Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник Апрельские чтения ТулГУ 2016.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.34 Mб
Скачать

Габдрахимов н.Ш. Политическое развитие туниса и египта после арабской весны

Научный руководитель: канд. пед. наук Лесконог Н.Ю.

Московский педагогический государственный университет

С декабря 2010 по февраль 2011 г. в Тунисе и Египте происходили революции, вошедшие в историю под названием Арабской Весны. Их результатом стало уничтожение действующих авторитарных политических режимов: в Тунисе – режима Бен Али, в Египте – режима Хосни Мубарака. Социальные, экономические и политические ситуации перед революциями в обеих странах были во многом схожи: безработица, высокий уровень коррупции властей, существенные ограничения в политическом плюрализме, ограничение в правах человека и т.д. Одной стороной конфликта и в Тунисе и Египте выступала власть и силовые структуры, другой – оппозиционные партии, политики и значительная часть общества. Значительную роль среди антиправительственных сил играло исламистские движение. Режимы пали после перехода армий на сторону протестующих. После падений политических режимов в странах стали происходить политические изменения. Например, исламистские партии в Тунисе и в Египте пытались провозгласить шариатские законы основными в стране, а светские партии выступали против таких изменений и выступали за создание более светских государств и законодательства. Результаты изменений для политического развития стран были совершенно разными. В Тунисе светские и умеренные исламистские партии совместно приняли новую Конституцию и сумели направить страну по демократическому пути развития государства. В стране были обеспечены демократические свободы и политический плюрализм. В Египте с 2011 г. по 2013 г. продолжалась борьба за власть между исламистами и военными. Результатом борьбы за власть стала победа и приход к власти военных и поражение исламистов. В 2014 г. была принята новая Конституция. В новой Конституции провозглашалось ограничение роли ислама в жизни страны и усиление роли и влияния военных и парламентариев. Военным Конституция Египта предоставляет право на протяжении срока работы двух следующих президентов выдвигать кандидатуру министра обороны. Одновременно парламент страны получил право смещать и судить президента. Реальная власть в Египте оставалась у военных. Новый президент страны, маршал Абдул Фаттах Ас-Сиси, после прихода к власти и победы его партии на выборах в парламент, стал проводить во многом схожую с Мубараком политику. Он стал существенно ограничивать свободу СМИ и при необходимости подавлять оппозицию, партию «Братья-Мусульмане», которая была снова запрещена в стране и ушла в подполье. Фактически в стране был установлен новый авторитарный режим, и снова правителем страны стал военный. Среди сходств в политическом развитии Туниса и Египта после Арабской весны можно выделить наличие однопалатных парламентов в обеих странах и недопущение прихода к власти радикальных исламистов.

Герасимов а.А. Особенности молодежи как субъекта политики

Научный руководитель: канд. полит. наук, доц. Махрин А.В.

Тульский государственный университет

Политическая субъектность молодежи имеет ряд специфических особенностей. Они связаны как с местом данной категории населения в социальной структуре, так и с рядом ее сущностных характеристик.

Первая особенность заключается в неустойчивости субъектности в общественно-политических интеракциях. Другой субъектной особенностью молодежи является ее положение в социуме. Она подвергается своеобразной стратификационной дискриминации в связи с лабильностью статусных позиций, которые зачастую являются «стартовыми» и довольно низкими. Молодежь оказывается в неравном положении по отношению ко многим социальным стратам, что содержит в себе конфликтный потенциал, в том числе политического толка. Внутреннее социальное расслоение молодежи также способствует нарастанию конфликтного потенциала.

Последняя особенность может быть выражена через набор сущностных характеристик молодежи как социально-демографической группы. К ним относятся лабильность, трансгрессивность, экстремальность сознания.

Лабильность есть неустойчивость установок, ориентаций, ценностей у молодых людей. Убеждения только формируются, не являются императивами. Именно поэтому молодежь подвержена различным формам идеологической индоктринации. Путем манипулирования сознанием, особенно средствами СМИ, можно достичь резко негативных результатов, взрастив в молодежи как агрессию, так и отчуждение, индифферентность к политической сфере в целом.

Трансгрессивность сознания есть способность преодолевать социально-психологические барьеры, стереотипы, табу при конструировании социальной реальности. Молодые граждане склонны ориентироваться на те референтные группы, которые имеют высокий социальный статус, а также на престиж, успех в различных сферах. Эти ориентации выражаются в сознании молодежи как ожидания, притязания. Разрыв между уровнем ожиданий и притязаний, в зависимости от тех или иных социально-экономических условий, способен при углублении вызывать к жизни запрос на экстремальные, неконвенциональные формы политического участия.

Экстремальность можно выразить через максимализм, склонность к крайним вариантам поведения и самоопределения молодых людей, как в групповом, так и в индивидуальном масштабе.

Полноценным субъектом политики молодежь становится тогда, когда становится способна к консолидации с целью реализации групповых интересов и самосознанию своего места в структуре общества.

Таким образом, политическая субъектность молодежи представляет собой особую форму консолидации ее групповых интересов, предполагающую осознание вышеозначенных особенностей данной субъектности.