельности.
Данная модель может быть обозначена как «модель трехстороннего социального обмена»2.
При соблюдении указанных базовых требований в кадровой составляющей механизма взаимодействия общественных организаций и органов государственной власти мы в полной мере сможем говорить о полноценном трехстороннем социальном обмене, рассматриваемом как процесс обмена ценностями или символами между внутренней и внешней средой общественной организации, в частности, между нею и органами государственной власти.
Л.Ф. Ашрапова,
аспирант РАГС
