Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
KONSPEKT_LEKTsIJ_filosofia.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
481.28 Кб
Скачать

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

ТЕМА 1. Предмет философии.

  • Предпосылки появления философии.

  • Философия как один из исторических типов мировоззрения.

  • Философия в системе академических дисциплин.

  • Философия в жизни современного человека и общества

Предпосылки появления философии

Согласно сухим строчкам энциклопедии: «Философия (греч. phileo — люблю, sophia — мудрость; любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем». Звучит строго и даже сурово. Но возникает вопрос, а ради чего вдруг человеку потребовалось искать фундаментальные принципы, то есть такие, которые работают всегда и везде? Жил же он до этих принципов? Так почему и дальше жить не может? И что это за блажь такая, создавать «предельно обобщенную картину мира»? Если кусок хлеба с маслом – это хорошо, то для чего размышлять о свойствах масла у меня во рту и на планете Марс? Ни к чему. В самом деле, эти широкие обобщения.

Так-то оно так, но лишь до определенного мгновения. Рано или поздно перед человеком или перед обществом, как подводная лодка из глубины, с шумом и ревом возникнут проблемы. Причем, проблемы, не имеющие аналогов разрешения, для их ликвидации всего жизненного опыта личности или культуры всей цивилизации будет недостаточно. Нужно будет либо решать эти проблемы, творя новое, доселе никем не виданное, либо ложиться и помирать. Эти проблемы могут возникнуть в жизни человека в разных ипостасях: «Почему она меня не любит?», «Текущая теория исторического процесса плодит парадоксы, но не дает ответов», «Ох и устал же я воровать!». Жизнь предлагает нам разные заковыристые вопросы в научном, духовном или житейском планах. И требует ответов. Ответов, которые не знает никто, и все твое будущее зависит от твоего разума и духовных сил. Именно здесь для личности открывается возможность протиснуться сквозь игольное ушко собственного «Я» в мир философии, а есть возможность и рухнуть в философские пропасти с крутых склонов позерства, самомнения и желания «быть как все». В такой ситуации жизнь требует решить общий вопрос (тот самый «предельно обобщенный») и лишь потом принять конкретное решение. Кто я? Вор или честный человек? Лукавства формата: «Я честный, но ведь все воруют», – опять выводит на круг вечных проблем. И многие люди сходят с ума от вновь и вновь наплывающих, но таких кошмареньких вопросов. Вопросов, которые страшно решить «с предельно общих оснований».

Временами такие вопросы возникают и в жизни общества. С кем ты народ? В чем смысл жизни твоей культуры? Готов ли ты на подлость ради благополучия? Что такое предательство друга и союзника? И тогда общество (государство, культура, политика, литература…) бурлит ответами, обвинениями, сентенциями, пророчествами. Иногда из этого бурлящего котла возникает философия – философия, которая становится руководством к жизни многих и многих поколений людей. Резюмируя, то есть максимально обобщая и переводя в короткую словесную форму все вышесказанное, нужно прописать, что философия возникает, когда в обществе и в жизни отдельного человека появляются нестандартные проблемы, не имеющие аналогов своего решения.

Но этого недостаточно. То, о чем мы говорили, это лишь пространство рождения философии, однако, необходимо и такое свойство мира, как движение. Если нет движения, то пространство бесплодно, если нет совести, то душа – пуста, если нет мысли, и лоботомия пройдет незаметной. Для появления философии попутным ветром является свобода. Но не та кичливая визжащая толпа, скандирующая речевки и коротенькие штампы (ТАК – ГЕТЬ). Отнюдь. Свобода – дама скромная, с неброским макияжем, в сероватом платьице, но в глазах которой горят звездочки счастья, а грациозные движения обещают подарить совершенство танца. Эта дама всегда находится на грани света и тьмы, она легко фланирует по границам тени. Свобода – это возможность просто постоять, подумать и принять решение. Причем, в этом интимном процессе вопрошания самого себя не нужны советчики, рекламщики, которые жужжат в уши, кто ты есть такой и кем не являешься. Свобода – это право человека на тишину, в которой только и возможно услышать свое сердце, разум или голос Бога. Только когда человек обладает определенной мерой свободы, он сможет задать себе философские вопросы: что Я могу знать, что Я должен делать, на что Я смею надеяться. Три простеньких вопроса, ответы на которых толкают человека к решительным житейским драмам: «Я свободный человек, а ты с ребёнком ущемляешь права моего… тела», «Лучше я буду бедным, зато перестанут сниться кошмары и мучить Язва», «Ааа.. после меня хоть потоп». В подоплеке всей этой «бытовухи» лежат скудные обрывки философствования так и получившие ценности: либ с пространством проблеммы, либо свободы слишком мало.

