- •Глава 17
- •§ 1. Общая характеристика направления
- •§ 2. Социологические воззрения в.М. Хвостова
- •§ 3. Социологические взгляды п.И. Новгородцева
- •§ 4. Социологическое наследие б.А. Кистяковского
- •§ 5. Социологическая теория л.И. Петражицкого
- •1. Место неокантианства в истории российской социологии
- •2. Социальная гносеология б. А. Кистяковского
- •3. Социологическая концепция л. И. Петражицкого: от неокантианства к неопозитивизму
- •Литература
- •Богдан (Федор) Александрович Кистяковский (1868-1920)
- •2. Вениамин Михайлович Хвостов (1868-1920)
Зборовский |
Глава 17
Неокантианство в российской социологии
§ 1. Общая характеристика направления
На рубеже XIX—XX вв. в теоретической мысли России получило широкое распространение неокантианство. Идеи Г. Риккерта и В. Виндельбанда, наиболее ярких его представителей, относительно специфики социального познания и необходимости использования теории ценностей нашли благодатную почву среди российских социальных мыслителей — 1 историков, философов, правоведов, политэкономов, социологов, которые; привнесли немало своего в трактовку общества и различных сторон его жизни. Суть проблемы состояла в том, как осуществлять обобщающее социальное познание, когда в общественной жизни все имеет индивидуальный характер.
В российской социологии неокантианство отличал ряд особенностей. Прежде всего, его появление было связано не только с общими причина ми научного интереса к нему, по и с положением дел в самой социологи» где господствовали позитивизм и натурализм. Некоторые социологи выступили против сближения социологии с естествознанием, против исследования общества с помощью естественно-научных методов, утверждая что у социальной науки должны быть свои особые подходы к изучению реальности, свои методы познания.
Отсюда — неокантианская критика ситуации в социальной науке, признание ее кризиса в области методологии. Речь шла о том, что позитивистская и натуралистическая социология, опираясь лишь на факты, и| наблюдение, фиксацию, описание и объяснение, неспособна понять, что за ними скрывается. Этот кризис усугубляется тем, считали неокантианцы, что стремление социологов к целостному охвату общества приводил к забвению его отдельных сторон, в первую очередь человеческого поведения, игнорированию его культурно-ценностного аспекта. Цель исследования, утверждали они, состоит не в объяснении явлений, а в их оценке, осуществляемой с учетом прежде всего абсолютной ценности нравственного долженствования. Таким образом, на передний план выдвигалась ценность личности. Что же касается различных проектов социального переустройства общества, то их следует оценивать с точки зрение личностной» направленности, т.е. возможности использовать результаты общественных преобразований для совершенствования личности.
Отсюда становится понятной еще одна особенность российской неокантианской социологии — ее психологизма, акцента па изучении социально-психологических взаимодействий, к которым зачастую сводилась вся социальная реальность. Неокантианство в социологии было связано с се психологическим направлением гораздо более тесно, чем с другими течениями социологической мысли России.
Если общество, по словам одного из наиболее известных российских социологов неокантианского направления П.И. Новгородцева, существует только в лицах в качестве единственной социальной реальности, то отношения между ними, неизбежно приобретающие нормативный характер, должны соответствующим образом изучаться. Так возникает еще одна особенность российского социологического неокантианства — повышенное внимание, уделяемое ключевой категории — норме. Не случайно среди представителей этого направления оказалось много очень известных российских правоведов: Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, 15.М. Хвостов. Обратимся к характеристике их социологических взглядов.
