Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_5_1_5_2_5_4_5_5_1-8.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
373.43 Кб
Скачать

12. Международное и национальное право современной России.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичные нормы закреплены во многих внутригосударственных актах. Казалось бы, в Российской Федерации имеет место монистическая концепция с приматом МП над внутригосударственным. Однако это не так.

Во-первых, составной частью правовой системы России объявлены лишь: общепризнанные принципы МП; общепризнанные нормы МП; международные договоры РФ. Вместе с тем в правовую систему России не включены нормы МП, не являющиеся общепризнанными, а также закрепленные в иной (недоговорной) форме, например, в актах органов международных организаций.

Во-вторых, приоритет перед российским законодательством имеют только нормы договоров. Нормы, закрепленные в форме других источников МП (например, в виде обычаев, актов органов международных организаций), соотносятся с российским правом по особым правилам. Получается "частичный" примат МП (что противоречит "ортодоксальной" монистической концепции).

В-третьих, международные договоры РФ не должны противоречить Конституции РФ. Не вступившие в силу международные договоры могут стать предметом проверки Конституционного Суда РФ.

В-четвертых, Конституция устанавливает приоритет международных договоров лишь в процессе правоприменения. Договоры не отменяют законы в случае коллизии их норм (что было логичным в случае объявления договоров частью законодательства), а лишь изменяют правила их действия. Нормы, противоречащие договору, всего-навсего не применяются в конкретной жизненной ситуации. Более того, норма закона, противоречащая договору с одним государством, продолжает действовать в отношениях с государствами, с которым такой договор не заключен.

В-пятых, сама Конституция РФ и российское право не могут противоречить основным принципам и общепризнанным нормам МП, соответствуют императивным нормам МП.

В-шестых, также существует важное исключение из правила приоритета нормы международного договора над нормой закона России: те международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов преступлений, не могут применяться судами непосредственно. В связи с этим нормы международного права, которые предусматривают признаки составов преступлений, должны применяться судами Российской Федерации в тех случаях, когда норма Уголовного кодекса Российской Федерации прямо указывает на необходимость применения норм международного договора Российской Федерации.

В-седьмых, следует учитывать недавние изменения, связанные с компетенцией Конституционного суда РФ, о том, что Российская Федерация имеет право не исполнять решения международных судов, если те противоречат Конституции.

Таким образом, на основании проведенного нами анализа законодательства Российской Федерации, а также теории права мы можем сделать следующий вывод: говорить о том, что Конституция России закрепляет абсолютный примат международного права над правом национальным в корне неверно — Конституция все же имеют высшую юридическую силу на территории Российской Федерации, и не вступившие в силу международные договоры, признанные Конституционным судом не соответствующими Конституции, просто не применяются. Однако роль международных договоров в правовом регулировании не умаляется — в иерархии нормативных правовых актов российской правовой системы они занимают место сразу после Конституции, что обеспечивает высокий уровень защиты прав и свобод граждан.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]