Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
VKR_obraz_3.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
891.64 Кб
Скачать

Глава 1. Развитие теории целостного педагогического процесса в истории мировой педагогической мысли

1.1. Теория элементарного обучения Песталоцци и.Г.

Зарождение идеи целостности воспитания и обучения как единого процесса относится к середине XIX века и связано с успешным развитием естествознания, антропологизацией философского знания и диалектики. Благоприятное влияние на становление теории целостного педагогического процесса оказали усилившиеся во второй половине XIX в. тенденции интеграции наук о человеке:

Первоначально идея целостности воспитания и обучения: восходит к педагогическому опыту И.Г. Песталоцци (1746 –1827), но наиболее отчетливо она прозвучала в произведениях И.Ф. Гербарта (1776–1841) и получила оформление виде теории воспитывающего обучения. Он отмечал, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть средство без цели, лишенные средства[3, с. 152].

Идея развивающих целей и задач воспитания положена в основу разработанной И.Г. Песталоцци теории элементарного образования, которая подразделялась на теории умственного, физического и нравственного развития. Назвав свою теорию образования элементарной, И.Г. Песталоцци имел в виду, что развитие ребенка должно начинаться от наипростейших элементов и двигаться к сложным. Он разработал систему расположенных в определенной последовательности упражнений с целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности. Песталоцци выступил как новатор, дифференцировав содержательную и развивающую стороны обучения. Однако задаче развития способностей ребенка порой подчинялось другая, не менее важная задача обучения, – вооружение учащихся необходимыми знаниями.

Большую роль И.Г. Песталоцци отводил упражнениям детей в нравственных поступках, требующих с их стороны выдержки, решимости и умения преодолевать свои желания во имя достижения нравственной цели. Продолжая линию Д. Локка и Ж.Ж. Руссо, он рассматривал воспитание как процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, но опыт работы с детьми в учебно-воспитательных учреждениях позволил ему выдвинуть принципиальную новую идею об использовании детского сообщества как существенного фактора нравственного развития. Новаторский подход И.Г. Песталоцци к нравственному развитию ребенка позволил ему выработать и другое ценное в теоретическом и практическом отношении положение; обучение и воспитание должны осуществляться гармонично, в неразрывной связи. В противном случае неизбежно одностороннее развитие сил и способностей и как результат – нравственная черствость, эгоизм[3, с. 154].

 

1.2. Вклад в теорию развития педагогического процесса и.Ф. Гербарта

Более крупный вклад в теорию развития педагогического процесса внес Игонан Фридрих Гербарт – крупнейший немецкий педагог-теоретик XIX столетия. Будучи одновременно философом и психологом, он сделал попытку обосновать педагогику с помощью данных этих двух наук; из философии он выводил цели воспитания, а с помощью психологии обосновал пути достижения этих целей.

Анализируя педагогический процесс, Гербарт выделял в нем три части – управление детьми, обучение, нравственное воспитание. Задача управления, по Гербарту, состоит в дисциплинировании детей, в упорядочении их поступков и желаний. Обучение он считал важнейшим средством воспитания, отмечая, что его задачей является развитие у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Нравственное воспитание, как указывал он, должно обеспечивать внедрение в сознание ребенка основных нравственных идей. Хотя средствами нравственного воспитания Герберт считал и обучение и управление, он предусматривал также использование в этих целях специальных методов и приемов (установление правил поведения, поощрения и наказания, наставление и увещевание и т.д.).

 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]