Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
162215_б-УПТСипу11_2017_01.docx.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
40.08 Кб
Скачать

2. Дворцы

Замечательным образцом деревянного зодчества был несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском под Москвой, который представлял собой живописную композицию прихотливо сгруппированных больших и малых срубов-клетей, связанных переходами, высокими кровлями и шатрами. Сказочное великолепие дворца усиливали золоченая резьба и яркая раскраска. Построенный в 1667-1668 годах мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым, он был частично перестроен в 1681 году Саввой Дементьевым, заменившим башню-повалушу царских хором новой столовой избой. Спустя 100 лет после его постройки дворец был разобран за ветхостью.

Коломенский дворец состоял из семи хором: для царя, для царевича, для царицы и четырех - для царевен. Все хоромы были связаны переходами между собой, а также с подсобными помещениями и дворцовой церковью. Каждые из этих хором были трех- или четырехэтажными, состояли из ряда клетей со своими сенями, наружными крыльцами и разнообразными покрытиями - шатрами, поставленными нередко по два и по три, простыми и крещатыми бочками и кубами. Живописности и сложности композиции здания отвечала обработка фасадов, где были богато украшены резьбой подзоры кровель, крыльца, галереи и наличники окон. В хоромах царя, царицы и царевича фасады были обшиты тесом, что в народной деревянной архитектуре тогда не применялось, так же как и внутренняя орнаментальная и сюжетная роспись стен и потолков.

Окруженный каменной оградой, дворец вблизи мог быть обозреваем только по частям, и то одна, то другая часть его приобретала значение композиционного центра, создавая разнообразные, сменявшие одна другую картины, объединяемые между собой повторением деталей. Единству архитектурного облика дворца способствовала и одинаковая композиция фасадов всех хором, с мощными нижними этажами-подклетами, со стенами, прорезанными волоковыми или чередующимися волоковыми и красными окнами, с более легкими благодаря применению одних красных окон вторыми этажами и совсем легкими верхними этажами - чердаками - с каркасными стенами и сплошным рядом окон, разделенных тонкими стойками. Такая композиция фасадов наделяла хоромы большой легкостью, а сложность плана и объемной композиции, разнообразие покрытий, богатство наружных украшений и раскраска в разные цвета этих украшений и крыш придавали дворцу сказочное великолепие.

Многое в архитектуре этого дворца - компоновка здания из отдельных срубов, подклеты, наружные крыльца, сочетание волоковых окон с красными, форма покрытий и т. п. - было известно и в более ранних постройках-избах и церквах. В нем отразились и народная культура, и культура господствующего класса, здесь мастера из народа средствами народной архитектуры создали целое, отвечавшее запросам и вкусам богатого заказчика.

3. Церкви

1 Шатровые и клетские церкви

В деревянной церковной архитектуре XVII веке наряду с прежними типами клетской и восьмигранной шатровой церкви применялись и новые типы: квадратные в плане шатровые церкви с восьмериком на четверике и с шатром на крещатой бочке, церкви с ярусными верхами из ряда восьмериков и церкви с так называемыми кубоватыми покрытиями.

Простейшие деревянные церкви - клетские - ещё строились в XVII веке, но теперь они ставились на подклете, и иногда с запада вместо притвора к ним пристраивалась трапезная, большая по площади, чем самая церковь. Клетские церкви XVII века обычно делались выше, чем раньше, и достигали высоты 20-25 метров, будучи покрыты очень крутыми крышами с полицами внизу; алтари и притворы таких церквей иногда покрывали бочками.

Шатровые церкви, которые в средней полосе, в силу требований высшего духовенства, начинали уступать место клетским, ярусным и церквам на каменное дело, т. е. кубическим срубам с одной или пятью главами на четырехскатной крыше, на севере по-прежнему строились в большом количестве. Иногда они возводились по-старому, восьмериком с двумя прирубами, как Владимирская церковь в селе Белая Слуда Архангельской области (1642 г.); или о двадцати стенах, как церковь села Сельцо (той же области; 1673 г.), где боковые прирубы, вмещавшие приделы, покрыты вместо обычных бочек шатрами, поставленными на восьмерики, образующие переход от нижнего четверика к шатру.

Тип шатровой церкви с восьмериком на четверике стал с XVII века преобладающим. Многие из таких построек имели трапезную, подклет, а иногда и боковые прирубы, вмещавшие приделы. Примером такой церкви может служить церковь села Пучуга Архангельской области (1698 г.); сравнение ее с такими постройками, как церковь 1600 г. в селе Панилове, показывает, в каком направлении развивалась в XVII веке русская деревянная архитектура. Увеличение количества и уменьшение размеров объемов, из которых состоит здание, откровенная асимметрия боковых фасадов, разнообразие окон, волоковых и красных, одиночных и парных, сильное сужение кверху шатра и небольшие размеры венчающей его главы - все это заставляло церковь в Пучуге казаться более легкой и живописной, чем паниловская.