Последний, третий пункт, который приводит к рождению философии, к раскрытию тайны слова «возможность». Выше говорилось: «будет возможным», «получит возможность». Что это за зверь такой – «Возможность»? Это особое свойство человека (общества, культуры), которое характеризуется рефлексией. То есть ситуацией, когда человек способен осознавать самого себя, вести диалог с самим собой, анализировать свой внутренний мир, критиковать его, искать способы самосовершенствования. Сопутствуют рефлексии такие качества, как удивление, сомнение, страдание.

Итак, три кита, поднимающие из небытия философию:

  • нестандартные проблемы, затрагивающие саму суть человека (общества), ответ на которые «смерти или жизни подобен»;

  • великая мера свободы присущая человеку (обществу);

  • обладание свойством рефлексии (удивлением, страданием, сомнением).

Ответы и варианты ответов на нестандартные вопросы, сами постановки вопросов - вот суть создания предельно широких картин мира. Именно так – во множественном числе. Еще никому не удалось создать единственно верные всеобщие принципы бытия. И на этом камне разбивают лбы многие. Мол: «Стоит ли заниматься философией, если так и не видно четкого ответа на главные философские вопросы, которые тоже, впрочем, еще никто четко не поставил?». Хочется спросить, а разве многообразие стихов не повод закрыть книжки и перестать читать поэзию, а разве конкуренция физических теорий не является основанием для прекращения занятий физикой? В этом контексте многообразие философских систем и точек зрения является достоинством философии, ресурсом ее развития. Ибо философию делают личности, индивидуальности. А значит, воспроизводство философа и философии – процесс штучный, можно сказать, единичный, уникальный и не повторимый. Для такого процесса множественность вариантов философии – залог ее совершенствования, а не упадка.

Из всего выше сказанного очевидно, что философия – это не цельная, монолитная реальность, а некое бытие, которое имеет как минимум несколько плоскостей своего существования. Это, прежде всего, плоскость мировоззрения (система оценок и взглядов человека на мир), плоскость учебной дисциплины (обучение и научение работы с философской реальностью), плоскость академической дисциплины (создание новых философских смыслов, идей, систем языков).

И если философское мировоззрение способно существовать само по себе, в отрыве от остальных ипостасей философии, то академическая и учебная философия – это скорее две грани одного куба, иногда пересекающиеся, чаще диаметрально противоположные, но все-таки части единого целого.

Философия как один из исторических типов мировоззрения

«Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, определяющих его отношение к миру, и позволяющих найти свое место, обрести смысл и цель жизни.

Мировоззрение может быть самодостаточным, если оно опирается на мировосприятие и миропонимание, обеспечивающие эмоционально-ценностное и рассудочное отношение человека к миру. Главным вопросом мировоззрения является отношение человека к миру, которое можно выразить в схеме взаимосвязи субъекта и объекта. В качестве субъекта выступает «Я» в диапазоне от конкретного индивида до конкретного социального института, а объектом является то, что вызывает повышенный интерес и что противостоит субъекту как «не-Я». Это может быть любая реальность в диапазоне от любого явления мира до другого «Я». Так гласит каноническая чеканная формулировка мировоззрения. Ключевыми здесь являются два термина: «система взглядов» и «смысл жизни». Человек обладает большим спектром точек зрения на разные проблемы, но все эти спектры находятся в жесткой зависимости от системы его мировоззрения. Иногда эта система строится самим человеком, чаще он получает ее через воспитание, серию инстинктивных выборов: «того, что лучше», «как все» и т. п. И если поступок человека выходит за пределы его мировоззрения, ему становится неуютно, и он либо возвращается в систему, либо (что реже) задается вопросом: «что же такое произошло?». Результат ответа на вопрос – смена мировоззренческих координат.

Есть мировоззрения частные (мировоззрения англичанина, сантехника, белого человека и т. п.), но существует и глобальные типы мировоззрения, которые задают наиглавнейшие узелки той сети, в рамках которых функционирует человеческое «Я». Эти гиганты очень редко встречаются в своей чистой форме, чаще – в качестве причудливой мировоззренческой смеси.

