1. Строительные приёмы мастеров XVI? века
Так на Руси в XVI? в. сложились устойчивые приемы плотницкого мастерства, которые давали возможность возводить сложные по конструктивному решению постройки, обеспечивая при этом их высокий художественный уровень. Строителями был выработан целый комплекс разумных композиционных и конструктивных приемов. Это и вязка стен и покрытий из горизонтальных венцов, и установившаяся конструкция проемов, позволявшая сохранить общую прочность сруба, и, наконец, целая череда различных конструкций покрытий - высоких двускатных, бочечных, шатровых, а также конструкций карнизов-повалов. Мастерство плотников было настолько искусным, что они легко прирубали друг к другу срубы различных размеров. Прирубая срубы друг к другу, строители значительно расширяли внутреннее пространство церкви. Строительные приемы, выработанные при возведении укреплений, помогали создавать прочные оборонительные сооружения, неприступные для врага. Несмотря на то, что все эти сооружения разительно отличались от примеров архитектуры Запада, где к этому времени конструктивно обеспечено перекрытие пролетов подчас огромных размеров, они несли в себе невероятную изобретательность и самобытность культуры русского народа. Технические приемы строительства из дерева часто были уникальными и неповторимыми. Одновременно удалось создать систему сборного деревянного строительства, которое издревле приобрело самый широкий размах. Одним из главных достоинств в техническом отношении было возведение всех деревянных построек без гвоздей и металлических скреп.
Во второй половине XVII века начали применять совместно срубную и стропильную системы, а еще позже перешли на чисто стропильную. Фантазия мастеров плотницкого дела оставила примеры и других видов покрытий. Четверики вместо треугольной крыши часто завершались покрытием в виде бочки. Широко применялись кубчатые (кубоватые) и луковичные покрытия, которыми завершались все главки церквей. Часто мастера совмещали различные типы и конструктивные приемы, что придавало зданию невероятную затейливость и праздничность.
Стены в верхней части сруба основного объема расширялись с помощью напуска венцов. Эта расширенная часть стен, получившая название повала, поддерживала карнизы - полицы. Полицы создавали перелом в крутоуклонной скатной крыше и служили карнизами, далеко отбрасывающими от деревянных стен дождевую воду, что было чрезвычайно важно для сохранности здания. Этот конструктивный прием был усовершенствован в китайской архитектуре. Концы карнизов китайских пагод и других зданий слегка приподняты вверх, что отбрасывает воду еще дальше от постройки.
В XVII веке волоковые окна уже заменялись большими по размеру красными окнами, с квадратными пропорциями. Прорезка стен такими окнами требовала укрепления самой стены, что осуществлялось с помощью косяков - вертикальных стоек с пазами, куда заводились бревна венцов. Также укреплялись и дверные проемы. Косяками служили специальные бревна - стойки, установленные по бокам проёма.
Применялись в XVII веке и каркасные деревянные конструкции из бревен и бруса с дощатым заполнением. Каркасной конструкцией пользовались при возведении открытых частей зданий. На основе каркаса возводились галереи-гульбища, ведущие к ним лестницы и крыльца, а также с его помощью устраивались чердаки. При этом каркас использовался и в качестве остова для деревянных построек, а также в целях расширения внутреннего пространства рубленых церквей, когда под наиболее длинные прогоны, держащие перекрытие в середине пролета, устанавливались мощные деревянные стойки. Это отчетливо иллюстрирует план и интерьер Петропавловской церкви (1698 год) в селе Пучуга Архангельской области. Для устройства лестниц и крытых галерей использовались концы горизонтальных венцов, которые выпускались из стен в виде консолей. Для того чтобы усилить консоль, ее делали из нескольких бревен, постепенно выпуская каждое последующее над предыдущим. Каркасная конструкция позволяла осуществлять с наименьшими затратами такие достаточно высокие сооружения, как звонницы или колокольни. Стойки связывались внизу и вверху горизонтальными венцами, в средней части устраивался дополнительный горизонтальный пояс. Таким образом создавался несущий устойчивый остов, который возводился достаточно быстро и не требовал больших трудозатрат и большого количества тяжелых бревен. Все стенки между несущими стойками заполнялись досками, которые закреплялись в пазах несущих элементов, или же пространство между несущими элементами оставляли открытыми.
В хоромах и дворцах появилась более сложная обработка фасадов: резьба на причелинах и подзорах кровель и оконных наличниках, перешедшая позднее и в более богатые крестьянские избы, где она также сочеталась с росписью, но продолжала соответствовать свойствам дерева, способам его обработки и конструктивному назначению украшаемых ею частей. Так, толстые столбы трапезных и колоколен украшались неглубокими порезками в виде жгутов и дынек, выразительно подчеркивавших их напряженное состояние, а тонкие столбики крылец, поддерживавшие легкие крыши, имели порезки более глубокие. Порезки, украшающие бревенчатые консоли-повалы и превращающие концы бревен в выкружки или гуськи, не менее выразительно говорят об их конструктивном значении. Украшением зданий был и кровельный материал, лемех и тес с вырезными концами, и лишь в таких деталях, как наличники окон дворца в Коломенском, выполненные белорусскими резчиками, видно влияние форм, взятых извне, из каменной архитектуры. Но и в этом дворце, не говоря уже о более скромных хоромах и деревянных церквах, еще сохранялись свойственные народному искусству правдивость и искренность, соответствие композиции зданий их назначению, архитектурных форм - формам конструктивным, детальной обработки - свойствам строительного материала.
