Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник Апрельские чтения ТулГУ 2016.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.34 Mб
Скачать

Ливенцева в.А относимость доказательств и допустимость средств доказывания в гражданском процессе

Научный руководитель: канд. юрид. наук Аристархова Т.А.

Тульский государственный университет

Относимость доказательств является правилом поведения суда, в обязанностях которого входит принятие, истребование, исследование от сторон только тех доказательств, которые способны подтвердить факты, имеющие значение по делу, необходимые и достаточные в тоже время для вынесения обоснованного решения судом.

Из всех предоставляемых доказательств участвующими в деле лицами, суд должен в итоге отобрать именно те доказательства, которые относятся к делу, а в точности имеющие связь с фактами, которые подлежат доказыванию. Поэтому можно выявить объективную связь, которая должна быть между содержанием доказательств и фактами, которые подлежат доказыванию, обязательно присутствующая в основе правила относимости.

Так как стороны и другие заинтересованные лица, могут неверно оценивать относимость представляемых ими доказательств или осознано мешать суду, то норма об относимости доказательств в первую очередь относится к самому суду. В соответствии с правилом относимости доказательств суд обязан регулировать сами процессы представления, истребования, а так же исследования доказательств, для необходимого отбора достаточного материала, чтобы в итоге дело не было перегружено не имеющими никакого значения к делу доказательствами.

Примером можно привести лицо, которое ходатайствует об истребовании или же исследовании вещественных, письменных доказательств, вызове свидетеля. В своем ходатайстве данное лицо обязано указать обстоятельства, которые могут подтвердиться предоставленными им доказательствами. Заявления и ходатайства лиц об истребовании новых доказательств, участвующих в деле, и их представителей допускаются определение суда, после того как были заслушаны мнения других участников в деле и заключение прокурора.

Полнота судебного познания фактических обстоятельств по делу означает, что привлечены все необходимые для дела доказательства и так же исключены лишние загромождающие процесс материалы. Так как принятие доказательств, не имеющих значения по делу, в итоге может привести к судебной ошибке.

Литвиненко н.В. Лица, имеющие право занимать позицию защитника в уголовном судопроизводстве, их соотношение и функции

Научный руководитель: канд. юрид. наук Дяблова Ю.Л.

Тульский государственный университет

Согласно ч.2 ст.49 УПК РФ в качестве защитников допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. Согласно ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. На поверхности два основных вопроса: 1) является ли ч.2 ст.48 Конституции РФ нормой, конкретизирующей ч.1 ст.48 Конституции РФ и 2) определяет ли ч.2 ст.48 Конституции конкретный и исчерпывающий круг субъектов оказания квалифицированной помощи обвиняемому и подозреваемому.

Отвечая на данные вопросы, мы исходим из того, что в уголовном судопроизводстве защитник выполняет задачу охраны прав и законных интересов обвиняемого.

Оказание юридической помощи представляет собой разъяснение действующего законодательства, содействие в подготовке юридических актов, консультирование по вопросам права.

Таким образом «защита от обвинения» и «оказание юридической помощи» – относительно самостоятельные функции защитника в уголовном судопроизводстве, обеспечивающие охрану прав и законных интересов обвиняемого (подозреваемого).

Необходимость соответствующей квалификации для оказания квалифицированной юридической помощи, вытекающая из содержания ч.1 ст.48 Конституции РФ, не распространяется на реализацию такой подфункции защитника как «защита от обвинения». Эту деятельность обвиняемый (подозреваемый) может осуществлять самостоятельно или пользуясь помощью любого иного лица, хотя бы и не обладающего высокой юридической квалификацией.

Таким образом, ч.2 ст.48 Конституции РФ является нормой конкретизирующей положения ч.1 ст. 48 Конституции РФ лишь в части субъектов оказания квалифицированной юридической помощи. Очевидно, что законодатель должен четко определить критерии соответствия защитнику, способному оказать квалифицированную помощь.