Исторически первой системой мировоззрения был МИФ. Приведем несколько адаптированную цитату из учебника профессора И. Кального, который четко и ясно изложил суть данного типа мировоззрения: «Миф — это особое мировоззрение, которое выступает фактором социализации человека. Миф — это не столько сказание о жизни в слове, сколько сама жизнь. Он обеспечивает системную упорядоченность в форме тотема, организует ойкумену (заселенное пространство), создает пантеон (место для богов), формирует культуру страха и ритуала. В границах решения основного вопроса мифологического мировоззрения формируются устойчивые гипертрофированные образы, закрепляющие систему табу (запретов)».

МИФ – это исторически первое мировоззрение. То есть ныне ученым не известно мировоззрение, которое существовало ДО мифа. ДО мифа можно говорить лишь о мировосприятии, мироощущении, но никак не о системе взглядов со строгой иерархией и структурой.

«Ничто не вечно под луной», и наступил момент, когда МИФ стал ломаться, мяться и крушиться под веянием великих социальных потрясений, наглых бунтов одиночек, страшных исторических катаклизмов. Произошло это примерно в 9-1 вв. до н.э. на гигантском пространстве от Китая до Британии, от Балтики до Красного моря. В результате крушения системы мифа, на исторической арене появляются два новых великих мировоззрения: РЕЛИГИЯ и ФИЛОСОФИЯ.

Религия как мировоззрение – это особая форма общественного и индивидуального сознания; особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанный на вере в Бога и в высшую справедливость. Отличие религиозного мировоззрения от мифологического состоит в том, что отношение к Богу строится на основании безоговорочного принятия авторитета Бога. Тогда как для МИФА главным было, скорее, сродность, солидарность с тотемом (землей, небесными светилами, зверями).

Религия дарит Человеку свободу индивидуального общения с творцом, дарует свободу выбора и свободу творчества. Религиозное мировоззрение вырывает личность из тисков коллективного бытия, где все предопределено. Религия впервые говорит о трагичности человека, которая проявляется не в заданности происходящих событий, а в ответственности человека за все происходящее с ним.

В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру, Философия базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые (прежде всего связанные с утверждением о самодостаточности человеческого разума) логические и познавательные критерии для обоснования своих положений. Другими словами, Философия как особый тип мировоззрения ориентирована не на образы страха и не на образы поклонения, а на рождение образов познания и самопознания в системе субъектно-объектного отношения.

Философия, отрицая РЕЛИГИЮ и МИФ (на первых порах своего существования), стремится всему дать разумный, логически безупречный ответ. Любое явление поясняется с помощью простых и несложных логических операций. Очень наивных, исходя из знания дня сегодняшнего, но крайне смелых и необыкновенно значительных с точки зрения современников тех далеких времен. Однако философы столкнулись с большой проблемой: осмысливая процессы, они не имели возможности донести свои знания другому. Первые философы вскрывали такие слои реальности, о которых никто не ведал, осознавали такие законы, о которых никто и не догадывался, а следовательно, всей этой открытой бездне не было имен.

Поэтому первичными формами бытия философии являются не столько понятия (так называемый «птичий» язык философии), сколько смыслообразы, метафоры и аналогии.

Любопытно, что изначально философия не существовала как отдельная дисциплина. Литература, искусство, художественная критика, политическое и правовое сознание, обыденное мышление, сталкивающееся с проблемными ситуациями мировоззренческого масштаба, — все эти области, в которые была вплавлена философская рефлексия и в которых возникали философские образы. Физика живет лишь в долине физиков, а вот философия может быть таковой в любой части интеллектуального мира человека. Так, например, в произведениях великих писателей может быть разработана и выражена в материале и языке литературного творчества даже целостная философская система, сопоставляемая по своей значимости с концепциями великих творцов философии (например, литературное творчество Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. Камю, У. Эко и др.). Более того, многие гении слова признаются творцами великих философских систем, а частенько выдающиеся философы-профессионалы известны как мастера прозы и поэзии.

Однако живая и трепетная философская мысль имеет строгий «порт приписки», и, куда бы ни отправлялись большие красивые лайнеры или шустрые чайные клипера, они всегда возвращаются в родную гавань, коей является сообщество философов-профессионалов, именуемых академией.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]