Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПРЭ-УП для ИУЭС-Часть 2 (главы 10-16 и ДИ).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.24 Mб
Скачать

16.2. Международное экономическое, торговое и финансовое право. Антитрестовое законодательство

Сово­купность хозяйственных связей, через которые взаимодействуют на­циональные экономики разных государств, образует международные экономические отношения (МЭО). Публично-правовые аспекты МЭО изучаются международным экономическим правом (МЭП). Международное экономическое пра­во — это правовая «надстройка» над системой межгосударственных (публично-правовых) экономических отношений. В таком понима­нии МЭП предстает как одна из отраслей международного права, ко­торую можно определить как совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения в области МЭО.

Государства, взаимодействуя в МЭО, вступают в правоотноше­ния, несут юридические права и обязанности. Из множества правоот­ношений, складывающихся в МЭО под воздействием МЭП, образует­ся международный экономический правопорядок.

Предметом межгосударственных публичных правоотноше­ний в сфере МЭО являются, как правило, правовые режимы товаро­оборота, доступа товаров на внутренний рынок, защиты рынка, прин­ципы расчетов по товарообороту, использование тарифных и нета­рифных мер регулирования внешней торговли, импорта/экспорта, контроля за мировыми ценами на товарных рынках, регулирова­ния товаропотоков, транспортировки товаров, правовой статус част­ных лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), и т.п.

Для решения указанных вопросов государства используют следу­ющие методы регулирования:

— метод двустороннего регулирования отношений: в торговых договорах, соглашениях о товарообороте или поставках товаров, со­глашениях об экономическом и научно-техническом сотрудничестве;

— метод многостороннего регулирования: «пакетом» соглашений системы ВТО, включая тексты ГАТТ, ГАТС (Генерального соглаше­ния по торговле услугами), ТРИП (Соглашения о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность), а также многосторонними товарными соглашениями и в рамках других международных органи­заций (ОПЕК и др.) и соглашений;

— метод наднационального регулирования; элементы такого регу­лирования используются в рамках международных организаций — ВТО, МВФ и т.п.;

— метод диспозитивного регулирования — с помощью диспозитивных норм МЭП;

— метод императивного регулирования — с помощью императив­ных норм МЭП.

Международно-правовой режим в сфере МЭО функционирует на базе договорных, обычно-правовых и рекомендательных норм, содер­жащихся, в частности, в Уставе ООН (гл. 9 «Международное экономическое и социальное сотрудничество»), Генеральном согла­шении по тарифам и торговле, Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), Соглашении о торговых аспектах прав на интеллек­туальную собственность (ТРИП), Соглашении по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМ), Уставе ВТО, Уставе МВФ, Римском договоре о создании ЕЭС, в соглашениях государств — членов СНГ, Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, в конвенциях МОТ, в решениях ВТО, МВФ, ОПЕК, в резолюци­ях международных организаций — в «Принципах, определяющих международные торговые отношения и торговую политику, способст­вующих развитию» ЮНКТАД, в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН: «Хартия экономических прав и обязанностей государств», «Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой прак­тикой», «О протекционизме», «О мерах укрепления доверия в МЭО», «О международной экономической безопасности»; в торговых, пла­тежных, кредитных, налоговых международных соглашениях, согла­шениях о защите инвестиций, об экономическом, научно-техниче­ском сотрудничестве и многих-многих других источниках права.

При взаимодействии националь­ных экономик, товарных рынков разных стран объективно возникают межгосударственные отношения по поводу правового режима доступа товаров одного государства на рынки других государств, условий регу­лирования товарооборота, защиты национального рынка и т.п. Все эти вопросы регулируются международным торговым правом.

Международное торговое право — это совокупность международ­но-правовых норм, регулирующих отношения в области международ­ной торговли. Развитие международной торговой системы осуществлялось в основном под влиянием ГАТТ, к которому постепенно (с 1947 г.) при­соединилась преобладающая часть государств. По окончании Уруг­вайского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ (сентябрь 1986 - декабрь 1993 г.) была учреждена Всемирная торговая организация (ВТО). Соглашение об учреждении ВТО подпи­сано в г. Марракеше, Марокко, 15 апреля 1994 г. 104 государствами.

В основе международного торгового права лежат такие его специ­альные принципы, как принцип развития торговли («свободы тор­говли»); принцип либерализации торговли; принцип защиты нацио­нального рынка; принцип свободы транзита; принцип предоставле­ния национального режима; принцип взаимности; принцип взаим­ной выгоды; принцип недискриминации в торговле; принцип предо­ставления режима наиболее благоприятствуемой нации; принцип преференций для развивающихся стран и др.

