Второй Крестовый поход
Сил крестоносцев оказывалось, однако, недостаточно для отражения сопротивления мусульманского мира.
Первым пало Эдесское княжество в 1144 г. Эдесса перешла во власть эмира Имад ад-Дина Зенги. Это событие стало поворотной точкой в деле подготовки второго крестового похода (1147-1149). В Европе был введен специальный налог на снаряжение крестоносцев. Их армии возглавлялись коронованными особами: Людовиком VII, королем Франции, и Конрадом III, германским императором. Духовным вдохновителем этого похода был знаменитый французский теолог – Бернар Клервосский, ярый сторонник папской теократии.
Святой Бернар, «прославившийся знамениями и чудесами и чтимый народом в Галлии и Германии за равного апостолам и пророкам», послужил делу всем пылом своего красноречия, влияние которого простерлось далеко за французские пределы. «Внемлите, братья… Се настало время… Се дни спасения… Что делаете вы, герои? Что делаете вы, служители Креста?.. Неужели предадите вы святыню псам, предоставите бисер свиньям?..» В своем восторженном одушевлении он верил, что скоро «исполнятся времена» и языческая власть падет перед царствием Господним. На рейхстаге в Шпейере, созванном в декабре 1146 г., он совершил то, что сам называл чудом из чудес: произнеся одну из своих могучих проповедей 27 декабря, он осадил императора Конрада, обратясь в церкви лично к нему. И император принял крест из рук великого проповедника. Снова настала минута всеобщего одушевления христианского мира одной мыслью, и частные распри затихли, между тем как воины и не воины спешили к указанным сборным местам.
Это предприятие – второй крестовый поход (1147-1149) – оказалось совсем неудачным. В поход шли и рыцари, и простой народ. Многих знатных рыцарей сопровождали их жены и даже прислуга. Сами рыцари отплыли в Константинополь на кораблях. Простолюдины вынуждены были добираться в этот город по суше, и большинство из них погибло в дороге.
Феодалы-рыцари рассматривали этот поход не столько как военную акцию, сколько как увеселительное путешествие. Прибыв в Константинополь, они проводили время в праздных застольях и развлечениях и не смогли организовать серьезное наступление на Дамаск, который изначально был целью этого похода. Войско их состояло из 50 тысяч человек, но среди этих французов, немцев и иерусалимцев было столько неумения, раздоров и интриг, что предприятие не могло быть удачным. Не удался также второй штурм, сообща направленный против Аскалона. В сентябре 1148 г. король Конрад возвратился через Константинополь в Германию, куда прибыл весной 1149 г. Людовик же отправился домой через Италию, где имел свидание папой Евгением, который с самого начала был недоволен организацией этого крестового похода.
Третий Крестовый поход
Одно за другим падали государства и княжества крестоносцев. У мусульман же было создано объединенное государство. После падения династии Фатимидов в Египте (1171) султаном стал полководец Саладин, который объединил Египет, Сирию и некоторые части Месопотамии. Саладин объявил крестоносцам «священную войну» (газават). Его войска отбили у крестоносцев города Сидон, Бейрут и 1187 г. захватили Иерусалим. Это послужило толчком к началу нового крестового похода.
Третий крестовый поход (1188–1192) в некотором отношении, по своему общему характеру, отличался от предшествующих. И на этот раз, как и в предшествующем походе, все дело оказалось в руках крупнейших феодалов, и английский и французский короли не устояли против неудержимого стремления своих наций. Но духовный, и особенно монашеский элемент, равно как и народно-плебейский, уклонились от участия в крестовом походе. Участие в этом предприятии было весьма разумно ограничено известного рода цензом, обеспечением путевых расходов суммой в три марки серебра (около 60 р. с.), и уж это, конечно, исключило весь сброд, который был такой тягостной обузой при двух первых походах и так много способствовал их неудаче. И во всем остальном приготовления велись с большей осмотрительностью. Посольства были отправлены и к венгерскому королю, и к греческому императору, и к сельджукскому султану Кылыч-Арслану, который недружелюбно смотрел на возрастание могущества Саладина.
Третий поход возглавили король Англии Ричард I Львиное сердце, французский король Филипп II и германский император Фридрих I Барбаросса.
Начало похода было весьма благоприятно. В Венгрии король Бела, согласно договору, озаботился заготовкой провианта, и в войске поддерживалась образцовая дисциплина. Гораздо больше трудностей встретилось в исполнении предприятия, когда за Белградом крестоносцы перешли греческую границу. Здесь в 1185 г. произошла смена династии: Комнины были свергнуты Ангелами, знатной фамилией, владевшей большими землями в Азии. Глава новой династии, Исаак Ангел, прославился победой, одержанной им над норманнами, которые, овладев Фессалоникой, уже направлялись к Константинополю. И он, и весь греческий народ были враждебно настроены против «франков». Император Исаак обошелся с послами Фридриха почти как с пленниками и даже не захотел признать его императорского титула. Но все же в силу договора, скрепленного заложниками, рыцарское войско было переправлено за Геллеспонт на греческих судах.
Войска Фридриха I, двигаясь по суше через Софию и Адрианополь, переправились через пролив Дарданел в Малую Азию. Там, при переправе через реку Селеф, Фридрих I утонул. Дойдя до города Конья (центральная часть Турции), рыцари повернули назад.
Войска под предводительством Ричарда I отправились морем из Лондона и Дартмуда, вдоль берегов Франции, Испании и через Гибралтарский пролив вошли в Средиземное море. В Марселе и Генуе к ним присоединились рыцари во главе с Филиппом II. Далее из Лигурийского моря через пролив Бонифачо их корабли вошли в Тирренское море и через Мессинский пролив – в Средиземное море.
Рыцари Ричарда I захватив острова Крит и Родос, соединились с рыцарями Филиппа II у города Акра, который взяли штурмом летом 1191 г., и готовы были идти на Иерусалим. Но, узнав о том, что войска Фридриха I повернули назад, а сам германский император погиб, король Филипп Французский предпочел возвратиться домой. Король Ричард, оставшись один во главе войска крестоносцев, ничего не добился, не сумел вовремя удалиться с театра войны, несмотря на весьма дурные вести, получаемые из Англии, и закончил свою деятельность договором, который заключил в сентябре 1192 г. со Саладином. В силу этого договора христиане удержали за собой береговую полосу от Яффы до Тира, Аскалон был разрушен и мирное посещение святых мест дозволено христианам, но Иерусалим, вместе с драгоценной святыней Креста Господня, попавшего в руки мусульман после поражения при Хаттине, остался во власти Саладина. Крестоносцы отложили штурм Иерусалима до следующего крестового похода.