Изменилась и внутренняя архитектура церквей. Если раньше входящий в церковь попадал из низкой паперти почти непосредственно в высокое главное помещение, то сейчас он проходил сначала через обширную, более высокую, хорошо освещенную трапезную, с ее резными столбами и скамьями и богато украшенной дверью, ведущей в церковь. Потолки трапезных имели вид наката из пластин, опиравшегося на стены и прогоны - матицы, поддерживаемые одним или двумя резными столбами из толстых бревен. Такие столбы поддерживали и верхние площадки крылец, в других случаях эти площадки лежали на бревенчатых консолях или срубах. Церковь внутри была лишь немногим выше трапезной, и это вместе с большим, чем раньше, богатством декоративного убранства делало ее интерьер более мирским, по-домашнему уютным и жизнерадостным, схожим с интерьером богатых хором.

Местным типом деревянного шатрового храма является церковь с шатром на крещатой бочке, маскирующей переход к восьмигранному шатру от четверика, непосредственно на котором он поставлен. Таковы Архангельская церковь в Юромском погосте Архангельской области (1685 год) и другие церкви на Мезени и Пинеге.

Крещатые шатровые церкви в XVII веке почти не строились, но их несколько напоминали церкви, построенные восьмериком на четверике с четырьмя прирубами, покрытыми бочками. Некоторые из этих церквей с прирубами, покрытыми двумя или тремя бочками, насаженными одна на другую, как это сделано в церквах сёл Пйяла Архангельской области (1651 год) и Варзуга Мурманской области (1674 год), напоминают своими переходами от нижней части к восьмерику каменную церковь Вознесения в Коломенском.

Так называемые кубоватые покрытия, обычные для берегов Белого моря и реки Онеги, известные со второй половины XVII века, увенчивались одной или пятью главами и хорошо вязались с бочками, покрывающими алтарные прирубы. Это видно на примере церквей сёл Шуерецкого в Карелии(1666 год) и Кушерецкого Архангельской области (1669 год), в которых шеи глав поставлены на маленькие декоративные кокошники, повторяющие форму бочки.

В поисках сложного и богатого силуэта зодчие со второй половины XVII века используют принцип многоглавия, великолепным воплощением которого является церковь Преображения в Кижах, представляющая собой поразительный по красоте 22-главый храм.

Характерно усиление светского начала, оно достигалось присущими деревянному зодчеству художественными средствами: не богатым убранством фасадов, но усложнением объема и силуэта зданий.

В русской деревянной архитектуре XVII века преобладали прежние приемы возведения стен и покрытий из горизонтальных венцов. Таким способом выполнялись и наиболее сложные покрытия этого времени - кубоватые, т. е. четырехскатные покрытия, имеющие в разрезе криволинейные очертания, похожие на очертания луковичных глав, и ярусные башни, состоящие из ряда восьмериков. Конструкция шатров, отрезанных от церквей потолками, начала изменяться в сторону уменьшения их веса: появились шатры, рубленые в реж, т. е. с соединением бревен между собой не вполдерева, а в-четверть дерева, с зазорами между ними. Затем (главным образом в Прионежье) появились шатры, рубленные до половины высоты; верхняя половина их имела вид легких наслонных стропил, со средней стойкой, опирающейся на прогоны, врубленные в венцы нижней части шатра.

К этому же времени относятся и церковные потолки, устраивавшиеся небом - в виде усеченной пирамиды.

Верхние части крылец и висячие галереи делались каркасными из стоек-брусьев, зажатых между нижней и верхней обвязками, и тесового заполнения между ними. Такой же была конструкция стен холодных верхних этажей - чердаков - в богатых хоромах. Каркасной была и конструкция колоколен, где посреди ставилась высокая стойка, а по углам здания другие стойки-бревна меньшей высоты, на которые клалось несколько венцов, служивших опорой для нижних концов стропильных ног, опиравшихся своими верхними концами на среднюю стойку. По этим стропилам и делалось шатровое тесовое покрытие.

В XVII веке церкви получают округлые главки и шеи, выполненные по кружалам. Такой была несохранившаяся Ильинская церковь Выйского погоста Архангельской области, срубленная в 1600 году, или также несохранившаяся Никольская церковь в селе Панилово на Северной Двине 1600 год. Все эти постройки осуществлялись уже хорошо известными методами прирубания срубов друг другу. В шатровых покрытиях, возводимых на основе срубной конструкции, длина венцов кверху постепенно убывала.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]