Международное финансовое право. В настоящее время международная финансовая система представ­ляет собой разветвленную систему, имеющую множество государст­венных и частно-кредитных элементов, посредством которых осуще­ствляется координация финансовых связей в мире. Обобщенно сис­тема состоит:

  • из ежегодных совещаний «восьмерки» (бывшей «семерки») влиятель­нейших государств мира, принимающих наиболее важные стратеги­ческие решения;

  • специализированных учреждений ООН, занимающихся финансо­выми вопросами в глобальном масштабе, а именно группы Всемирно­го банка и МВФ;

  • Парижского клуба — многостороннего механизма государствен­ных кредиторов, регулирующего и унифицирующего подходы креди­торов к должникам;

  • Лондонского клуба — объединения крупнейших частных кредито­ров, вырабатывающего совместную политику частных коммерческих банков по отношению к должникам;

  • региональных банков развития, сфера деятельности которых огра­ничена определенными географическими районами;

  • субрегиональных банков развития; межгосударственных органи­заций, осуществляющих операции на двусторонней основе, и др. Кроме указанных субъектов в системе участвуют частные юридиче­ские лица и отдельные физические лица.

Юридическое оформление международной финансовой систе­мы произошло в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США, Нью-Гемпшир) в связи с созданием двух учреждений: Международного банка реконструкции и развития (МБРР) как постоянно действующего органа, обеспечивающего со­здание благоприятных условий для капиталовложений, стимулирова­ние внешних потоков долгосрочных инвестиций, содействие рекон­струкции и развитию территорий стран-членов, облегчение конвер­сии военной экономики в гражданскую, а также Международного ва­лютного фонда (МВФ) — как центра, обеспечивающего сотрудниче­ство стран-членов с целью регулирования и координации валют­но-финансовой деятельности и способствующего развитию произво­дительных ресурсов стран-членов. В марте 1946 г. в городе Саванна (США) состоялась учредительная сессия МБРР и МВФ.

Сотрудничество МФО и государств осуществляется на основе много­сторонних и двусторонних международных договоров. К первым от­носятся, прежде всего, бреттонвудские соглашения, устанавливаю­щие и юридически закрепляющие фундаментальные принципы меж­дународной финансовой системы, а также региональные многосто­ронние договоры.

Серьезные изменения в организации и методах международного регулирования финансовых отношений 60—70-х гг. вызвали к жизни Ямайское соглашение 1976 г., закрепившее отказ от ряда по­ложений, принятых в Бреттон-Вудсе. Оно предусматривало полную демонетизацию золота в международных расчетах, введение режима плавающих курсов валют, отмену фиксированных паритетов валют и окончательный переход к использованию в качестве мировых денег национальных валют и международных расчетных единиц — СДР (Special Drawing Rights — специальные права заимствования (ино­гда — СПЗ), выпускаемых МВФ. Еще до принятия Ямайского соглашения в рамках устава МВФ в мае 1968 г. была одобрена поправка, которая и установила создание СДР. С отменой паритетной системы каждая страна получила право вы­бирать собственный метод определения меновой стоимости национа­льных денег. Устав МВФ гарантирует многовалютные финансовые отношения и легализует их. Единственным требованием для стран яв­ляется запрет на использование золота в качестве меры стоимости на­циональной валюты, а также обязанность государства информировать другие страны-члены, каким именно образом оно определяет стои­мость денег.

Кроме многосторонних договоров к источникам регулирования относятся и двусторонние международные договоры. Среди них мож­но выделить договоры между государством и международными фи­нансовыми организациями (МФО) и договоры о сотрудничестве МФО с международными организациями нефинансового характера.

Международные организации создают свое право — администра­тивные нормы, касающиеся внутренней жизни организации. Уставы МФО наделяют организации правоспособностью применительно к внутреннему праву государств-членов.

Антитрестовское законодательство основано на предположении, что общество будет получать пользу, препятствуя развитию монополии или прекращая деятельность монополии там, где она уже существует. Наибольшее развитие антитрестовское законодательство получило в США путем последовательного принятия законов Шермана (1890), Клейтона (1914), Закона о Федеральной торговой комиссии (1914), закона Уиллера – Ли (1938) и закона Селлера - Кефовера (1950).

