Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Приложение 5. Хрестоматия ИППУ.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
954.57 Кб
Скачать

Глава III. Собственность

Первое явление свободы в окружающем мире есть собственность. По праву разумного существа человек налагает свою волю на физическую природу и подчиняет ее себе.

Человек, с материальной стороны, сам есть физическое существо и, как таковое, имеет известные потребности которые он удовлетворяет, обращая в свою пользу предметы материального мира. В этом отношении он стоит наряду с животными. 

В праве собственности мы должны различать три момента:

1) приобретение, 2) пользование, 3) отчуждение. 

Глава V. Нарушение права

Нарушение права есть крайнее явление свободы, преступающей свои пределы и утверждающей себя в противоречии с законом.

Это нарушение может быть двоякое соответственно двоякому значению права. Мы видели, что право разделяется на субъективное и объективное. Первое есть свобода, определенная законом, второе есть закон, определяющий свободу. Последнее представляет совокупность общих постановлений, равно относящихся ко всем; первое же есть присвоение, на этом основании, тех или других прав отдельным лицам. Некоторые из этих прав вытекают из самого существа личности, как носителя свободной воли; другие же приобретаются действием этой воли. 

Тут возникает прежде всего вопрос о юридическом основании наказания и о праве его налагать: Надобно, чтобы страх наказания воздерживал, как самого преступника, так и других от совершения подобных действий. Отсюда теория устрашения, которая долгое время господствовала в правоведении. 

Другие стараются смягчить начала устрашения присоединением к нему нравственных требований. Целью наказания полагается исправление преступника. Через это он делается для общества безвредным, а вместе с тем это - акт любви в отношении к нему самому. 

Истинная теория наказания есть та, которая отправляется от начала, составляющего самое существо права - от правды, воздающей каждому свое. Это и признается всеми законодательствами в мире, которые преследуют не чисто материальные, а идеальные цели. 

Как разумно-свободное существо, человек сам ставит себе закон, и этот закон применяется к собственным его действиям.

В этом состоит существо правосудия, из которого возникает распределение наград и наказаний: каждому по его делам. Отсюда требование соразмерности наказания с преступлением. 

Наказание имеет именно целью подавление противозаконных влечений и освобождение разумной воли из-под их гнета. Но прилагаться оно может только во имя справедливости, там, где доказано, что человек это заслужил. Этого требует уважение к лицу, и это есть его право. Нравственное исправление человека, помимо преступного действия, не входит в область юридического закона и составляет недозволенное посягательство на человеческую личность.

Таковы непреложные начала уголовного правосудия, которые признавались и признаются всеми законодательствами в мире, ибо они вытекают из неискоренимых требований человеческого разума и человеческой совести. :

Книга третья

Нравственность

Глава I. Нравственный закон и свобода

Человек различает добро и зло, нравственные действия и безнравственные; это - факт, не подлежащий сомнению. Но также несомненно и то, что он далеко не всегда сообразует свое поведение с этими понятиями; весьма часто он уклоняется от того, что он сам признает добром, и следует тому, что он признает злом.

И это - факт всеобщий и очевидный. Откуда же проистекают эти понятия и отчего поведение человека далеко не всегда с ними согласуется?

Фактически, нравственность тесным образом связана с религией, которая дает ей самую надежную опору. Человек, который верит в Бога и в будущую жизнь, с наградами и наказаниями распределяемыми всемогущим и премудрым Существом, исполняет с убеждением предписанный Им нравственный закон и терпеливо переносит жизненные невзгоды, нередко сопряженные с этим исполнением. 

Ставя себя самого целью своих действий, я должен в одинаковой степени ставить целью и других, мне подобных. Отсюда религиозное правило: <возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе>. Отсюда и философское правило: <разумное существо должно быть для тебя целью, а не средством>

Эти отношения, как сказано, могут быть двоякого рода, отрицательные и положительные, откуда проистекает двоякое требование: 1) не вредить другим, 2) делать другим добро. 

Мы видели, что и право есть формальное начало, устанавливающее границы внешней свободы и предоставляющее человеку в этих пределах действовать по своему усмотрению. Нравственность требует уважения к праву, ибо она требует уважения к человеческой личности и охраняющему ее закону; но она ограничивает пользование правом. Обращаясь к внутренней свободе человека, она налагает на него обязанность воздерживаться от такого употребления права, которое противоречит нравственному закону. 

Книга четвертая

Человеческие союзы