Закон Шермана. Наивысшей точкой острого общественного возмущения трестами, получившими развитие в 1870 - 80-е гг., стало принятие в 1890 г. антитрестовского закона Шермана. Этот краеугольный камень антитрестовского законодательства составлен на удивление кратко и, на первый взгляд, прямо касается существа дела. Суть закона воплощена в двух основных параграфах:

«1. Любое соглашение, объединение в форме треста или в иной форме или тайный сговор, имеющие целью ограничение производства или торговли между несколькими штатами или с иностранными государствами, настоящим объявляются незаконными.

2. Любое лицо, которое будет или попытается монополизировать, или объединиться, или сговориться с каким-либо лицом или лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли между несколькими штатами или с иностранными государствами, будет считаться виновным в совершении преступления ...».

Результатом принятия этого закона стало превращение монополии и «ограничений торговли» — например, тайных сговоров в области ценообразования или раздела рынков между конкурентами — в уголовные преступления против федерального правительства. По закону Шермана как министерство юстиции, так и стороны, пострадавшие от предпринимательских монополий, могли предъявить им иск. Фирмы, уличенные в нарушении закона, по решению суда могли быть ликвидированы; или могли издаваться судебные предписания, запрещающие те виды деятельности, которые признавались незаконными данным актом.

Результатами успешного отстаивания исковых требований могли быть также штрафы и тюремное заключение. Далее стороны, пострадавшие от незаконных объединений или тайных сговоров, могли предъявить иск о возмещении в троекратном размере причиненного им ущерба. Казалось, что закон Шермана обеспечивал прочное основание для уверенных действий правительства против предпринимательских монополий. Однако первые же судебные истолкования закона Шермана выявили серьезные вопросы о его эффективности, и стало ясно, что нужна более точная формулировка антитрестовских настроений правительства. Действительно, деловое сообщество само стремилось к более четкой формулировке того, что является законным или незаконным.

Закон Клейтона. Необходимое уточнение закона Шермана приняло форму закона Клейтона 1914 г. Следующие параграфы закона Клейтона были призваны усилить и уточнить смысл закона Шермана:

Параграф 2 объявляет вне закона ценовую дискриминацию покупателей, когда такая дискриминация не оправдана разницей в издержках. Параграф 3 запрещает исключительные, или «принудительные», соглашения, в соответствии с которыми производитель продавал бы некий товар покупателю только при условии, что последний приобретает другие товары у того же самого продавца, а не у его конкурентов.

Параграф 7 запрещает приобретение акций конкурирующих корпораций, если это может привести к ослаблению конкуренции.

Параграф 8 запрещает формирование взаимопереплетающихся директоратов, когда руководитель одной фирмы является также членом правления конкурирующей фирмы — в крупных корпорациях, где результатом было бы уменьшение конкуренции.

Закон Клейтона — это попытка заострить и пояснить общие положения закона Шермана. Более того, закон Клейтона пытался объявить вне закона способы, которыми монополия могла бы развиваться, и в этом смысле был превентивной мерой. Закон Шермана, напротив, был нацелен в большей степени на наказание существующих монополий.

Закон о Федеральной торговой комиссии. Этим законодательным актом в 1914 г. была создана Федеральная торговая комиссия (ФТК) из пяти членов, и на нее была возложена ответственность за проведение в жизнь антитрестовских законов, и закона Клейтона в особенности. ФТК была наделена властью расследовать нечестные конкурентные действия по своей собственной инициативе или по требованию понесших ущерб фирм. Комиссия могла устраивать публичные слушания по таким искам и при необходимости издавать запретительные предписания в тех случаях, когда были раскрыты «нечестные методы конкуренции в коммерческой деятельности».

Закон Уилера — Ли (1938) возложил на ФТК дополнительную ответственность за осуществление контроля над «вводящими в заблуждение поступками или действиями в торговле». В результате ФТК также взяла на себя задачу защиты публики от ложной или вводящей в заблуждение рекламы и предоставления искаженной информации о качестве продуктов.

Закон о Федеральной торговой комиссии имеет двойное значение: этот акт расширил диапазон незаконного делового поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия по проведению расследований и возбуждению судебных дел.

Закон Селлера - Кефовера внес поправку в параграф 7 закона Клейтона, который запрещает фирме приобретать акции конкурентов, если такое приобретение ослабило бы конкуренцию. Фирмы могли обойти параграф 7 путем приобретения вещественных элементов активов (основных производственных фондов и оборудования) конкурирующих фирм, а не их акций. Закон Селлера - Кефовера закрыл эту лазейку, запретив одной фирме приобретать вещественные элементы активов другой фирмы, когда результатом было бы ослабление конкуренции.